Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6297Томск, Туризм

Жемчужная река, обманчивые берега

Удалось ли вернуть деньги тем, кто не смог отдохнуть на острове Хайнань, и как не попасть в такую ситуацию

Жемчужная река, обманчивые берега
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Можно ли наступить дважды на одни и те же грабли? Как оказалось, можно. Именно так случилось с теми, кто пострадал от действий турфирмы «Жемчужная река». Представительство компании, которая организует поездки на остров Хайнань, открылось в России совсем недавно — в 2017 году. И уже весной 2018 года пошли первые тревожные звоночки — несколько раз откладывалось начало полетов на курорт. Это объяснялось тем, что еще не был полностью готов весь необходимый пакет документов у авиакомпании.

Потом возникла проблема с размещением — по приезде туристов заселяли не в тех отелях, которые были заявлены в туре. Не прошло и полгода, как ситуация повторилась, но уже в больших масштабах.

История одного обмана

В конце ноября 2018 года представители Росавиации сообщили об отмене с 26 ноября всех полетов «Жемчужной реки» в Китай из-за долгов туроператора перед авиаперевозчиками. Уже в начале декабря тех, кто планировал провести новогодние каникулы на «китайских Гавайях», настигла новость: все рейсы из Томска на остров Хайнань отменены до 31 декабря. Тогда туроператор объяснил это тем, что перевозчик «Алроса», самолетами которого на отдых отправлялись томичи, не смог получить разрешение на выполнение чартерных рейсов в аэропорт Санья в связи с его высокой загруженностью. Томичам было предложено выбрать несколько вариантов: перенести свои вылеты в Кемерово, вернуть деньги или перенести свой отпуск на более поздний период.

Однако позже появилась информация об отмене рейсов другой авиакомпании — «ИрАэро», которая осуществляла перелеты из Хабаровска, Челябинска, Уфы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Кемерово и Москвы. Причиной стала задолженность туроператора «Жемчужная река» в размере 2,3 миллиона долларов.

Еще через пять дней следственный комитет сообщил, что против руководства компании возбуждено уголовное дело по факту нарушения прав и законных интересов граждан. Особенно остро прочувствовали нарушения своих прав те, кто застрял в китайских аэропортах и не смог вовремя вернуться домой. Среди них были около ста томичей.

На совещании, в котором приняли участие представители Ростуризма, Росавиации, ассоциации «Турпомощь», а также авиаперевозчиков, обеспечивших вывоз российских туристов с острова, сообщили, что с 8 по 21 декабря авиаперевозчиками самостоятельно, а также с привлечением механизма экстренного вывоза туристов за счет средств «Турпомощи» вывезено 2 709 туристов.

С каждым днем скандал вокруг туроператора только усиливался. Пострадавшие от действий «Жемчужной реки» начали создавать тематические группы в социальных сетях и мессенджерах. 12 декабря Ростуризм исключил сведения о компаниях, работающих под брендом «Жемчужная река», из Единого федерального реестра туроператоров.

Чем позже, тем меньше

После исключения «Жемчужной реки» из реестра в Ростуризме заявили, что всем пострадавшим необходимо обратиться в страховую компанию «Орбита». При этом сумма страхового покрытия у двух юридических лиц, которые работали под брендом «Жемчужная река», в этой страховой компании составила лишь около 20 миллионов рублей. Этого было явно недостаточно, чтобы возместить ущерб тысячам пострадавших. В таких ситуациях удовлетворение требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Что это значит на практике? Как сообщили представители страховой компании «Орбита», на конец марта к ним обратились более 4,8 тысячи человек и организаций. Сколько среди них было жителей Томска, в компании уточнить не смогли. Для выплат было создано три реестра, в зависимости от даты обращения. Средние выплаты по первому реестру на порядок превышают средние выплаты по третьему. Так, коэффициент пропорции для расчета выплат по третьему реестру требований составляет лишь 0,002567983.

***

Томичке Анне Соломиной удалось вернуть через страховую компанию лишь 4 тысячи рублей из 143 тысяч. В конце ноября она приобрела в рассрочку тур в Китай на четырех человек. Вылет должен был состояться 10 марта.

— Альтернатив по цене и количеству дней предложению «Жемчужной реки» не было, — отмечает Анна. — А через неделю выяснилось, что сняли летную программу на декабрь. Никаких заявлений на отказ от тура мы не писали, думали, что ситуация может измениться. В январе пришлось через «Хоттур» обращаться в страховую компанию с заявлением на возврат денежных средств. Поскольку сумма страховой выплаты оказалась просто смешной, было подано исковое заявление в Ленинский районный суд. Скоро состоится слушание.

Тем временем, как сообщили в управлении Роспотребнадзора по Томской области, уже в 2018 году шесть обращений в ведомство послужили основанием для обращения в суд за защитой нарушенных прав потребителей. Все они были связаны с нарушениями в сфере оказания туристских услуг в связи с неисполнением обязательств со стороны туроператора «Жемчужная река» (ООО «Геркулес Тревел», ООО «Тревел Дизайнерс») по причине отмены летной программы. Решения по всем обращениям вынесены в пользу потребителей.

В общей сложности с ответчика судебным решением взыскано 875 515 рублей. 2019 год может стать рекордным по числу обращений, поскольку многие пострадавшие только начинают заниматься возмещением ущерба.

Однако даже в случае положительного решения суда нужно учитывать, что, если у компании нет активов, добиться реального исполнения требований будет сложно. Если дело дойдет до банкротства организации, то клиенты будут включены в перечень кредиторов. В этом случае остается ждать компенсации в порядке очереди.

Вместе сильнее

Пострадавшие от действий «Жемчужной реки» ищут разные способы объединить свои усилия и опыт. Одна из таких площадок — группа в социальной сети «ВКонтакте» — «Жемчужная река» 2018 — Пострадавшие туристы». В настоящее время она объединяет почти восемь тысяч участников из самых разных регионов: от европейской части России до Дальнего Востока.

Томичами только в рамках этой группы собрано 17 подписей от пострадавших под групповым заявлением. Как рассказал томич Алексей Горшков, с 16 февраля материалы находятся в полиции, но их судьба пока неизвестна.

— Насколько я знаю, никто не получил свои деньги назад. Мы с супругой точно, — отметил он.

Еще одному пострадавшему томичу — Дмитрию Щепеткину — к настоящему моменту удалось вернуть лишь комиссию турагентства и не более. В хождении по судам он не видит смысла.

— За две недели до нашего запланированного отдыха друзья летали с «Жемчужной рекой» на Хайнань. Вернулись счастливые. Мы расслабились и ждали даты вылета (в декабре). Но за день до заветной даты нам сообщили, что вылет переносится. Подождали пару дней и сами отказались от тура (не успели бы вернуться к моменту, когда нужно было выходить на работу), — отмечает Дмитрий. — Конечно, когда отказывались, «Жемчужная река» обещала вернуть все потраченные деньги. В итоге попросили у агентства какую-то сверку по оплате и все, дальше — тишина. Я уже думал что времена, когда могут так кинуть не одну тысячу людей, прошли.

Как не оказаться в такой ситуации?

Конечно, когда думаешь об отпуске, хочется расслабиться и полностью доверить все организационные хлопоты туроператору. Но, к сожалению, это может привести к печальным последствиям. Поэтому лучше тщательно изучить о нем всю возможную информацию, как и о других организациях, от которых зависит ваш отдых. Эти усилия помогут свести к минимуму риск оказаться в такой ситуации, как клиенты «Жемчужной реки».

Прежде всего эксперты советуют проверить туроператора по реестру Ростуризма на сайте ведомства. Там указано число туристов, отправленных на отдых за прошедший год, размер страхового возмещения и другая полезная информация. От этого напрямую зависит, какой процент от потраченных на тур средств вы сможете возместить в экстренной ситуации. Также можно поинтересоваться, не было ли у компании, которой вы решили доверить свой отдых, срывов полетов, проблем с размещением и других неприятных ситуаций.

Кроме того, стоит проверить, является ли выбранный туроператор членом ассоциации «Турпомощь», которая создана для оказания экстренной помощи российским туристам за рубежом в случае проблем туроператора, регулярно ли платит взносы. Эта информация есть в открытом доступе на сайте ассоциации.

Почему это важно? Кроме возмещения от страховой компании, законодательством предусмотрена возможность заявить требования о возврате средств за путевку объединению туроператоров в сфере выездного туризма. При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора.

Если фонд не достиг максимального размера, то денежная выплата производится в случае, когда средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно для возмещения туристу причиненного ущерба. Если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера, турист может обращаться непосредственно в «Турпомощь». При этом требование и необходимые документы нужно представить в течение 90 рабочих дней с установленной объединением даты начала сбора требований.

Еще один способ возмещения ущерба — исковое заявление в суд. Именно на этом этапе находятся многие пострадавшие от действий «Жемчужной реки». Однако даже выигранный иск не гарантирует возврата средств. Единственный способ увеличить шансы на удачный отпуск — скрупулезный подход к его планированию.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×