Архив
9июля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2020
2020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2351Томск

Первый воздушный шар и парашютист в Томске

Как в Томске запустили первый воздушный шар, и первые попытки подъема людей в небо

Воздушный шар «Русский», на котором совершил полет в 1887 году Дмитрий Менделеев
Воздушный шар «Русский», на котором совершил полет в 1887 году Дмитрий Менделеевarran.ru

Человеку всегда было свойственна тяга к небу, к свободным полетам, к покорению воздушной стихии, и томичи в этом смысле были, конечно же, не исключением. А в чем-то наш город даже попал в число первопроходцев.

Бунтовщик Радищев и комендант Томса де Вильнёв

Первый воздушный шар, запущенный в Томске в августе 1791 года, оказался не только пионером сибирского воздухоплавания, но и одним из первых воздушных шаров во всей российской империи. Запуск его осуществил знаменитый русский писатель Александр Николаевич Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и, по словам императрицы Екатерины II, «бунтовщик хуже Пугачева».

За его книгу, содержащую страстный протест против крепостного рабства в России, Радищеву был подписан смертный приговор, который потом был заменен ссылкой на вечное поселение в Илимский острог. Как раз на долгой дороге к месту пожизненной ссылки Радищев и сделал остановку в Томске. Тем более, что тяжело заболела в пути спутница писателя Елизавета Рубановская (в Илимском остроге она станет законной супругой Александра Николаевича), проложившая, по сути, дорогу в Сибирь будущим женам декабристов.

В Томске Радищев нашел теплый прием у военного коменданта города, француза Томаса де Вильнёва. Именно во дворе комендантского дома, сохранившегося и поныне (дом с мезонином напротив Воскресенской церкви), и был запущен «монгольфьеров шар». Об этом рассказал в своих воспоминаниях сын писателя Павел: «Радищев был ласково принят комендантом-французом, бригадиром в русской службе. Он пускал во дворе его «монгольфьеров шар», сделанный им из тонкой бумаги — зрелище для того времени не виданное в Сибири».

Из людей, сбежавшихся к месту запуска (во дворе комендантского дома), почти никто не верил, что монгольфьер, да еще с небольшим грузом, поднимется вверх. И когда шар, наполнившись горячим воздухом, поплыл в небо, многие кинулись бежать прочь. Можно представить, какой фурор это произвело в городе!


Комендантский дом
Фото: radischev.lib.tomsk.ru

Екатерина, ты была не права!

Тут надо сказать, что дерзновенные опыты с воздушными шарами и успешные попытки взлететь в небо (первый полет с людьми на монгольфьере был совершен 21 ноября 1783 года), произведенные в мятежной Франции, вызвали явное недовольство российской императрицы Екатерины II.

Словно предчувствуя приближающуюся Великую французскую революцию, она с враждебностью относилась ко всему французскому, несущему элементы просветительства, скрытой революционности. В том числе, и к воздушным опытам братьев Монгольфье. На запуск воздушных шаров в России фактически был наложен запрет, а иноземным воздухоплавателям, предлагавшим проведение демонстрационных полетов в столице империи, было решительно отказано в популяризации «бесплодной и ненужной аэромании».

В этом свете, запуск воздушного шара в Томске был явно не просто развлечением посреди долгого пути, и даже просветительским научным опытом. В определенном смысле это был протест, демонстративный жест неповиновения двух свободомыслящих людей эпохи.

За этот запуск «дьявольского» воздушного шара местные церковники требовали предать Радищева анафеме. Самого коменданта де Вильнёва трогать не решились: будучи католиком, он, тем не менее, был в хороших отношениях с православной церковью, при нем было заложено несколько каменных церквей Томска. Однако известие о «вольнодумстве» коменданта, наверняка, достигло столицы, и не исключено, что оно повлияло на отставку де Вильнёва в 1793 году. Как и то, что комендант Томска, в отличие от других соотечественников, бывших на службе в России, не стал, по требованию Екатерины, отрекаться от республиканской Франции и присягать на верность российской короне. Его имени не было в газетных списках отрекшихся.

Когда шесть лет спустя амнистированный по смерти императрицы Радищев возвращался из ссылки домой через Томск, то он, к своему сожалению, уже не застал в живых своего сподвижника по первому в Сибири опыту «аэромании». В память о коменданте (по преданию, он умер, объевшись своими любимыми пирогами с черемухой) в Томске остались не только его дом и остатки тюремного замка, выстроенного по чертежам де Вильнёва, но и чугунная надгробная плита с его могилы.

67 лет спустя…

Следующий запуск воздушного шара томичам, судя по всему, довелось наблюдать лишь 67 лет спустя. Об этом написано в неофициальном отделе газеты «Томские губернские новости» 29 августа 1858 года. При большом стечении публики на выступлении прибывшей из Санкт-Петербурга группы Гварнери в тогдашнем городском саду (ныне это Университетская роща) были оборудованы места в первых рядах — для местной аристократии. «Ножки дам и детей покоились на туземных коврах, привезенных из Тюмени», — писала газета. Сначала был устроен фейерверк, а потом запущен большой воздушный шар. В афишах была указана его окружность — 62 фута (примерно 19 метров).

«Шар поднялся, хотя на небольшую высоту, но все-таки поднялся и, вылетев из сада, сгорел на воздухе, опускаясь на площадку близ здания присутственных мест (ныне СФТИ). Толпа аплодировала его полету».


Университетская роща — бывший публичный городской сад, где в 1858 году был запущен воздушный шар

Необходимо заметить, что с воздухоплаванием России не очень-то повезло. Хотя внук Екатерины Александр I (не чуждый, как принято считать, Томску) отменил запрет на запуск воздушных шаров, и две российские столицы — Петербург и Москва — в начале XIX века смогли наблюдать полеты иностранных аэронавтов, но в консервативной империи это направление развития не получило. Русские люди, если и поднимались в небо, то исключительно на шарах заезжих воздухоплавателей-гастролеров.

Правда, существует версия, ставшая популярной в конце 1940-х годов, когда принято было доказывать, что чуть ли не все важные изобретения сделали первыми жители России. В частности, ссылались на достаточно древнюю рукопись, которая свидетельствовала, что еще за 50 лет до французов братьев Монгольфье успешный опыт полета в небо совершил подьячий Крякутной в Рязани.

Этот загадочный первопроходец попал в энциклопедии, ему был сооружен памятник, в юбилей полета выпущена почтовая марка, а известный детский писатель Александр Волков, выпускник Томского учительского института, даже сочинил, базируясь на этой истории, роман «Чудесный шар» (1940). Но потом выяснилось, что в старинную рукопись были внесены современные поправки, и миф этот был создан коллекционером-мистификатором. Впрочем, он до сих пор порой витает в российских эмпиреях: жалко с ним расставаться.

В небо вслед за Менделеевым

Тем не менее, надо признать правду: всерьез в России заниматься вопросами воздухоплавания начали ближе к концу XIX века, когда в царском правительстве посчитали, что эта «аэромания» может принести пользу для военных нужд, а под такое дело деньги в стране всегда находились. И воздушные шары с аэронавтами стали подниматься в небо над просторами Российской империи.

Одним из первых, кстати, и почти героически (в одиночку, не имея опыта управления воздушным шаром) поднялся в небо великий ученый и почти что наш земляк из Тобольска Дмитрий Менделеев, связанный с Томском и родственными, и научными нитями. Ученый наблюдал с высоты своего полета солнечное затмение в 1887 году.

Но нашему городу еще достаточно долго было ждать первого полета человека на шаре. Хотя томичи уже весьма интересовались новостями воздухоплавания и, к примеру, очень близко к сердцу приняли катастрофу и поиски шара француза Андрэ. Он пытался достичь на воздушном шаре Северного полюса, но, видимо, потерпел крушение и пропал без вести где-то в российских северных широтах. Возможно, и на севере Томской губернии. По крайней мере, томичи живо следили за поисками экспедиции Андрэ, обсуждали их на страницах местных газет, а знаменитый, подстреливший немало медведей томский охотник Лялин, охотясь в красноярской тайге, будто бы, обнаружил остатки воздушного шара Андрэ. О находке томича сообщили даже парижские газеты, но на проверку все это оказалось охотничьей «уткой».

Что же касается запуска воздушных шаров без пилота, то в 1890-е годы это уже перестало быть для Томска особой диковинкой: без него не обходилось почти не одно крупное гулянье в городе.

Причем пресса уже не описывала эти полеты подробно, а лаконично сообщала, что, мол, запуск был удачным, шар полетел в нужном направлении. А иногда и наоборот: «Бумажный шар за ветром пущен не был, к крайнему огорчению выступавших музыкантов, с негодованием набросившихся на бедного пиротехника, обвиняя его в неумении пускать шар» («Томский листок», 1895 г.)

Однако когда на воздушном шаре попытался взлететь в небо отважный человек – тут уже приключилась настоящая катавасия, не делающая честь «ученому» городу Томску.

О первой предполагаемой попытке сообщал в июле 1896 года «Томский листок»: «В саду «Алтай» (располагался между нынешней ул. Учебной и пивзаводом) фокусник А. Георгиус готовит к воздушному полету аэростат. В первый раз г. Георгиус поднимется на высоту 2-3 верст над землей. Это, кажется, первый воздухоплавательный опыт в г. Томске».

Но, по всей видимости, фокус этот не удался. По крайней мере, ни одна из местных газет об этом ничего не написала, а они, уж поверьте, сообщали тогда о всех мало-мальски значимых событиях в городе.

Первый полет и первый парашютист

Час первого полета человека в томское небо пробил 22 июля 1900 года, на грани двух столетий. Афиши гласили, что на ипподроме Общества любителей конского бега «известный воздухоплаватель-парашютист Юзеф Древницкий совершит свободный полет на воздушном шаре и с громадной высоты опустится на землю с помощью парашюта-зонта».

По сообщению газеты «Сибирский вестник», Древницкий, путешествуя по России и Италии, совершил уже 387 подобных полетов. «Ранее видевшие полеты Древницкого люди говорили, что они представляют чрезвычайно интересную и красивую картину, хотя нередко сопряженную с опасностью». Но, думается, то, что пережил воздухоплаватель в Томске, нигде в мире ему встречать не доводилось.

Входные билеты на ипподром были по той же цене, что и в дни обычных бегов и скачек. Но помимо этого, «вокруг того места, где будет надуваться шар, будут устроены скамьи с платой по 75 к., а за право стоять около этого места будет взиматься плата в 40 к.». Публики, правда, собралось не слишком много: в погожие выходные большинство предпочло отправиться на дачи. Репортер «Сибирского вестника» подробно описал, как происходил первый запуск человека в космос томского неба. Причем полет получился достаточно драматичным.


Томский ипподром, где состоялся первый полет с парашютом

На глазах публики гигантский бесформенный холщовый мешок с помощью блоков и каната подняли на печкой, в которую солдаты кидали приготовленную солому. Вскоре шар обрел свои круглые формы (около 19 аршин в диаметре — 13,5 метра). Оставалось подержать шар над огнем еще минут 10, прицепить к нему парашют и … И тут случилось ЧП.

Внутри шара стоял таз со спиртом для смачивания соломы. Таз был позаимствован у сторожа ипподрома, но, на беду, оказался дырявым. Спирт потихоньку стекал на землю и, видимо, от какой-то искры воспламенился. Загорелась солома, и едва не загорелся сам шар. Он был срочно перенесен на другое место, благодаря чему остался цел. Но воздух в нем был еще нагрет недостаточно для того, чтобы подняться на обещанную высоту в две-три версты. Но время уже поджимало, публика заждалась.

«Наскоро был прицеплен парашют… Неожиданно, но плавно поднявшись, Древницкий успел крикнуть: «Господа, полет неудачный, потому что…». Дальше уже нельзя было расслышать, шар поплыл в воздухе, становясь все меньше и меньше и уклоняясь по направлению к городу».

Вскоре, однако, шар начал спускаться. В публике раздался крик: воздухоплаватель, казалось, сорвался с шара. Но — «парашют, пролетев вместе с воздухоплавателем с секунду вниз, как камень, красиво развернулся, и г. Древницкий благополучно спустился тут же, на ипподроме, шагах в 500 от места подъема. А шар, выпуская клубы дыма, поворачиваясь и изгибаясь в причудливые формы, исчез где-то около города. Говорят, ему пришлось плохо: избавившись от огня, ему не удалось уйти от рук томских дикарей. Он спустился на какой-то дом по Буткеевскому переулку (современная улица Усова) и ужасно встревожил обывателей, которые принялись его немилосердно рвать и терзать…».

Для самого шара сей исторический полет завершился куда драматичнее, чем для пилота. Позже газета рассказала о судьбе шара:

«Как передают очевидцы, сцена, разыгравшаяся при спуске шара в пределах города, носила совершенно дикий характер. Шар, опустившись, закрыл вход в избушку. Собралась толпа, которая визжала и кричала на все лады и, вооружившись чем попало, набросилась на чудовище и исковеркала его, как могла. Когда удалось освободить вход, многие взялись за ножи, решив, что раз шар попал к ним в руки, то он уж им и принадлежит. Однако нашлось несколько благомыслящих людей, которые удержали толпу от этого зверства и дали знать г. Древницкому. Последний приехал на место происшествия с несколькими полицейскими и солдатами, с помощью которых удалось вырвать шар из рук дикарей. Некоторые из толпы уверяли, между прочим, что это ничто иное, как бомба, брошенная китайцами, другие предлагали изрезать его на половики, и наконец, что всего лучше, толпа, предводительствуемая железнодорожным чиновником, по его команде принялись было бросать камни в уезжающего воздухоплавателя и его помощников».

Автора заметки больше всего возмутил факт, что дикарями руководил представитель железнодорожного ведомства, где, вроде бы, абсолютно невежественных и темных людей быть не должно. Хотя отчасти томских обывателей можно понять: когда на твой дом вдруг опускается с небес 15-метровый Змей Горыныч, изрыгающий дым и запах гари, то в любом мужчине проснется воинственный пыл, тем более – в толпе.

Неизвестно точно, удалось ли воздухоплавателю починить свой шар после томского форс-мажора, но он, все же, отправился в Иркутск, надеясь там совершить более удачный полет.

А газета, кстати, поведала об еще одном пострадавшем от этого воздушного опыта и дырявого таза: «Одному из публики, созерцавшей полет Древницкого, удовольствие это обошлось довольно дорого. Пока летел шар, у него вылетели из кармана золотые часы с цепочкой и брелоком, всего на сумму 230 рублей».

Женщина в воздухе, или «Двойной полет на пари!»

Значительно более удачной оказалась следующая попытка подъема человека в небо Томска, которую совершил воздухоплаватель Владимир Моисеенков, а описала на своих страницах газета «Сибирская жизнь». Из четырех его воздухоплавательных опытов в конце августа — начале сентября 1906 года три получились удачными (один раз полет не состоялся из-за того, что у шара при нагреве нечаянно была прожжена оболочка). Толпа каждый раз собиралась весьма большая, заполонив все соседние улицы. Два раза Моисеенков летал из Петуховского сада (располагался на нынешней улице Крылова, рядом с усадьбой мужского монастыря).

В первый раз полет состоялся 30 августа в седьмом часу вечера. «Под шаром, действительно, на некотором подобие трапеции раскачивался человек, раскланиваясь с публикой. Шар очень быстро взвился кверху и плавно понесся над городом по направлению к западу. Зрелище человека, раскачивающегося на веревке под шаром, несущимся на облачной высоте (человек в это время представлялся зрителям в виде точки), казалось настолько необычным, что многие из зрителей высказывали подозрение, что это не человек, а искусно сделанная кукла. Однако те из зрителей, которые стояли близко к месту, где состоялся спуск шара, утверждали, что в данном случае обмана не было: с шаром полетел, действительно, человек. Шар и пассажир его, как говорят, благополучно опустились, в скором времени после начала полета за р. Томью вблизи города».

Но самым впечатляющим был заключительный полет, совершенный из Городского сада 10 сентября. Моисеенков отправился в небо не один, а с госпожой Коротенковой — «Двойной полет на пари!», гласили афиши.

Правда, шар на сей раз поднялся не слишком высоко, не как в предыдущие полеты. Он полетел в городской район «Болото», вблизи речки Ушайки, где и благополучно приземлился. Репорт «Сибирской жизни» констатировал в своей заметке: «Конечно, полет на воздушном шаре двух людей – зрелище невиданное в Томске, но, несомненно, гораздо более интересное зрелище представляли собой громадные толпы обывателей, всех званий и возрастов, несущихся сломя голову с воплями и дикими возгласами по городским улицам вслед за летящим шаром. Эта была картина, поистине, оригинальная и… дикая».

«Отчего люди не летают так, как птицы?!»

С тех пор прошел уже целый век с гаком, но воздухоплавательный спорт не потерял своей красоты и привлекательности и в наши дни. Шоу воздушных шаров, аэростатов, полеты дельтапланеристов — красивейшее зрелище, а самостоятельное путешествие по воздуху в открытом пространстве (в современных пассажирских авиалайнерах подобного ощущения не бывает) тоже очень заманчиво. Однако «опыты воздухоплавания» не утратили и своей опасности, все же это — стихия.

В сентябре 1999 года в нашем Томске (опять-таки, почти на грани двух веков, и даже тысячелетий) полет на воздушном шаре завершился по-настоящему драматически, трагическим исходом.

Полет был своего рода рекламной акцией, в нем приняли участие журналисты местной радиостанции «Радио Дайджест FM» и их московские коллеги из популярного тогда журнала «Птюч». Во время полета из-за сильного ветра шар стремительно понесло вниз, пилоту не удалось справиться с управлением. Шар зацепился за линию высоковольтных передач, стропы перерубило, и корзина рухнула вниз. Одна из девушек-томичек погибла, а остальные трое пассажиров и два члена экипажа получили многочисленные тяжелые переломы и ожоги. Причиной катастрофы считают ряд нарушений техники безопасности, причем из-за сильного ветра две первые попытки взлететь были неудачными.

Однако, несмотря на подобные трагические случаи, которые не раз и не два случались в истории развития воздухоплавания, тяга человечества к полетам и покорению воздушной стихии по-прежнему остается неизменной. И вопрос «Отчего люди не летают так, как птицы?», прозвучавший с русской сцены 160 лет назад, для многих остается актуальным до сих пор.

Следите за нашим Instagram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция работает удаленно, поэтому лучше пишите на почту или в группу во «ВКонтакте»

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×