Архив
6декабря
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2021
20212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 3201Томск

Университет, собор, театр: великие стройки дореволюционного Томска

Университет, собор, театр: великие стройки дореволюционного Томска
иллюстрации к материалу взяты из открытых источников

Архитектурное лицо Томска — это не только деревянное кружево, которым мы гордо хвастаемся перед приезжими. К каменным постройкам конца XIX века мы привыкли и сейчас не можем представить себе, как поражал взгляд современников, к примеру, величественный главный корпус университета. А были и другие два каменных здания, которым по праву гордился наш город, — Королевский театр и Троицкий собор, к сожалению, не дожившие до наших дней.

В свое время судьбы этих трех зданий — университета, театра и нового собора — оказались тесно связаны между собой. Как это произошло?

Собор: начало

Первым из упомянутой «великой тройки» начал строиться Троицкий собор. Конечно, он был далеко не первым храмом в Томске: здесь уже действовали Богоявленская, Благовещенская, Духовская и другие церкви. Однако в городе остро ощущалась необходимость в кафедральном соборе, который «по простору и вместимости соответствовал бы своему назначению и самому городу губернскому и епархиальному», как писал об этом автор книги «История Троицкого кафедрального собора в Томске» К.Н. Евтропов.

В комитет по постройке нового собора вошел известный томский золотопромышленник И.Д. Асташев. Благодаря поддержке губернатора и всего томского общества дело бодро двинулось вперед. Решались вопросы с подвозом железа, с производством кирпича: каменных построек в Томске было мало, в основном возводились деревянные дома. Те же, кто хотел построить что-то из кирпича, производили его самостоятельно, в так называемых кирпичеделательных сараях (Евтропов, с. 86).

Для храма кирпичей нужно было много. Проблему не удавалось решить, пока Асташев не выписал в Томск мастеров и не построил небольшой завод, в котором планировалось произвести три миллиона кирпичей для стройки (Евтропов, с. 92). Завод работал одновременно и для нужд других горожан, которые строили себе каменные дома.

В 1845 году работы начались. Как писал Евтропов, «громадное здание росло довольно быстро, поднималось кверху на глазах у всех. Любопытно было многим сходить на собор и посмотреть, как и что там делается; и ходили, и смотрели сотнями и больше». Все ждали скорого окончания строительства, но…

В 1850 году 26 июля в 9 часов «город потрясло ужасное несчастие: собор пал!» (Евтропов, с. 112). По описанию современников, «весь главный купол, четыре главных арки со сводами и парусами до самых пят с головокружительною быстротой рухнули в средину здания. Тяжестью упавшей массы пробило в трех местах своды над подвальным этажом и ризницею и вышибло часть внутренней стены… Четыре же стола в самом здании, четыре боковых башни, или колокольни на храме, хотя еще и неоконченные, и наружные стены остались целы…».

«…Падение трибуны и арок сопровождалось таким страшным громом, что о постигшем город каком-то великом несчастии узнали моментально все граждане не только в городе, но и находившиеся за рекою и на полях. По поднявшемуся же вслед затем громадному облачному столбу пыли многие догадались, что беда произошла в соборе».

Рабочих в это время на стройке уже не было, а вот любопытствующие горожане бродили по стройке. Они и пострадали — шесть человек.

Стройка была прекращена. Каменщики (более 40 человек) уволились. Внутри стройки громоздился мусор. Строительный комитет искал причины падения собора, выдвигались самые разные версии, начиная от плохого качества кирпича до ошибок на стадии проектирования. В итоге все сходились на том, что факторов было несколько (качество строительных материалов, недостаточная толщина стен, поспешность строительства и другие), но какой из них оказался фатальным — неизвестно до сих пор.


Развалины на центральной площади. Фотография из книги: Евтропов К. Н. «История Троицкого кафедрального собора в Томске»

Следующие почти 30 лет собор простоял в руинах. Город не мог принять окончательного решения: разрушить оставшиеся стены и начать новое строительство или убрать мусор и продолжать стройку на старом основании? Или перенести стройку на другое место, удалив все следы неудачного возведения храма? Все деньги, собранные на собор, уже были израсходованы; томская золотая лихорадка закончилась. Тем не менее собор несколько раз осматривали, искали возможности его реставрации, но успехи были весьма скромные.

А оставшиеся стены все стояли в центре города, постепенно разрушаясь. Как писал Евтропов, «со времени прекращения работ в 1860 году в течение 24 лет Троицкий кафедральный собор… представлял из себя жалкий вид неприглядных развалин. Стены его почернели и местами обросли мхом; на сводах выросли сорные травы и деревья; окружавший его деревянный забор от времени сгнил, разрушился и частью расхищен; подвал в нем сделали местом приюта для темных людей, каких всегда изобилие в Томске, а в знойное время и для бродячего скота, и в конце концов обратилось в нечто грязное, зловонное и неудобоописуемое… На лучшей в православном городе площади громоздились мрачные и безобразные руины…».

Какому храму быть?

В 1880-х годах внимание томского общества было отвлечено от проблем, связанных с собором, на новое общественное дело: было решено построить в Томске первый за Уралом сибирский университет.

Граждане, по словам современников, «жертвовали на университет все, что имели у себя самого дорогого и ценного», начиная с того, что под строительство университетского комплекса отвели особое место в Томске — «дивную красоту города», «вековую рощу, лучшую и единственную», «выращенную бережливостью многих предшествующих поколений» (Евтропов, с. 332).

26 августа 1880 года была торжественно произведена и отпразднована закладка университета, начались суровые строительные будни. И первое, с чем столкнулись строители, — нехватка кирпича! Ведь в Томске по-прежнему не было кирпичных заводов, которые могли бы обеспечить необходимые объемы для стройки.


Закладка университета

Комитет по постройке зданий университета, поколебавшись, обратился к городской думе с вопросом: нельзя ли разобрать остатки собора и пустить этот кирпич на постройку университетских зданий? Этот вопрос, обсуждавшийся на одном из думских заседаний, вызвал бурные споры. Е.И. Королев (в будущем именно по его инициативе и на его средства будет возведен первый в Томске каменный театр) выступил за сохранение собора. Ему противостоял городской голова З.М. Цибульский, настаивающий на разборе руин и передаче кирпича университету. Второе предложение и было в итоге поддержано думой.

Надо сказать, что горожане этим решением остались недовольны, несмотря на всю любовь к университету. Ведь на собор собирали всем миром, а дума распорядилась храмом как своей собственностью! Правда, сделать они ничего не могли. Однако здесь в дело вмешалось провидение в лице Е.И. Королева, который преисполнился решимости достроить собор на свои собственные средства, причем сделать не деревянный, как он планировал раньше, а каменный верх храма.

Его энергичные действия привели к тому, что строительный комитет отказался от плана построить храм науки из разрушенного храма божьего. Правда, и сам Королев в итоге достройку храма не произвел, но его вмешательство сохранило собор.


Строительство университета
Источник: Pastvu

Университетская стройка

Строительством университета руководил строительный комитет, в который вошли три представителя томской власти — губернатор, председатель губернского правления, городской голова, а также В.М. Флоринский, представлявший Министерство народного просвещения, и строитель зданий П.П. Наранович.

В то время Нарановичу было всего 27 лет, но он блестяще справился со своей задачей, оперативно корректируя существующий план в соответствии с новыми задачами. Так, например, главный корпус был размещен не на красной линии вдоль Садовой улицы (как задумывалось изначально), а на расстоянии 128 метров вглубь парка. Молодой архитектор построил университет «с беспримерной для казны экономией» — сэкономил около 180 тысяч рублей. Кроме того, вместо запланированных пяти зданий под руководством Нарановича было построено 11 объектов, большинство из которых спроектировал он сам.

Значительную часть средств, которые были потрачены на университетскую стройку, составляли частные пожертвования. Заметим, что первый вклад в пользу Сибирского университета был сделан еще в 1803 году П.Г. Демидовым. Крупное пожертвование было также внесено З.М. Цибульским.

Так как же все-таки был решен вопрос с кирпичом? Его требовалось около 12 миллионов на все университетские здания. Невозможно было привезти такое количество кирпича из других городов! Пришлось воспользоваться единственным выходом: построить собственный кирпичный завод.

Комитет заключил договор с З.М. Цибульским и П.В. Михайловым, которые в 1881 году возвели завод специально для обеспечения университетской стройки (с производительностью три миллиона кирпичей в год). Правда, кирпича все равно не хватало, приходилось его докупать у частников, а часть заменить другими строительными материалами при постройке вспомогательных зданий.

Многое пришлось покупать и заказывать в других российских городах. Из Казани выписали дубовые паркеты для университетской церкви, актового зала и библиотеки; из Екатеринбурга — водопроводные принадлежности, скобяной товар для дверей, окон и печей, листовое и котельное железо, камины; уральские заводы прислали дверцы для печей, чугунный зонтик для парадного крыльца и чугунную плиту для кухни. Из Москвы выписали оконные стекла и сантехническое оборудование.

Строителями были не только томичи, но и казахи из Акмолинской области. Мастеров «выписывали» из европейской части России (например, штукатурили здания специалисты из Тобольска). Материалы подвозили на лошадях, но вот строительные работы практически все производились вручную.

Основные работы по строительству комплекса зданий главного корпуса были закончены в 1884 году; продолжали строиться оранжереи, первое студенческое общежитие, водопровод. К 1886-му университет был готов к открытию: следующие два года ушли на административную волокиту, связанную с тем, что правительство не спешило дарить Сибири свой собственный вуз.

Пустите посмотреть!

Журналисты не могли оставить без внимания такое грандиозное событие, как строительство университета. В каждом номере «Сибирской газеты» (первой частной газеты Томска) публиковались новости о возведении зданий сибирского вуза, а в августе журналисты лично посетили место стройки. Газета писала:

«За последний месяц дело значительно подвинулось вперед. Окончена кладка всего фундамента и по всему фасаду здания возведена часть стены подвального этажа. Стоя у постройки, вы чувствуете уже очертания грандиозного здания, которое через несколько лет украсит наш город» (СГ. 1881. № 26).

Не успело завершиться строительство главного корпуса,

как его стали посещать любопытствующие горожане

В 1885 году здания были возведены, и в университет потянулись горожане. В феврале газета извещала, что «доступ для посторонних лиц, желающих осматривать университетские здания, наиболее удобен по воскресеньям, так как в эти дни служащие не заняты и с охотой предлагают свои услуги посетителям как служить проводниками, так и давать различные пояснения.

В последнее воскресенье посетило университет около 70 человек» (СГ. 1885. № 4). Через неделю строительный комитет официально распорядился пускать посетителей с 12 до часу дня, причем «объявляется, что посетители в пимах и калошах во избежание порчи паркетных полов не допускаются» (СГ. 1885. № 6).

«Сибирская газета» приветствовала решение допускать публику в университет для его осмотра, но считала, что час — это очень мало, и к тому же удивлялась запрету пимов и калош: постелите на крыльце войлок, в конце концов.

Но публика такими мелочами не смущалась. В мартовском номере можно обнаружить следующую новость о посещении университета:

«Свободный доступ публики для осмотра университетских зданий с каждым воскресным днем привлекает все больше и больше людей, интересовавшихся будущим сибирским храмом науки... кроме учащейся молодежи – главных посетителей университетских зданий, в числе публики было немало и простых людей. Из мещанства и купечества. Увеличиваясь постепенно с каждым воскресеньем, число посетителей в последний раз дошло до 183 человек. … Со стороны посетителей желательно бы соблюдение некоторых обязательных для них мер предосторожности, чтоб они не курили, так как есть кой-где сор, стружки и проч., чтоб они не посещали таких помещений, где краска на полах и проч. Не высохла, и т.п.» (СГ. 18885. № 12). Экскурсии было решено проводить через неделю, а не каждое воскресенье.

Впрочем, вскоре министерство народного просвещения спохватилось и запретило прогулки посторонних по университетским зданиям.

Первым стал театр

Пока собор стоял в руинах, а университетские здания быстро воздвигались посреди бывшей березовой рощи, началось строительство еще одного культового для дореволюционного Томска здания — каменного театра, построенного Королевым.


Иллюстрация: Иван Робертович Томашкевич «Великий путь. Виды Сибири и ее железных дорог»

Театр абсолютно неслучайно срочно строился практически параллельно с университетом: Королев верно рассудил, что профессора и студенты станут главными посетителями его заведения. Поэтому и место было выбрано недалеко от университета, напротив университетских клиник (хотя идеи о том, где именно построить театр, были самые разные).

Удачным оказалось и то, что автором проекта театра выступил Наранович — строитель университета, уже набивший руку на университетских зданиях и хорошо знакомый с особенностями томского рельефа и климата. К тому же в городе к тому времени уже решился вопрос с кирпичом: здания университета были построены, а кирпичные заводы продолжали работать. Одним словом, все звезды сошлись для того, чтобы театр в Томске наконец-то появился.

В 1885 году газета с удовлетворением констатировала: «Театр уже почти окончен; остается еще кой-где покрасить, отделать, поставить перила к лестницам и т.д. Театр внутри производит хорошее впечатление — он вполне просторен, удобен, изящно отделан. В театре может поместиться не менее 800 человек, а может быть и тысяча, в партере до 300-400, в 36 ложах, идущих в два яруса — до 200 человек, и затем остальные места на галерее» (СГ. 18885. № 34).

Наконец в «Сибирской газете» появилась долгожданная новость:

«19 сентября 1885 года должно занять одно из видных мест на страницах летописи томской общественной жизни. До этого дня наш город не имел театра в буквальном смысле этого слова, то есть здания, специально предназначенного для сценических представлений, которые давались в помещениях, вовсе для этой цели не подходящих, в роде, например, военного манежа. Вновь выстроенный Е.И. Королевым каменный театр, если не отличается богатством и роскошью внутренней отделки, то во всяком случае как по размерам, так и по устройству вполне должен удовлетворить потребностям нашей публики.

Публика, наполнившая театр в день его открытия, не упустила случая выразить г. Королеву свою благодарность громкими, единодушными аплодисментами» (СГ. 1885. № 38).

Правда, журналисты отмечали, что у театра были и технические недостатки, и главный из них — ватерклозет был устроен на улице. Королев прислушался к критике и в дальнейшем нашел возможность перенести его в помещение театра.

Вторая томская газета, «Сибирский вестник», более подробно описывала праздник открытия и внутреннее устройство театра:

«В сквернейший сентябрьский вечер, когда не то дождь, не то снег падал из мрачной бездны, называемой небом, по грязи, которою так знаменит город Томск еще с прошлых веков, собрался «весь Томск» в новый, весело светящийся театр. По широким ступеням крыльца с тремя дверями входила публика в обширные сени, посредине которых поднимается немногими ступенями лестница, ведущая в партер и ложи, и тут же, подле нее, два схода в подвальный этаж, где помещается буфет…

Лестница из сеней ведет в коридор, из которого два входа (боковые) ведут в партер и две лестницы поднимаются в коридор бельэтажа. Все достаточно просторно, хотя вовсе не грандиозно и совсем не изящно…

Зала театра, обыкновенной, овальной формы, производит очень приятное впечатление. Высокий потолок не давит на галерею, как это бывает в большей части театров, и нельзя не поздравить г. Нарановича с весьма счастливым выбором замеров залы; они очень хороши. Окраска светлая, очень скромная; освещение керосиновыми лампами, помещенными в нижнем краю барьеров лож бельэтажа и галереи, тоже очень скромное» (СВ. 1885. № 20). Больше всего журналистов «Сибирского вестника» смутило то, что борта лож были покрашены красной краской, а не отделаны тканью. Отсутствие ватерклозета в театре они заметили тоже…

Следующий! Университет заработал

В 1888 году открылся и первый университет в Сибири. «Сибирская газета» писала:

«Еще с раннего утра толпы народа пешком и в экипажах спешили к университету, передний фасад которого был декорирован гирляндами из зелени. Перед зданием, убранным венками из живых цветов, стояла разнообразная толпа…

Открытие началось торжественным служением молебна в соучастии всего городского духовенства. По окончанию молебна из церкви все направились в актовый зал; во время шествия оркестр играл гимн «Коль славен», а при входе в зал был исполнен народный гимн «Боже Царя храни». После гимна господин попечитель с кафедры торжественно провел Высочайшее объявление об открытии Томского университета. Этот момент был самым торжественным во все время празднования. Словно электрическая искра прошла по присутствующим, и невольно у всех вырвалось дружное и радостное: «Ура!» (СГ. 1888. № 56).


Источник: Pastvu

По наблюдениям журналистов, «весь день в городе замечалось большое оживление»; люди гуляли в университетской роще, собирались на импровизированные обеды со знакомыми и «за стаканом доброго вина обменивались чувствами и мыслями, волновавшими их по случаю открытия университета». Вечером «зажжена была иллюминация университета, дома Банникова и думы. Далеко за полночь еще можно было встретить группы гуляющих». (СГ. 1888. № 56).

Одновременно в честь открытия университета были устроены гулянья в Лагерном саду, где играла музыка и был дан фейерверк: «горевшее ярким светом «22 июля» вызывало неоднократные аплодисменты». Завершилось все танцами, между которыми было замечено «несколько студентов, так сказать героев дня и виновников торжества» (СГ. 1888. № 56).

И наконец — собор достроен!

Троицкий собор заработал в 1900 году, хотя еще в 1883-м все сложилось наилучшим образом: новый преосвященный Владимир, городской голова П.В. Михайлов и губернатор И.И. Красовский вместе решили, что собор городу необходим. За собственный счет Михайлов восстановил ограду, расчистил стройку для будущих работ. В 1885 году новые работы начались, в 1888-м были завершены. Итого прошло 43 года — с момента закладки до завершения строительства главного томского храма.


Фотография из книги: Евтропов К. Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске

Но оставалось еще одно важное действие — отделка. Как писал Евтропов, были заказаны «в Екатеринбурге граничные ступени, в Ярославле отливка колоколов, В Москве… стекла для рам, иконостасы, написание св. икон на кипарисных досках, люстры, паникадила, подсвечники, богослужебные книги» и многое другое. Также необходимо было нанять мастеров для росписи стен. Только после завершения всех отделочных работ храм мог быть освящен.

Город ждал. С особенным нетерпением ждали открытия собора те, кто вносил пожертвования на его строительство еще в 40-х годах — теперь это были глубокие «старцы и старицы». Но года шли, а освящения все не было: мастера работали неторопливо. Строительный комитет успокаивал граждан, однако прошло еще не менее пяти лет, прежде чем храм принял первых посетителей.

25 мая 1900 года Троицкий собор был освящен. Это был настоящий городской праздник, который так описывали современники:

«День выдался теплый, ясный… С раннего утра толпы празднично разряженного народа вереницами потянулись к месту торжества… Торжественное освящение собора началось при стройном пении псалмов соединенным хором архиерейских певчих и любителей, числом до 1 000 человек. Золотые хоругви, роскошные облачения духовенства, многотысячная разряженная толпа народа, залитая ярким весенним солнцем — все это представляло чрезвычайно живописную и умилительную для верующего картину» (Евтропов, с. 408).


Редкая фотография, на которой одновременно можно увидеть и театр, и Троицкий собор

***

В начале XX века три главных здания — главный корпус университета, Королевский театр и Троицкий кафедральный собор — были возведены в центре Томска. Это придало ему неповторимый облик города, в котором процветали наука, культура и духовная жизнь.

Следите за нашим Instagram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×