Архив
23мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2022
202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 8590Томск, Фото

Это вам не игрушки

Почему киберспорт — это тоже спорт? Давайте разбираться

Это вам не игрушки
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Еще десять лет назад киберспорт в России многим был в диковинку. Признание гейминга профессиональным видом спорта случилось не сразу: в заветный реестр соревнования по компьютерным играм окончательно попали в 2016 году. Несмотря на быстрое развитие, киберспорт по-прежнему не дает покоя многим людям: далеко не каждый готов признать, что соревнования по компьютерным играм — это такой же спорт, как футбол, хоккей, биатлон и так далее.

Но играть в компьютерные игры (пусть даже каждый день) и быть киберспортсменом — это не одно и то же. В чем же разница? Давайте разбираться.

Как гейминг стал спортом?

Если говорить о других странах, то в Европе и Азии киберспорт уже давно крепко стоит на ногах. Россия признала киберспорт официальным видом спорта в 2001 году. Но через несколько лет его исключили из созданного к тому моменту Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия нормативам. В частности, были проблемы с развитием киберспорта в регионах страны, отсутствием стандартов и отчетностью.

За следующие десять лет была проделана колоссальная работа, говорит Дмитрий Шульгин, председатель Томского областного отделения Федерации компьютерного спорта России. Была разработана стандартизация киберспорта, нормативы и необходимая документация, прогейминг пришел в регионы.

В итоге летом 2016 года компьютерный спорт включили в реестр официальных видов спорта России.

Если рассматривать организационные моменты соревнований по компьютерным играм, то они такие же, как у футбола или хоккея. Во всех трех дисциплинах есть две команды и главная цель — оказаться сильнее соперника, чтобы победить. Игра (на поле, льду и виртуальной арене) разделена на части, между которыми есть перерывы. У команд есть капитан, а еще тренеры. Во всех случаях нужна слаженная работа и грамотная тактическая подготовка, чтобы обыграть соперника.

В киберспорте, как и в других видах спорта, есть соревновательный дух, болельщики и спонсоры. У компьютерных игр есть свои турниры. Вот, например, одни из крупных:

  • The International — международный турнир по Dota 2;

  • чемпионат мира по League of Legends — соревнование между сильнейшими командами профессиональных лиг по игре League of Legends (LoL);

  • соревнования серии Major по CS:GO — серия киберспортивных турниров по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive;

  • чемпионат мира по Hearthstone — международные соревнования по коллекционной карточной игре по мотивам вселенной Warcraft;

  • Arena World Championship — международный чемпионат по игре World of Warcraft.

С Дмитрием Шульгиным мы беседуем в T-ARENA. Это профессиональный киберспортивный клуб в Томске, открывшийся в 2019 году. По словам томича, в развитии киберспорта за последние 10—12 лет было несколько переломных моментов, которые привлекли к этой дисциплине внимание.

Один из них случился в 2011 году: в Кельне прошел первый в истории турнир по Dota 2 — The International — с общим призовым фондом в 1,6 миллиона долларов. На тот момент это был рекорд для прогейминга. Первое место в турнире заняла украинская команда NAVI (Natus Vincere), она забрала чек в миллион долларов.

— Это был первый переломный момент в мире, когда начались большие инвестиции в киберспорт, — подчеркивает Шульгин. — Второй переломный момент был в России, когда холдинг Алишера Усманова (USM Holdings — прим. авт.) вложил 100 миллионов долларов в развитие группы компаний Virtus.pro.

В Virtus.pro тогда говорили, что инвестиции помогут популяризации компьютерного спорта в России и будут направлены на запуск новых турниров в различных игровых дисциплинах, постройку киберспортивных арен и создание медийных каналов для освещения состязаний.

Шульгин вспоминает, что в Томске была проделана огромная работа по развитию киберспорта. К открытию местного отделения Федерации компьютерного спорта России в 2017 году в нашем городе проводились соревнования по компьютерным играм по всем необходимым стандартам и регламентам. После регистрации регионального отделения Томск получил право проводить официальные соревнования, выдавать спортивные разряды, обучать судей для турниров.

Сейчас в Томской области проводятся соревнования различных уровней, участвуют в них как опытные игроки с большим стажем, так и новички, которым интересно попробовать себя. Часто бывает такая ситуация, когда профессиональные игроки приходят на турниры не поиграть, а поговорить, пообщаться с людьми, которые находятся на этой же волне, говорит Шульгин. Они могут подсказать, помочь новичкам.

— Нас очень сильно подкосила пандемия, — сетует Дмитрий. — В соревнованиях есть две важные составляющие: массовость и зрелищность. С пандемией не может быть массовости. Мы не можем пригласить много зрителей. Кроме того, на региональном уровне не все так хорошо с финансированием. Чтобы провести официальные соревнования на локальной площадке, нужно выполнить определенные требования и провести подготовку, на которую требуются деньги. Из бюджета области ежегодно на наш вид спорта выделяют 100 тысяч рублей. Но только комплекс медалей на десять соревнований, которые мы должны провести, стоит больше. На эти деньги нужно арендовать площадку, компенсировать затраты судей, наградной материал, оплатить игровую арену и так далее. Затраты на компьютерный клуб мы сейчас можем компенсировать за счет того, что турниры проводим онлайн. Кроме того, у нас есть прекрасные партнеры, которые предоставляют скидки.

Какие-то соревнования проводятся бесплатно, некоторые — с регистрационным взносом, который частично уходит в призовой фонд.

«Хочу получать от игр удовольствие»

— В компьютерные игры я играю, наверное, лет с шести-семи. У моего дяди был компьютер, он играл тогда много. Когда я приходил к нему в гости, наблюдал за ним, он разрешал мне немного играть. Тогда были популярны первый StarCraft, Heroes III, Counter-Strike, — вспоминает томич Евгений Веретельник (abC_0ne). — Сложно сказать, почему мне тогда это понравилось. Возможно, не хватало какого-то функционала в обычной жизни. Компьютерные игры очень разнообразные, дают дополнительные возможности — побороть монстра, пострелять из оружия.

Сейчас Евгению двадцать семь. Он занят в медийной сфере, и текущая работа дает возможность проводить за играми много времени, признается томич. Нравятся Dota 2, World of Warcraft, Escape From Tarkov, Overwatch, CS и другие.

— Сейчас меня больше привлекает спортивная составляющая: ты играешь против других людей, отрабатываешь какие-то действия, стараешься победить. Ощущение как в спорте. Мне нравится видеть улучшения в своих игровых навыках.

Но такое увлечение играми и киберспорт — это не одно и то же. Для профессиональных игроков, нацеленных на спорт, игры превращаются в рутину, говорит томич.

— Киберспортсмены относятся к играм как к работе, а не как к развлечению. Конкретно сейчас я хочу получать от игр удовольствие, а не расстраиваться из-за того, что это превращается в рутину, тогда это мне наскучит. Тогда я буду делать это хуже.

В обществе давно ходят разговоры о вреде компьютерных игр, зависимости от них и негативном влиянии на психику. Противников компьютерных игр, особенно «стрелялок», наверное, столько же, сколько и поклонников. При этом есть фильмы про убийц и маньяков (в России недавно сняли сериал про Чикатило), но они не вызывают столько возмущений. Жестокость в человеке не берется просто так, из воздуха и игр, особенно если говорить о детях. Игры если и оказывают влияние, то вряд ли являются ключевым фактором.

— Игры на всех влияют по-разному, нельзя однозначно сказать — хорошо или плохо. Негативно на человека может влиять что угодно. Я скорее не соглашусь с высказыванием о негативном влиянии. Один игрок может стать киберспортсменом, а второй — уйти в депрессию, игра может добавить ему воображение, что он может что-то сделать, но это не значит, что игра стала причиной, что именно она сподвигла его на подобный поступок, — считает Евгений Веретельник.

Томич уверен, что игры будут и дальше занимать большую часть его жизни, если не появится какая-то весомая причина отказаться от этого.

— Все больше и больше людей втягиваются в компьютерные игры. Я знаю пожилую женщину, которая играет в компьютерные игры и стримит на Twitch (видеостриминговый сервис, специализирующийся на тематике компьютерных игр). Внук помог ей разобраться с сервисом, но ей нравятся игры. Для нее это развлечение плюс заработок за счет стриминга.

Бесконечные тренировки

Любителям традиционного спорта в киберспорте не нравится то, что там отсутствуют серьезные физические нагрузки. Фанаты футбола, хоккея, борьбы и других видов спорта не согласны с тем, что многочасовые тренировки профессиональных геймеров можно сопоставить с физическими занятиями в их любимых дисциплинах.

У председателя областного отделения Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Шульгина другое мнение.

— Что такое спорт? Это соревновательная деятельность людей по сопоставлению их физических, интеллектуальных и других данных. У нас есть интеллектуальные виды спорта и физические виды спорта, — подчеркивает Дмитрий.

Как и традиционные виды спорта, прогейминг — это бесконечные тренировки и отработка одних и тех же движений на протяжении долгого времени. Для успеха в киберспорте игроку необходимо многие действия выполнять рефлекторно, чтобы во время состязаний в игре ни на секунду не отвлекаться на обдумывание следующего шага. Чтобы достичь такого, нужно тренироваться, проводить за играми бесконечное количество часов.

Точно так же происходит и в традиционных видах спорта, хотя это не вызывает столько споров. С малых лет ребенок проводит за тренировками 12—15 часов в сутки, чтобы в будущем, возможно, стать олимпийским чемпионом. Выдерживают далеко не все, до Олимпиады доезжают единицы, замечает Дмитрий Шульгин.

— Если посмотреть на любой вид спорта, им в основном занимаются молодые люди. Для них 25 лет — это уже, можно сказать, пенсионный возраст, если смотреть на них как на спортсменов. Многие к этому моменту зарабатывают себе профессиональные травмы. В компьютерном спорте они тоже есть — туннельный синдром, неправильная осанка. Чтобы это минимизировать, важно подбирать под себя удобное кресло, стол, клавиатуру, мышку. Это все важно.

Для тренировок нужны тренеры и выстроенная система подготовки. Ведь прогейминг — это про команду. А командное взаимодействие необходимо отрабатывать, чтобы игроки буквально понимали друг друга без слов и действовали слаженно. Такой симбиоз нужно воспитывать, и это непросто, отмечает председатель областного отделения Федерации компьютерного спорта России.

— Должна быть построена система тренировок — точка входа и точка выхода. Вы должны достигать какого-то прогресса в ходе своих тренировок. Для соревновательного эффекта ты должен показывать рост. Киберспорт — это не только сами игроки, но и тренеры, площадка для тренировок и проведение игр, маркетологи, рекламщики. А еще — операторы, ведущие, режиссеры-постановщики, дизайнеры, специалисты по дополненной реальности. Все эти люди нужны, чтобы сделать шоу и дать киберспорту зрелищность.

Киберспорт — молодая дисциплина, ей всего 20—30 лет. Боевые искусства, легкая атлетика, футбол гораздо старше. Многие аспекты, присущие спорту, сейчас находятся в стадии формирования.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×