Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Мы в ответе за тех, кого приручили

Томск — о путях решения проблемы безнадзорных животных

Мы в ответе за тех, кого приручили
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В начале 2022 года наш город бурно обсуждал проблему бродячих собак: она вновь заявила о себе новыми точечными случаями нападений на людей, причем не только в регионе, но и по всей стране.

Резонансные ЧП с человеческими жертвами послужили поводом для того, чтобы вопрос снова подняли на государственном уровне, в частности в Госдуме. Фактически закон о бездомных животных был принят российским парламентом еще в конце 2018 года и потом не раз изменялся и дополнялся. Сейчас документ вновь пересматривается с тем, чтобы устранить выявленные недоработки.

А в это время нападения агрессивных собак на людей продолжаются. Томск, увы, не исключение.

Цифры говорят

В первых числах июня на Иркутском тракте от укусов бродячих псов пострадал депутат думы Томска Максим Забелин. Ногу ему повредили основательно — пришлось обработать в больнице кровоточащие раны и вакцинироваться от столбняка. По его словам, три лохматые дворняги обитали в районе Жилмассива лет 10, им не раз удавалось уходить от службы отлова. Вроде прежде вели себя мирно. Человек явно не ожидал, что четвероногие могут вдруг наброситься на него. Шел себе спокойно на стройку неподалеку от дома. Но, как говорится, в жизни многое — дело случая.

Справедливости ради нужно заметить: бродячих собак в областном центре реально убыло после того, как заработала муниципальная служба отлова. Почти восемь лет назад, когда «собачники» приступили к своим обязанностям в рамках контракта с мэрией, только в областном центре насчитывалось 54 стаи уличных животных. В каждой, на секундочку, обитало 30—40 собак. Со слов сотрудников службы отлова, стай сейчас осталось не более трех-четырех, они мигрируют на городской территории по освобождающимся местам.

Увеличение численности уличных собак в последние два года происходит за счет Томского района. Там работа проводится, но не всех животных можно отловить за раз-другой, и, похоже, они успели основательно расплодиться. Мировая статистика свидетельствует о том, что в среднем один некастрированный щенок за три года «приумножает» собачье «население» на 230 голов. Цифра впечатляет.

В 2021 году в Томске было отловлено и помещено в приют 1 239 бездомных животных. По данным управления Роспотребнадзора, на начало января в Томской области их обитало около 16 тысяч. Сведения среднестатистические. Как утверждают специалисты, единой методики для определения точной численности бродячих собак в настоящее время нет.

Дело в законе

За прошедшие полгода тема бездомных собак поднималась в стране и конкретно в Томске не раз. В российском парламенте зимой была создана рабочая группа по ревизии Закона РФ № 498 об ответственном отношении к животным, вступившего в силу в 2020 году.

Один из старых нерешенных вопросов — это повышение ответственности владельцев за содержание их четвероногих питомцев. Ведь собаки не сами становятся безнадзорными. Существуют и другие «ответственные» вопросы — то же регулирование численности породистых животных.

В середине июня в Госдуме провели очередное заседание рабочей группы по безнадзорным животным, обобщили предложения из регионов, в том числе из Томской области.

— Среди важных моментов, которые войдут в разрабатываемый законопроект, — расширение полномочий субъектов Федерации при установлении ответственности за самовыгул, сроки и порядок содержания животных в приютах; изменения в КоАПе за выбрасывание животных на улицу плюс административные санкции для должностных лиц в случае невыполнения полномочий по безнадзорным животным. Обязательно примем постановление Госдумы для правительства и субъектов, которые связаны с введением единой методики учета и мониторинга численности безнадзорных животных, регулированием деятельности заводчиков, созданием федеральной программы для строительства типовых приютов, субсидирования кастрации/стерилизации, поддержки волонтеров, — рассказал депутат Думы от Томской области Владимир Самокиш.

По его словам, ключевой вопрос, который решить не удалось, — маркировка и идентификация животного с привязкой к владельцу.

— Без этого меры ответственности эффективно запустить не удастся. Аргументы против — затраты, порядок ведения реестров, наложения взыскания, определения владельцев и тому подобное. Надеюсь, в ближайшее время все же получим положительную позицию профильных комитетов и в части идентификации питомцев, — добавил депутат.

В тот же период времени парламентарии дали добро законопроекту о возведении государственно-частных собачьих приютов. По их мнению, это позволит муниципалитетам в упрощенном порядке выделять под строительство земельные участки и подводить коммуникации, соответственно, повысится заинтересованность инвесторов в реализации проекта.

Любить — значит быть ответственным

По имеющейся информации, в настоящий момент в Томске действует шесть организаций, в которых содержатся бездомные собаки. Состояние подопечных зачастую требует врачебного вмешательства: собаки поступают в приюты с травмами, ранами, различными заболеваниями. Лечат, кормят и выхаживают четвероногих за счет грантов, добровольных пожертвований томичей и собственных средств.

«Хвостики» пользуются любовью волонтеров — добровольцы помогают всем, чем могут. Но содержание приюта — дело очень затратное. На бюджетную поддержку рассчитывать не приходится.

В муниципальном приюте для животных на 1 июля 2022 года насчитывалось 612 отловленных собак. Это — под завязку. Если учесть, что с ними проводят работу — стерилизуют/кастрируют, вакцинируют, надевают бирку и затем отпускают обратно в среду обитания, собаки задерживаются на территории приюта примерно на месяц. Увеличить площадку не мешало бы, конечно. Однако ключевую проблему сокращения численности уличных собак строительство новых приютов не решит, считают эксперты.

— Приюты можно строить, но они не панацея от роста числа бездомных животных, — подчеркнула руководитель службы отлова и пункта передержки «Верный друг» Алена Можейко. — Я говорила об этом и раньше. Пока нет четко прописанного закона об ответственном отношении к домашним животным на уровне государства, ждать изменений в лучшую сторону, увы, не приходится. Для чего нужен закон? В том числе для того, чтобы предупредить людей, которые имеют или собираются завести собаку, об их обязанностях в отношении животного: хозяева должны зарегистрировать щенка (обычно в дом животных берут маленькими), стерилизовать или кастрировать. Может быть, имеет смысл ввести налог на продажу породистых собак. Необходимо предусмотреть хорошие штрафы за самовыгул. Безусловно, высокие штрафные санкции должны применяться к тем, кто посмеет выкинуть свою собаку на улицу.

Алена Можейко отметила, что закон о содержании домашних животных, в принципе, следовало бы принять еще лет семь назад.

— Если бы документ отработали за пять лет, нынешнего кошмара на улицах не было бы, — сказала она.

По большому счету, работникам любого приюта хочется найти пригодным для пристроя собакам и кошкам любящих хозяев. Руководитель «Верного друга» сообщила, что сейчас с помощью зоозащитников-волонтеров удается отдавать в добрые руки уже стерилизованных и кастрированных щенят и взрослых особей собак.

Впрочем, некоторые защитники животных умудряются сбывать животных нестерилизованными. Понятно, ответственности за это никто не несет. А сами доброхоты, наверное, не догадываются, что они могут очень навредить тем, кого пытаются спасти. В том числе потому, что «пристрой из подворотни» предполагает раздачу животных едва ли не первым встречным (не факт, что случайные прохожие потом не выставят дворнягу за дверь). Кто они, неизвестно.

Не из таких ли был хозяин печальной памяти пса Блэка, которого хозяин зарубил топором? Или шарпея Геры, выброшенного с балкона жилой высотки? Или собаки Ежика, найденного на улице с перерезанным горлом? Все перечисленные случаи произошли этой зимой в нашем городе, вызвав бурное обсуждение в соцсетях.

Но даже если псинке повезет с хозяином, добровольно он вряд ли отправится стерилизовать четвероногого друга. А размножение, как мы помним, процесс неконтролируемый и плодоносный: один помет дает в среднем шесть-восемь новорожденных щенков. Впрочем, выживаемость их низкая. По словам Алены Можейко, примерно 90 % щенков в природной среде погибает.

— Когда был введен запрет на эвтаназию в приютах, я выступала против ее отмены для новорожденных щенков до 10 дней жизни и немотивированно агрессивных собак, — отметила она. — Они занимают места, которые могли быть отданы отловленным животным, пригодным для пристроя. Если пес покусал человека, значит, ему не место в обществе, он должен усыпляться. Сейчас агрессивных животных мы обязаны пожизненно содержать в приюте. А из бездомного щенка неизвестно, какой пес вырастет. Большая доля вероятности в том, что взрослая собака будет агрессивной, неконтактной с людьми. Однако, по условиям контракта с мэрией, нам надлежит их стерилизовать, бирковать и отпускать в город.

Директор «Верного друга» добавила: закон об ответственном отношении к животным должен наконец-то быть принят. Только он поможет муниципалитетам освободиться от растущего числа бездомных собак на улицах. И люди скорее осознают, что любить четвероногих друзей по-настоящему — это труд. В противном случае стаи несчастных животных будут неуклонно расти, а голодных и злобных собак — становиться больше.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×