Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 22671Томск, Авто, Дороги, Строительство, Транспорт

Развязка зашла в тупик

О спорах вокруг проекта транспортной развязки в сторону Аникино

Развязка зашла в тупик
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В Томске не утихают споры вокруг проекта строительства новой развязки на Богашевском тракте. Для строительства потребуется урезать участок особо охраняемой природной территории. Но высадить больше деревьев в другом месте. Проектировщики говорят, что рассматриваемый участок дороги «зажат» ООПТ с двух сторон и другого варианта нет. Однако ряд депутатов гордумы с ними не согласны. По их словам, развязка нужна, но ее нужно строить без вреда для рекреационной зоны.

В Томске прошел круглый стол, где разные стороны этого проблемного вопроса (не без эмоций) обсудили строительство новой развязки.

***

Небольшая предыстория. Развязка на примыкании дорог Томск — Аникино — Ярское и Томск — Аэропорт (Богашевский тракт) должна стать одним из трех транспортных узлов, который позволит разгрузить автомобильные потоки на юге Томска.

Два других объекта — прокол с развязкой на 76-м километре железной дороги Томск — Тайга (тоже Богашевский тракт) и реконструкция Транспортной площади. Работа над первой развязкой закончилась в 2021 году: по этому объекту было запущено движение. Проект по реконструкции транспортного кольца около площади Южной еще находится в работе.

Аникинская развязка должна стать продолжением прокола и развязки, построенной на Богашевском тракте. Проектом предлагается на участке от 76-м километра железной дороги до подъезда к поселку Геологов увеличить количество полос движения до четырех. А на месте существующего примыкания улицы Басандайской к Богашевскому тракту устроить развязку.


Развязка-«труба» с путепроводом по Богашевскому тракту

Проект разработала компания «РосИнсталПроект». Будущая развязка спроектирована так, что задевает зону особо охраняемой природной территории «Лесной массив улицы поселка Геологов». Участок ООПТ площадью 1,6 гектара потребуется исключить. Это должна согласовать дума Томска, но ряд городских депутатов выступили против.

Пробки, дети и бурундуки

Построить развязку просит инициативная группа жителей из поселков Геологов, Аникино, Аэропорт, Лоскутово, ряда садовых товариществ. Их интересы на прошедшем круглом столе представлял юрист Максим Серебряков. По его словам, на участке ООПТ, который требуется исключить для строительства развязки, преобладает кустарник. Это территория между трассой Томск — Аникино и поселком Геологов.

По предварительным данным, вырубить потребуется 427 хвойных и 778 лиственных деревьев.

Председатель СНТ «Сирень» Елена Кривошей выступила с заявлением, что жители населенных пунктов вдоль Богашевского тракта и садоводы «остро нуждаются в расширении дороги».

— В любой сезон любого дня недели на Богашевском тракте в обе стороны образуются огромные пробки. Они до Дворца спорта стоят. <...> Летом люди задыхаются в автобусах, которые стоят в пробках, а зимой — замерзают на остановках, ожидая их. <...> И потом — у людей нет никакой уверенности, что из-за пробок пожарные или скорая приедут вовремя. <...> Вдоль дороги находятся пионерские лагеря, которые задыхаются летом от смога машин в пробках, — сказала Кривошей.

По ее словам, обеспокоены ситуацией с пробками и родителей детей, которые едут в школы с остановки «2-й переезд».

— Деткам нашим ничего не остается, кроме как стоять и мерзнуть (пока ждут автобусы — прим. ред.). Эти вопросы я поднимала на встрече с депутатами, но мне ясно дали понять, что депутатов больше заботят кандыки и бурундуки, но не наши замерзающие детки, — добавила Елена Кривошей.

Планируемая развязка должна пройти через участки СНТ «Сирень». По словам Кривошей, жители заинтересованы в этом, поскольку некоторые участки относятся к категории дорог. Их невозможно продать, а также построить на них что-нибудь.

— Там нет отвода воды. Когда идут ливни, все льется на участки, люди пригоршнями собирают гравий и убирают, чтобы что-то вырастить, — сказала председатель СНТ.

Выкуп земельных участков для строительства развязки (около 30 участков) — один из способов сбросить неликвидное имущество.

Опасная дорога

Участок Богашевского тракта возле улиц Басандайской и Геологов очень загружен автомобилями, говорят в ГИБДД. Летом в сутки здесь может проезжать свыше 32 тысяч машин.

— Когда машины выезжают из Томска, пробки образуются от Дворца спорта. Потом из новой шестиполосной дороги (развязка на 76-м километре — прим. ред.) машины перетекают в «бутылочное горлышко»: было три полосы с одной стороны, становится одна. Кто-то куда-то торопится, спешит. Только на регулируемом перекрестке на повороте на Аникино за этот год произошло 28 ДТП. Ни один другой перекресток в Томске не несет за собой столько аварий, — прокомментировал ситуацию начальник Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД Дмитрий Тюкалов.

По его словам, проблемы с проездом есть и у спецтехники — пожарных машин, скорой помощи.

Единственный вариант?

Главный инженер ООО «РосИнсталПроект» Кирилл Мищенко утверждает, что при любом раскладе новая развязка зайдет на особо охраняемую природную территорию, так как Богашевский тракт «зажат» ООПТ с двух сторон.

— И с одной, и с другой стороны дороги у нас находятся ООПТ — «Береговой склон Томи от Южной до Аникино» и «Лесной массив улицы поселка Геологов». При расширении мы заходим либо на одну природную территорию, либо на другую. То есть фактически депутаты, которые приняли до этого границы ООПТ местного значения, совершили ошибку. Они тогда заложили бомбу замедленного действия, к чему это все сейчас привело. Сейчас все заложники этой ситуации. Мы делали разные варианты (по развязке), все они затрагивают территорию ООПТ, — сказал Мищенко.

Он напомнил, что проектом предлагается провести рекреационные работы, что должно увеличить природную территорию.

Ранее в мэрии поясняли, что на время стройки участок дороги Томск — Аникино — Ярское, попадающий в зону устроительства, будет использоваться для временного проезда транспорта. После окончания стройки его предлагается вывести из эксплуатации, разобрать дорожную одежду, рекультивировать нарушенные земли. А в дальнейшем — добавить эту территорию к ООПТ «Береговой склон Томи от Южной до Аникино».

Таким образом, площадь добавляемой территории составит 2,7 гектара. То есть в перспективе, по заявлению властей и проектировщиков, площадь природной территории увеличится на 1,1 гектара.

Кирилл Мищенко также отметил, что проектная документация получила положительное заключение Главгосэкспертизы.

Нужен пересмотр проекта

О необходимости найти другие варианты говорят несколько депутатов городской думы. Среди них — Игорь Лютаев и Инга Первушина. Они присутствовали на круглом столе.

Так, Инга Первушина в ходе встречи отметила, что среди поселков вдоль Богашевского тракта есть жители, которые обеспокоены планами по вырубке деревьев. Они обратились к ней за помощью.

Депутат пытается выяснить — рассматривались ли проектировщиками другие варианты реконструкции дороги. Например, расширение количества полос без двухуровневой развязки, что по стоимости строительства будет дешевле и эффективнее.

Сейчас стоимость реализации проекта с оценкой выкупа земельных участков, по словам проектировщиков, составляет 2,13 миллиарда рублей.

Специалисты компании-проектировщика настаивают, что проект получил положительное заключение экспертизы, значит, он признан эффективным. Всего было подготовлено три или четыре возможных варианта развязок. Остановились, по словам проектировщиков, на самом эффективном.

Однако ряд депутатов сомневаются, что рассматривались другие варианты решения транспортной проблемы, кроме как строительство развязки.

Такого мнения придерживается Давид Аветян. На профильном комитете гордумы 22 ноября он высказался против выделения земель из ООПТ под строительство новой развязки. По его мнению, можно обойтись простым расширением дороги.

— Главгосэкспертиза рассматривала другие варианты развязок при оценке проекта, а не другие варианты решения транспортной проблемы. Заказ был на проектирование и инженерные изыскания развязки. Экспертиза проверяла, соответствуют ли документы заказу. Свои исследования она не проводила. <...> То, что нам представлено, является неэффективным, менять ООПТ смысла нет, — сказал Аветян.

Депутат Игорь Лютаев считает, что использовать земли ООПТ для строительства транспортной инфраструктуры неверно. По его словам, вопрос — нужна или не нужна развязка — не стоит. Решение вопроса с транспортной доступностью необходимо, но это нужно сделать «без нарушений прав жителей на комфортную окружающую среду».

Лютаев считает, что нужно объявлять новый конкурс на разработку проекта и сделать работу заново. К этому варианту склоняется и его коллега Инга Первушина.

— Понятно, что представитель проектировщика будет настаивать на своих решениях, поскольку на работу потрачены ресурсы. Но вопрос не в том, кому сложно, а в том, что это нужно делать. Если данные проектные решения не позволяют решить транспортную проблему без ликвидации зеленого массива, нужны другие проектные решения. Пока мы не будем их искать, они сами не найдутся, — сказал Лютаев.

Также Лютаева и его коллег беспокоит ситуация, что для новой развязки потребуется «разобрать» участок улицы Басандайской, которую отремонтировали только этим летом.

По словам и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства мэрии Сергея Чикова, ремонт проходил на участке дороги примерно в 500 метров. Он не считает это проблемой, поскольку развязка будет построена только через несколько лет. Все это время дорогой будут пользоваться местные жители.

Чиков, как и проектировщики, настаивает на том, что текущий вариант строительства развязки — единственный. На этапе проектирования рассматривались разные варианты и был выбран наиболее экономически эффективный. Его поддержала экспертиза.

— Томская область нечасто выходит с проектами развития на федеральный уровень. За эти деньги и средства нужно бороться. <...> Вариант, при котором мы уйдем в перепроектирование, на наш взгляд, невозможен. Это неэффективное использование бюджетных средств по закону. Если бы мы жили в Дубае, можно было бы сделать что угодно — четырехклеверную развязку, в восемь этажей, развязку под землей. В мире нет ничего невозможного, это вопрос денег по большому счету. Понятно, что можно было бы уйти под железную дорогу, сделать там два прокола и так далее. Но это космическая сумма, которую экспертиза не пропустит никогда, — рассудил чиновник.

Что дальше?

Градостроительный комитет думы Томска 22 ноября рекомендовал включить в повестку ближайшего собрания думы вопрос о проекте аникинской развязки. Но при условии, что к этому моменту депутаты получат ответ из прокуратуры о правомерности выделения средств на ремонт улицы Басандайской, участок которой придется демонтировать.

Ближайшее собрание думы Томска пройдет 6 декабря.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×