Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 14419Томск, Троллейбусы, Транспорт, Трамваи, Маршрутки

Битва за рубль

В Томске обсудили повышение стоимости проезда в общественном транспорте

Битва за рубль
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Меньше двух недель осталось до февраля — когда в Томске должна вырасти стоимость проезда в общественном транспорте. Перевозчики, отвечающие за маршрутки, говорят, что такого низкого тарифа, как у нас, в других регионах уже не найти: везде 30 рублей и выше. Томичи критично воспринимают повышение и говорят, что качество услуг по перевозкам в автобусах оставляет желать лучшего.

Накануне в администрации Томска прошло обсуждение тарифного вопроса. В заседании приняли участие чиновники, перевозчики и представители общественности.

Цены на запчасти растут, водителей не хватает

Председатель городского комитета по организации пассажироперевозок Ольга Свахина напомнила, что новая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за маршрутную сеть, были заключены на пять лет.

Однако уже в 2020-м перевозчики начали испытывать сложности. Первой проблемой стала пандемия ковида. Она привела к снижению пассажиропотока, что сказалось на рентабельности. В результате несколько перевозчиков отказались от исполнения контрактов. Работа по маршрутам № 22 и 25/52 до сих пор не возобновилась, сказала Свахина.

Вторая проблема, по ее словам, пришла весной 2022 года, когда началась военная операция на Украине, а за ней последовали санкции. Произошел резкий рост цен.

— Стоимость автобусов возросла буквально два раза, запчастей — еще больше. Мы проводили срез: действительно, по итогу первого полугодия 2022-го рост цен составил более 260 % по 20 выбранным позициям, — отметила Ольга Свахина.

Она добавила, что сейчас наиболее остро проблема с перевозками обстоит на маршрутах № 8/9, 36/37, 30/33 и 11.

Слово взяла представитель маршрутного бизнеса Елена Пуль. Она рассказала, что стоимость пассажирских перевозок складывается из трех основных составляющих — водительский состав и зарплата работникам, стоимость горюче-смазочных материалов и стоимость запасных частей.

Водителей, подчеркнула Пуль, очень сильно не хватает, эта проблема, по ее словам, стоит крайне остро. Нехватка кадров сказывается на качестве услуг. Сегодняшний тариф на перевозки в 24 рубля не может обеспечить водителям нормальную зарплату, по мнению Елены Пуль.

— На сегодня в городе и области нет ни одного механизма, направленного на увеличение числа водителей, а именно — обучение водителей категории Д за счет бюджета. <...> Из-за жесткой нехватки кадров мы решили сами учить водителей, за свой счет, — сказала представитель маршрутного бизнеса.

Чтобы сэкономить на запасных частях, перевозчики, по ее словам, начали покупать детали оптом в других городах, так как в Томске это делать дороже.

Рубль не поможет

По словам Елены Пуль, увеличение тарифа на один рубль (до 25 рублей) — это 4 % от действующего тарифа в процентном соотношении. Официально инфляция в России на конец 2022 года составила 11,94 %. Если вычесть от инфляции 4 %, получается разница в 7,94 %.

— За счет каких средств должен покрываться данный процент удорожания стоимости запасных частей и горюче-смазочных материалов? Тариф это не предусматривает. Эта разница в проценте покрывается за счет собственных средств перевозчика. <...> Для покрытия инфляции тариф на перевозку пассажиров должен быть минимум 27 рублей. Это наше мнение, со стороны перевозчиков. О прибыли даже не говорим, — сказала Пуль.

Также она отметила, что экономически обоснованный максимальный тариф не может быть одинаковым на всех маршрутах: где-то пассажиропоток высокий, а где-то низкий.

— Тарифом в 27 рублей мы закроем только себестоимость запасных частей, топлива, вопрос с водителями не решится, к сожалению. Этот вопрос стоит очень остро. Здесь нужно подключаться властям. Тариф этого не решает, — резюмировала Пуль.

Начальник управления муниципального заказа и тарифной политики Андрей Комогорцев рассказал, что тарифная комиссия произвела расчеты экономически обоснованного максимального тарифа на проезд. Для автобусов он составил 28 рублей.

В части электротранспорта, по его словам, экономически обоснованный максимальный тариф — 60 рублей. Трамвайно-троллейбусное управление — это субсидируемое предприятие. То есть обычно тариф утверждается ниже предельной суммы, а разницу ТТУ компенсирует бюджет.

Автобусы проезжают мимо

Представители общественности, депутаты, в свою очередь, рассказали о проблемах, с которыми пассажиры регулярно сталкиваются, когда едут в автобусах. Речь о хамстве со стороны водителей, разговорах по телефону за рулем, иногда курение, а также отсутствие кондукторов, нехватка низкопольных автобусов, некомфортная температура в салонах — либо холодно, либо слишком жарко.

Жительница востока Томска рассказала, что уехать утром из микрорайонов Подсолнухи, Зеленые Горки, Солнечный на маршрутках очень сложно.

— Утром, когда люди едут на работу — одна и та же картина: люди стараются втиснуться, двери не закрываются, водитель выходит и пытается сделать это вручную, иногда дверь ломается, автобус выходит из строя, люди вынуждены выходить и идти дальше пешком. <...> Выстроили такие огромные микрорайоны, но почему не подумали о транспортном обеспечении? — задается вопросом томичка.

При этом она заметила, что транспортный парк действительно улучшился за последние годы.

Перевозки как бизнес

Вопрос повышения тарифа прокомментировало сообщество «Умный транспорт Томска». Там отметили, что в этой теме нужно исходить из следующих предпосылок:

  • 80 % пассажиропотока — это частные перевозчики;

  • никаких субсидий для частных перевозчиков из бюджета не выделяется, единственный источник финансов для продолжения перевозок — это собираемая с пассажира плата за проезд;

  • есть более прибыльные маршруты, чем в среднем, но до тех пор, пока не будут выделяться субсидии, ограничением будут именно «худые маршруты».

— Можно долго говорить про качество и ПАЗики, но пока общественный транспорт работает не как социальная услуга, а как бизнес, он и будет действовать по законам бизнеса (и речь тут отнюдь не про форму собственности перевозчика, частную или муниципальную). Убыточной деятельностью заниматься никто не будет. Можно говорить о каких-то изменениях в будущем, но пока что все работает по-старому. Не будет повышен тариф — маршруты будут закрываться. Станет ли от этого лучше пассажирам, которые недовольны качеством перевозок? Поэтому, нужно работать над тем, как реформировать эту систему таким образом, чтобы вышеуказанные предпосылки перестали быть действительными, — отмечают в сообществе.

Что дальше?

В ближайшее время тарифная комиссия подготовит окончательное резюме по изменению стоимости проезда. Решение должно быть принято к февралю.

— Безусловно, каждый из нас, наверное, полагает, что если бы у нас был полноценный муниципальный транспорт с долей 90 % — это было бы замечательно. Сегодня для нас это некие перспективы. Мы знаем, какие инструменты существуют, чтобы у нас это появилось, это либо инфраструктурный кредит, либо концессионное соглашение. Это очень серьезные финансовые ресурсы, и без помощи региона городу не обойтись, — сказал в заключительном слове и.о. мэра Томска Михаил Ратнер.

Он напомнил, что в феврале в Томске пройдут общественные обсуждения на тему концепции развития пассажирского транспорта.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×