Архив
2мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 55001Томск

Лекарство «с кайфом»

Лекарство «с кайфом»
www.e-crimea.info
О том, какой эффект могут давать некоторые лекарства, которые свободно отпускаются в аптеках без рецепта, известно сейчас если не всем, то очень многим. Интернет просто кишит сайтами, где собираются так называемые «аптечные ковбои». Их главная тема для общения — использование лекарств не по прямому назначению, а в «рекреационных» целях, то есть для получения наркотического эффекта.

Наряду с обычным для сетевых диалогов «разводом», когда для получения кайфа предлагают смешать, например, парацетамол с водкой, или покурить шалфей, совершенно бесконтрольно распространяются рецепты приготовления и употребления препаратов, которые дают эффект посерьезнее.

— Классическими здесь считаются комбинированные препараты, содержащие кодеин — синтетический аналог героина, — рассказывает К., бывший «аптечный ковбой». — Привыкание к ним очень сильное, но эффект более слабый, чем от традиционного наркотика. Можно ходить, можно работать, и не очень заметно, что ты «под чем-то». Вторые по популярности так называемые аптечные диссоциативы. Это сиропы от кашля. Они содержат декстрометорфан, который вызывает необратимые изменения психики. Он обладает сложным эффектом, поскольку вызывает четыре состояния, иллюстрирующие наркотическое опьянение — от слабого к сильному. При этом третье и четвертое состояния вызывают полное изменение сознания, потерю контроля над собой. Это — самое популярное сегодня лекарство, используемое не по назначению. Чаще всего его употребляют школьники 10-11 классов. Третья группа препаратов — холинолитики. Вызывают галлюцинации, сопровождаемые токсическим отравлением, сравнимым с бензиновым. Также некоторые лекарства используются как психостимуляторы.

По словам К., сегодня большая часть молодежи знает о том, что лекарства можно применять не только для лечения, но и для получения «кайфа». Из них половина употребляла хотя бы раз, а около 20% употребляет регулярно.

— Это считается модным способом весело провести время, — поясняет К. — Но если от «ортодоксальных» наркотиков достоверно известны побочные эффекты, то в отношении аптечных никто не проводил таких исследований. Точно не выяснены ни последствия их употребления, ни смертельная доза. А молодежь не задумывается об этом.

А между тем, убежден К., от аптечных препаратов очень легко перейти к «ортодоксальным» наркотикам. Тем более что это близкие субкультуры и зачастую — одни и те же люди.

— Я считаю, что назрела необходимость ужесточать контроль, — говорит он. — Если есть возможность заменить препарат, оказывающий наркотический эффект, на препарат без такого эффекта, то это необходимо сделать. Скажем, существует огромное количество сиропов без декстрометорфана, и они прекрасно помогают от кашля. То же самое с анальгетиками — половину из них можно заменить, а другую отпускать только по рецепту.

Главная проблема в борьбе с аптечной наркоманией, считает К., — недобросовестные фармацевты, которые наживаются на человеческих слабостях.

— В городе растет количество аптек, на квартал порой приходится сразу четыре, две из которых могут располагаться друг напротив друга. Да я никогда не поверю, что в этом районе столько больных! Это говорит о том, что все в курсе. И были случаи, когда мои знакомые просто договаривались с аптеками, чтобы коробками брать те же сиропы от кашля. Ведь гораздо выгоднее продавать дорогие кодеиносодержащие препараты: покупают обычно три пачки, каждая стоит около 120 рублей, чем продавать бабушкам корвалол. Это — очень мощная статья аптечного дохода.

С этим согласны и в областном управлении УФСКН. Начальник отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков Юрий Борисенко считает, что ответственность лежит главным образом на совести провизоров, которые ради выручки идут на продажу «спорных» препаратов лицам, явно попадающим в группу риска.

— Законом разрешен безрецептурный отпуск препаратов, содержащих кодеин в малых дозах — от восьми до 12 тысячных, — рассказал представитель ведомства. — Единственное ограничение, которое пока существует: отпуск не более двух пачек в одни руки. Но на федеральном уровне уже принято решение, что с 1 июля 2011 года отпуск данных препаратов будет осуществляться только по рецепту. Это касается не только комбинированных препаратов с кодеином, но и, например, «Бронхолитина», содержащего эфедрин.

По словам начальника отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков, есть несколько проблем в борьбе с «аптечной» наркоманией. Так, например, не существует статистики «ковбоев», поскольку на учет ставятся только лица, употребляющие вещества, запрещенные в свободном обороте. Хотя, по мнению Юрия Борисенко, отделять «аптечников» от всех остальных некорректно: наркоман — он и есть наркоман.

Единственное, что может в этой ситуации УФСКН — выявлять наркопритоны, где из лекарственных препаратов осуществляется изготовление наркотических веществ, и привлекать за это. С начала года был выявлен один такой притон. В управлении поясняют, что в Томской области это явление не носит массового характера, а аптечные препараты используются в основном как заменители в отсутствие «ортодоксальных» наркотиков.

— Уклон в аптечную наркоманию начался из-за того, что эффективнее стала работать наша служба, — говорит Юрий Борисенко. — Раньше эта проблема так остро не стояла, поскольку достать традиционные наркотики — тот же опий или героин — было намного проще. Как только эти каналы начинают перекрываться, наркозависимые лица ищут заменители.

Тем не менее, соответствующие структуры стараются «держать руку на пульсе проблемы». Так, сейчас в регионе создана постоянно действующая комиссия, в которую включены УФСКН, Росздравнадзор, Лицензионная палата и Управление фармации. Столь тесное сотрудничество — неслучайно и упирается в законодательные «дебри». Так, сотрудники УФСКН не имеют права, согласно 294 ФЗ, проверять аптечные учреждения в области оборота лекарственных средств. Это компетенция Росздравнадзора — контролировать выполнение правил отпуска лекарств, который, в свою очередь, может проверять аптеки только раз в три года.

— Существующая норма об отпуске не более двух пачек в одни руки является формальной, — объяснил Юрий Борисенко. — Ведется проверка аптечных учреждений, однако за незаконный отпуск пока никто наказан не был, потому что его очень трудно доказать. Единственное, за что можно привлечь — продажа более двух упаковок в одни руки. Но когда в одной аптеке куплено две, в другой две, то состава нарушения как будто бы и нет. Здесь может реально подействовать рецептурный отпуск, то есть постановка этих препаратов на предметно-количественный учет, что и будет сделано в следующем году. Однако и запретительными мерами нельзя злоупотреблять, иначе можно дойти до абсурда, и все препараты из свободной продажи исключить.

Предупредить злоупотребление теми же сиропами от кашля, которые, в отличие от препаратов с кодеином, вообще не содержат никаких наркотических веществ, по его мнению, может помочь только профилактическая работа с молодежью. Этим вопросом занимается специальное подразделение УФСКН, сотрудники которого выезжали этим летом в детские лагеря, где школьникам разъяснялись последствия употребления этих препаратов. Кроме того, в аптеках в ближайшее время должна появиться наглядная агитация о том, какие лекарства попадают в опасную категорию и какие последствия могут наступить от их употребления.

Когда-то и героин можно было купить в аптеке — до того, как он был запрещен. Постигнет ли аналогичная участь «аптечные наркотики», покажет время. Возможно, лучший выход из ситуации — отпускать большинство лекарственных средств в аптеках по рецепту.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×