Архив
16апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 11242Томск

Мэрия может переехать в «гиблое место»?

Мэрия может переехать в «гиблое место»?
vtomske.ru
Недавно узнал, что томская мэрия собирается переехать — в освободившееся здание ликвидированного военно-медицинского института на Никитина. Мотивация простая: содержать исторический памятник на Фрунзе слишком дорого, а в просторных помещениях ТВМИ можно собрать все службы муниципалитета, вдобавок сделав перед зданием большую стоянку для автомобилей чиновников.

Но, планируя подобные эксперименты, нужно представлять себе все их последствия. И для начала вспомнить, а что это за территория, которую облюбовал наш мэр Николай Николайчук?

По этому, неправильной формы четырехугольному земельному участку, на котором располагался ликвидированный институт, когда-то протекала речка Игуменка. Я взял старую карту Томска, выпущенную в начале прошлого века, и нанес на нее современные здания. Стало ясно, что два из них стоят прямо на русле засыпанной реки. Еще несколько древних подземных потоков, невидимых на поверхности, пересекают эту площадку в западной части.

Такие места раньше в народе назывались «гиблыми». Селиться здесь люди избегали, даже скот не пасли. Данную версию подтверждают и уродливые стволы деревьев, растущих вдоль улицы Никитина.

Некогда на этом месте действовало Томское училище связи. Пока летом 1997 года не случилась страшная трагедия — из-за строительного брака здание обрушилось, в результате 12 курсантов погибли, 54 получили ранения. Это была самая массовая катастрофа в Томске за последние десятилетия. Кстати сказать, один из самых сильных подземных водных потоков проходил прямо по под казармой. Скорее всего, именно он постепенно разрушил несущую кирпичную колонну, рассыпавшуюся буквально в пыль той трагической ночью.

На месте ликвидированного училища разместили военно-медицинский институт. Но и его судьба оказалась печальной. В прошлом году и это высшее учебное заведение для военных, где готовили ценнейших специалистов, разогнали. Как будто военные фармацевты и врачи больше не понадобятся России.

А еще на территории бывшего военного училища, площадь которого около трех с половиной гектаров, происходили разные загадочные и жуткие происшествия. Которые не стали достоянием широкой публики именно из-за их неправдоподобности. Расскажу об одном таком случае, объяснения которому нет до сих пор. Произошел он уже после обрушения казарм.

Ночь на 1 июля 1998 года майор Бугаев встретил в качестве помощника дежурного по училищу связи. Сам дежурный, подполковник Радченко, пошел проверять посты курсантов, патрулировавших в ту ночь территорию училища. Бугаев закрыл за ним дверь на засов и сел смотреть футбольный матч по телевизору. Что случилось потом, он не помнит.

А произошло вот что. На охраняемом военном объекте, в дежурном помещении, на вооруженного помощника майора Бугаева было совершено дерзкое нападение. Он был жестоко избит куском водопроводной трубы. Вся комната была залита кровью, у майора был проломлен череп, сломаны фаланги кистей рук.

Придя в сознание и поднявшись с пола, майор машинально отодвинул засов на двери и, пошатываясь, направился в туалет — смыть кровь с лица и рук. И только умывшись, Бугаев обнаружил, что его кобура расстегнута, а личное оружие — пистолет Макарова ОВ №2268 — исчез...

Сразу после чрезвычайного происшествия была поднята тревога, училище оцепили. Прибыла милиция, работники прокуратуры, ФСБ, скорая помощь. Прибежавший на место кровавой драмы дежурный по училищу услышал от полуживого Бугаева: «Я упал... Прости, Васильевич, я тебя подвел!» Эту фразу майор, словно в бреду, повторял много раз.

Военная прокуратура Томского гарнизона сразу начала следствие. Преступление было на самом деле чрезвычайным и... нелепым. И удивительное дело — никто ничего не слышал. А ведь прямо напротив двери комнаты, где размещается дежурка, находится комната связи. В ней в ту ночь дежурили две связистки, и обе ничего не слышали — ни звуков ударов, ни криков, ни хлопанья дверей, ни шагов по коридору...

Следствие по факту нападения на помощника дежурного по Томскому ВВКУС вел старший следователь капитан Мелехин. Судя по материалам пяти томов уголовного дела, следствие велось просто блестяще. Были использованы все мыслимые и немыслимые следственные методы и приемы — допросы, очные ставки, многочисленные криминалистические и судмедэкспертизы.

Был проведен грандиозный следственный эксперимент, в котором участвовали все военнослужащие, бодрствующие по долгу службы в ту злополучную июльскую ночь. У курсантов брали оттиски с подошв их обуви, по всей стране разыскивали бывших отчисленных за провинности учащихся вуза и проверяли их алиби. Кое-кого, в том числе и дежурившего в ту ночь подполковника Радченко, допрашивали с применением полиграфа — детектора лжи.

Но все это не дало ни малейшего результата. Самое главное — пострадавший майор Бугаев забыл все, что происходило с ним в дежурке. Его память была стерта начисто. Память пострадавшего попытался восстановить гипнотизер Анатолий Кабыш, тоже окончивший в свое время Томское училище связи. Но и его талант не помог.

Я разговаривал с майором Бугаевым об этом преступлении, и он предполагал, что просто задремал за пультом. Поэтому неизвестный смог на него напасть. Но Бугаев не засыпал в ту ночь!

После преступления пол в помещении дежурного по училищу был залит кровью, словно преступник гонялся за майором по всей комнате. На видном месте лежал кусок проржавевшей водопроводной трубы диаметром 20 миллиметров и длиной 60 сантиметров. Как установило следствие, его в качестве орудия преступления использовал нападавший.

У самой двери дежурного помещения лежала крышечка от микрофона телефонной трубки (всего на пульте в дежурке было шесть телефонов). А сама трубка болталась на витом шнуре, а не лежала в гнезде, как остальные. Возникла версия, что первый удар трубой таинственный преступник нанес по руке Бугаева, когда тот снял телефонную трубку и хотел куда-то позвонить. Видимо, майора что-то встревожило. Но неожиданный удар выбил у него телефонную трубку, одновременно отшибив пластмассовую крышечку от микрофона. А дальше началось зверское избиение выскочившего из-за стола Бугаева.

Следователь военной прокуратуры Мелехин немедленно назначил дополнительную криминалистическую экспертизу. И выяснилось, что на царапине, найденной на телефонной трубке, есть следы ржавчины от трубы. А на самой трубе обнаружили следы пластмассы, из которой сделан телефон.

Нашли и книгу, которую Бугаев читал в ночь дежурства. И она тоже подтвердила, что он не спал: две страницы оказались густо забрызганы мелкими капельками крови. Эта кровь брызнула из лопнувшего от удара сосуда на левой руке майора, когда он снял телефонную трубку.

Следователю Мелехину удалось поминутно восстановить ход событий в училище в ту ночь. По его версии, преступление было совершено во временном промежутке между 01:50 и 01:54. Это сразу снимало возникшие было подозрения в отношении подполковника Радченко (только он мог знать, как снаружи, через окошечко в кабинете дежурного отодвинуть внутренний засов). Подполковник тогда справедливо заметил: «Если уж предполагать, кем был нападавший, то я был самым главным кандидатом. Я ходил той ночью по полутемным дорожкам училища, проверяя патрули, и у меня были ключи от оружейной комнаты».

И еще одна деталь. Когда подполковник Радченко прибежал в дежурку после объявления тревоги, первое, что бросилось ему в глаза в коридоре — цепочка кровавых следов в сторону туалета. Это раненый Бугаев шел отмываться от крови. Никаких других следов, ведущих из помещения, где произошло нападение, не было! А их уходящий преступник был обязан оставить, так как пол в комнате дежурного был обильно смочен кровью. Добавлю, что судмедэкспертиза категорически отвергла возможность того, что раны майор нанес себе сам...

Через три дня после ЧП в училище связи произошел еще один нелепый случай, в котором «всплыл» пистолет Макарова. На Учебной тогда работала сауна «Русский люкс». Около четырех часов ночи туда ворвался парень в черном джинсовом костюме, с черным чулком на голове. В руках его был пистолет, помещенный в... черный чулок! Это ясно видел прибежавший на крик испуганного персонала администратор Дмитрий Нижник. Грабитель потребовал вначале денег, а потом водки. Денег ему не дали, а водкой и коньяком бармен одарил.

Неожиданно грабитель открыл беспорядочную стрельбу в тесном помещении, к счастью, никого не задев. Одна пуля попала в экран новенького телевизора, стоявшего на барной стойке. Кстати сказать, пуля от экрана кинескопа чудесным образом срикошетила обратно, образовав на телевизоре две аккуратных, расположенных рядом дырки. Именно эту целехонькую пулю изъяли приехавшие вскоре милиционеры. Одна из стреляных гильз прожгла чулок и выпала на пол. Эти две улики позволили сделать вывод: стрельба велась из пистолета Макарова.

Может быть, из того самого, что тремя сутками раньше был похищен из училища связи? Такая мысль сразу возникла у следователя прокуратуры Мелехина. Но увы, доказать это или опровергнуть было невозможно. Дело в том, что пистолет, пропавший из кобуры майора Бугаева, не был отстрелян, и характерных гильз в гильзотеке томского УВД не хранилось.

Установить личность преступника следствию не удалось. Как не удалось найти пистолет Макарова №2268, похищенный у потерпевшего. Уголовное дело приостановили...

Как будут чувствовать себя работники мэрии на этом «заколдованном» месте — покажет время. Если, конечно, администрация все же пойдет на этот эксперимент. Не хотелось бы, чтобы она повторила судьбу своих предшественников — двух высших военных училищ.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×