17 мая, пятница
+14°$ 90,92
Прочтений: 2К

Памятник против стройки (документы)

стройка в разгаре
стройка в разгаре
Фото: http://snegiri.tomsk.ru

В середине апреля томские активисты провели пикет в защиту памятников и исторических мест. На нем вспоминали не только памятники деревянного зодчества, но и археологиии. В частности — Тимирязевский археологический комплекс, расположенный на левом берегу Томи, между поселками Тимирязевский и Дзержинский. Именно его территории были отданы под строительство коттеджного поселка Снегири, которым занимается ООО «РАКС» и ОАО «Региональное ипотечное агентство Томской области» («РИАТО»).

Впервые о том, что на территории археологического памятника федерального значения строятся элитные дома, общественность узнала в 2009 году. Тогда археологи направили письма во всевозможные инстанции — от министерства культуры до президента — и даже провели первый для себя пикет с требованием защитить Тимирязевский комплекс, являющийся частью мирового наследия. Это небольшой участок, где сосредоточено несколько десятков археологических объектов, относящихся к самым разным эпохам — от бронзового века до позднего средневековья. В частности, здесь расположены курганный могильник и два поселения.

Археологи успели исследовать лишь небольшую часть кургана — поселения еще ждут своего часа. Теперь ученые боятся, что таящиеся в недрах тимирязевской земли археологические богатства могут быть навсегда утеряны при освоении данных территорий строителями. Власти пообещали решить проблему, однако стройка на месте памятника до сих пор продолжается.

Ольга Зайцева, доцент кафедры археологии ТГУ, показывает два тома документов — столько их накопилось с момента начала переписки с чиновниками. Итогом многочисленных обращений стал «перевод стрелок» на областной департамент культуры, руководит которым Андрей Кузичкин. Мол, именно эта структура должна разбираться в сложившейся ситуации. И прежде всего в том, как власти Томского района смогли выдать строителям землеотвод на возведение коттеджного поселка в заповедной территории.

— Как выяснилось позже, застройщик понятия не имел о том, что на отведенном ему участке есть объекты археологического наследия, — рассказывает Ольга Зайцева. — Почему руководство района не поставило строителей в известность о памятнике археологии, непонятно. Но не знать о нем оно просто не могло.

Когда все тайное стало явным, застройщик оказался в весьма неловкой ситуации. С одной стороны, в проект поселка были вложены огромные суммы — более миллиарда рублей, и перерывы в строительстве грозили обернуться немалыми убытками. С другой — Тимирязевский комплекс относится к объектам, охраняемым федеральным законодательством, поэтому продолжать возведение поселка по прежнему плану было нельзя.

На тот момент, говорит доцент кафедры археологии ТГУ, стройка еще не задела основные участки, где находятся объекты археологического наследия — «РАКС» и «РИАТО» успели проложить лишь коммуникации к будущим домам, в итоге навсегда были утрачены только 10% Тимирязевского археологического комплекса.

— Выхода из ситуации было два: либо разработать новый план поселка, в обход памятнику, либо провести полномасштабные раскопки, изъяв из недр земли все раритетные объекты, и пустить стройку по прежней схеме. Но нужно понимать, что аварийные раскопки — это крайние меры. Они тоже приводят к уничтожению памятника, только научными методами. Лучше его не трогать вообще. Тем более что всегда можно пересмотреть проект и обойти охраняемый объект, построив дома чуть поодаль. Так или иначе, но для начала требовалось определить четкие границы памятников. К чести застройщиков, они пошли нам навстречу и выделили более миллиона рублей на проведение этих работ, — рассказывает Ольга Зайцева.

После этого в ТГУ составили отчет, в котором описали точные границы объектов археологического наследия, подпадающих под застройку, и направили его в департамент культуры. Но там документы не подписали, заявив, что отчет необходимо переделать. По мнению Ольги Зайцевой, причины тому чисто формальные — департамент не устроили некоторые формулировки. Между тем, именно от скорости утверждения отчета со стороны ведомства Андрея Кузичкина зависит дальнейшая судьба Тимирязевского комплекса.

— Первый отчет департамент рассматривал очень долго, а тем временем стройка продолжалась. Сейчас мы боимся, что рассмотрение нового отчета вновь затянется, и за это время застройщик продвинется еще дальше на территорию Тимирязевского комплекса. При этом проект поселка до сих пор не изменен, — говорит доцент кафедры археологи ТГУ Ольга Зайцева. — До недавних пор строители придерживались варианта нахождения средств, чтобы раскопать памятники и освободить дорогу для коттеджей. Но это слишком дорого, плюс займет массу времени. Как ситуация будет разворачиваться дальше, зависит от действий департамента культуры. Пока мы все вынуждены ждать.

На минувшей неделе отчет ТГУ лег на стол руководства ведомства. Как сообщила нам председатель комитета по охране объектов историко-культурного наследия департамента культуры Ирина Яковлева, он уже изучен. Но не все замечания в нем были исправлены.

— Над документом поработали не в том объеме, в котором нам бы хотелось. В частности, археологи использовали не совсем точные термины. Но мы не будем просить их переделывать бумаги вновь. В данный момент готовится заключение в администрацию Томского района о том, какие территории в районе Тимирязево можно застраивать, а какие нет. Параллельно мы составляем приказ об утверждении границ вновь выявленных объектов археологического наследия в районе строительства Снегирей для их постановки на госохрану. Под стройку будут отданы территории, который были обследованы археологами, и все ценное для науки оттуда было изъято.

Что касается самых значимых участков Тимирязевского археологического комплекса, до которых строители еще не добрались, то здесь два варианта, говорит Ирина Яковлева. Первый — взамен этих площадей «РАКС» должен попросить у администрации Томского района участки поблизости, на которых нет никаких ценных с точки зрения археологии объектов. «Или же застройщик должен найти деньги на раскопки памятников, и после изъятия оттуда ценных объектов продолжить строить дома по прежнему плану», — добавила она.

С помощью постановки объектов архнаследия на госучет — кстати, это департамент Андрея Кузичкина должен был сделать давным-давно — в ведомстве надеются предотвратить повторение ситуаций с выделением земли под строительство на местах памятников федерального значения. «В первую очередь, это должно заставить чиновников работать по закону. Чтобы прежде чем выдавать землеотводы, они обращались к нам и археологам за заключением о том, что строить на этих землях можно. И не вводили в заблуждение застройщиков», — подчеркнула председатель комитета по охране объектов историко-культурного наследия департамента культуры.

— Если стройку так и не перенесут за пределы Тимирязевского комплекса, мы готовы приступить к раскопкам, — заверила доцент кафедры археологии ТГУ Ольга Зайцева. — Но на это нужно более десяти миллионов рублей. Где взять эти средства, непонятно. На мой взгляд, финансировать подобные работы должны все стороны: университет, застройщик и департамент культуры.

При этом она замечает, что вряд ли «РАКС» и «РИАТО» пойдут на это, ведь помимо удорожания это грозит обернуться значительной потерей времени и соответственно убытками.

В свою очередь директор «РИАТО» Александр Буянов заявил, что для начала ему нужно взглянуть на документы, которые должен предоставить департамент Андрея Кузичкина. «Мы так долго слышим разговоры о том, что памятники занесут в федеральный реестр, что я верю в это с трудом. К тому же, еще нужно поглядеть, какие границы будут указаны в документах. Те, что были в первом отчете археологов, нас устраивали. Не факт, что после согласования они не были изменены департаментом», — пояснил он.

— Н а дальше возможны два пути. Первый — мы финансируем раскопки памятников, археологи проводят необходимые работы, а дальше мы строим по первоначальному проекту. Но если сумма будет слишком велика, строительство домов на этом довольно небольшом участке становится нерентабельным. Тогда придется обнести эти участки красивым забором, поставить табличку с соответствующей надписью, и использовать комплекс в качестве рекламного хода. Мол, тут вам не только хорошее жилье, красивый вид, но и один из объектов мирового наследия, — сказал Александр Буянов.


Документы предоставлены доцентом кафедры археологии ТГУ Ольгой Зайцевой.

Смотрите также