Архив
3мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4180Томск

Театральной жизни Томска поставлен диагноз

председатель томской «Маски» — режиссер Роман Виктюк в окружении поклонниц
председатель томской «Маски» — режиссер Роман Виктюк в окружении поклонницВладимир Бобрецов
Накануне в нашем городе завершилось главное театральное событие последних двух лет — X областной театральный фестиваль «Маска». В свой юбилей фестиваль приготовил томичам много нового.

Впервые он вышел за рамки театральных стен — открытие прошло на улице, в театральном сквере. Причем в шоу приняли участие не только профессионалы сцены, но и детские театральные коллективы Томска и области. Также впервые, наравне с маститыми профессионалами, фестивальные спектакли оценивало детское жюри. Состояло оно из замечательных талантливых и умных ребят — артистов школьных театральных студий и театров.

Каждый фестивальный день завершался творческими посиделками. Модератором первого вечера стал режиссер Евгений Лавренчук, второго — главный режиссер театра «Скоморох» Сергей Столяров. Третий возглавил народный артист России и Украины, заслуженный деятель искусств РФ, председатель жюри Х областного театрального фестиваля «Маска» Роман Виктюк.

Его в нашем городе ждали с большим нетерпением. Многие до последнего не верили, что, дав предварительное согласие, мэтр сцены все же приедет. Роман Григорьевич не только сдержал слово — он буквально с первых минут влюбился в Томск. Хотя театр Романа Виктюка в нашем городе гастролировал не раз, сам он побывал здесь лишь однажды, 20 лет назад. Приезжал вместе с Геннадием Хазановым, который во Дворце спорта показывал программу, сделанную ему Виктюком.

— Когда мы ехали по той улице, где располагаются все ваши университеты, это было потрясающе! — признался Роман Григорьевич. — Температура на улице ноль, а нам сказали, что 23 градуса. Я приехал в шелковой рубашечке, переодеваться некогда, нас сразу в автобусы… И вот мы едем, и я чувствую такую энергетику! А когда ко мне стали подходить, просить автографы, целовать, я закричал, что температура здесь точно плюс 23! Ноль я даже не ощущал. Понимаете, вот в этом и есть ваш город! С удивительной энергетикой, которая сохранилась и не уничтожена. Мои ребята, которые играли здесь, об этом всегда говорили.

Даже не считая Романа Виктюка, состав жюри юбилейной «Маски» оказался весьма внушительным. В него вошли Ирина Автушенко — доцент кафедры сценической речи РАТИ-ГИТИСа и ВГИКа, кандидат искусствоведения, Сергей Маргулис — театровед, журналист, шеф-редактор телеканала «Культура», Людмила Остропольская — театральный критик, помощник художественного руководителя Московского академического театра имени Евгения Вахтангова по литературной части, Валерий Шадский — главный режиссер Рязанского областного театра кукол, президент Российского центра Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA), Игорь Краснопольский — член Ассоциации директоров театров Москвы, Урала, Сибири, директор Театра Романа Виктюка.

Кстати, опять же впервые после восстановления областного фестиваля «Маска» в составе жюри не было начальника департамента по культуре Томской области Андрея Кузичкина. Это и понятно, ведь среди спектаклей-участников была заявлена постановка «Анна Каренина», где Андрей Александрович сыграл роль Каренина.

— Лично мне было, конечно, увлекательнее на последних двух «Масках», в 2007 и 2009 годах, — признался начальник департамента. — Интересно наблюдать весь этот процесс судейства изнутри, общаться с профессиональными критиками. Благодаря их влиянию я начинал смотреть на происходящее на сцене другими глазами, замечать то, на что раньше и не обратил бы внимания. Без всяких сомнений считаю, что и в будущем жюри непременно должно оставаться высокопрофессиональным, и лучше, если это будут столичные театралы. Ведь не нужно бояться каких-то точных диагнозов. В напутственном слове жюри я просил быть их объективными, но строгими, не бояться резких суждений и оценок. Ведь фестиваль мы проводим не для того, чтобы рождать провинциальных звезд и непризнанных гениев. Нам нужно оценить себя адекватно.

Так что же увидело столичное жюри на нашем областном фестивале? 13 спектаклей от восьми театров Томска и Северска. Скажу сразу — большая часть фестивальной программы, по мнению жюри, оставляла желать лучшего. Довольно резко раскритиковали спектакли Северского молодежного театра «Наш мир», ругали «Тряпичную куклу» северского ТЮЗа, не приглянулась работа режиссера в спектакле ТЮЗа «Карлик Нос», не понравилась жюри «Дюймовочка» театра «Скоморох», да и «Банкрот» в драме, на их взгляд, не оказался удачным. Замечания были высказаны и постановщикам «Скрипача на крыше» Северского музыкального театра. Больше всего претензий у жюри было к выбору фестивальных спектаклей.

— Конечно, по одной-двум работам нельзя судить о всей жизни театров, — сказал член жюри Сергей Маргулис. — Но если ЭТО они выбирают как свои лучшие спектакли, то у меня нет слов.

— Мы привыкли, что на любой фестиваль театры представляют постановки, которые сами считают каким-то открытием, свершением, театральным событием, — отметила член-жюри Ирина Автушенко. — Здесь же выбор театров непонятен. Мы должны сказать правду: нынешняя театральная ситуация в Томске удручающая.

Но у жюри были и свои радости, свои открытия и откровения. Так, Роман Виктюк признался, что в нашем городе у него появились три любимые актрисы: Людмила Травкина (Северский музыкальный театр), Марина Дюсьметова (ТЮЗ) и Надежда Голикова («Скоморох»). Он высоко оценил игру артиста Северского театра для детей и юношества Евгения Казакова. Во время обсуждения моноспектакля «Господин Ибрагим и цветы Корана» специально для актера Виктюк устроил спонтанный мастер-класс, учил, как работать с энергетикой зала. Такого от маэстро никто не ожидал. Не менее лестный отзыв услышал Евгений Казаков и от другого члена жюри — Людмилы Остропольской.

— Каждый раз я еду на любой фестиваль с одной корыстной целью — влюбиться! Влюбиться в спектакль, режиссера, актера, — сказала известный театровед. — И вы знаете, на самых пропащих фестивалях, когда кажется, что уже не случится ничего, всегда случается открытие. Вот и на томской «Маске» я увидела замечательного актера высокого уровня, актера, который в своей профессии существует так раскованно, заразительно. Вообще на моноспектакль надо иметь право. Вот Евгений Казаков такое право заслужил. Я получила такое наслаждение от спектакля, от того, что вижу мастерство, которое так редко сейчас встречается. Большое спасибо ему за то, что я влюбилась!

Немало восторгов жюри вызвал спектакль «Герой» театра куклы и актера «Скоморох» по селькупскому эпосу.

— Это не просто хороший спектакль, не просто огромная исследовательская работа. Это огромное культурное событие, — отметила Людмила Остропольская. — Это путешествие в какой-то неведомый мир, который мне был чрезвычайно интересен. Я могу посодействовать, чтобы театр связался с ЮНЕСКО, они занимаются такими спектаклями о малых народах. Спектакль необходимо показать миру.

Уникальным назвал «Героя» и Роман Виктюк.

Много теплых слов заслужила и «Анна Каренина» томского ТЮЗа. Жюри своим авторитетным мнение полностью перечеркнуло те суждения, которые прежде высказывались в адрес этого спектакля.

— Под влиянием всего происходящего на фестивале у меня заранее сложилось резкое отторжение «Анны Карениной», — начал театровед Сергей Маргулис. — Особенно раздражали кренделя по поводу апологии текста, предчувствие четырехчасового зрелища. Да и как говорить о режиссере, если он ученик Виктюка, который сидит рядом. Но с этими подлыми мыслями ты заходишь в зал и не с первой минуты, а с первой доли секунды понимаешь, что ради этого стоило не только приехать, но и немножко жить. И жутко интересно, как он, стервец, это делает. Ты понимаешь, что человек залез туда, где ты мало что понимаешь, где делается оркестр в симфоническом понимании. Здесь не просто прочтение темы, а полифония текста. В спектакле есть сцены, которые можно вписывать в учебники.

После обсуждения расклад по наградам уже не был таким интригующим. Уж сильно разнились оценки спектаклей. По каждой номинации был лидер фактически без соперников. Итак, как же распределились награды?

«Дебютный проект» — школа-студия-театр «Индиго».

«Образцовый музыкальный дуэт» — Людмила Травкина и Дмитрий Конради, спектакль «Скрипач на крыше».

«Мужская роль второго плана» — Денис Иванищев, роль Левина, спектакль «Анна Каренина».

«Лучшая мужская роль» — Евгений Казаков, спектакль «Господин Ибрагим и цветы Корана».

«Лучшая женская роль» — три лица Анны в спектакле «Анна Каренина» — Ирма Гордиенко, Ольга Никитина, Марина Дюсьметова.

«Лучшая сценография» — Ефим Руах, «Анна Каренина».

«Лучшая режиссерская работа» — Евгений Лавренчук, «Анна Каренина».

«Лучший спектакль для детей» — «Герой», театр куклы и актера «Скоморох», режиссер Сергей Столяров. Лучшим этот спектакль назвали и члены детского жюри фестиваля.

«Лучший драматический спектакль» — «Анна Каренина», томский ТЮЗ.

Специального приза жюри удостоился актерский квартет спектакля «Черное молоко» Театра драмы: Олеся Сомова, Артем Киселев, Ирина Шишлянникова, Ольга Мальцева. Отдельной награды — творческой командировки в Москву от Союза театральных деятелей — удостоилась актриса Надежда Голикова.

Гран-при фестиваля — однокомнатная квартира от губернатора — досталась театру, набравшему наибольшее число наград — Театру юного зрителя. Особо стоит отметить размер врученных наград. В этом году, в честь юбилея, он был небывало высок. Денежные премии варьировались от 18 до 220 тысяч рублей. Один миллион рублей губернатор выделил СТД на поддержку ветеранов и актеров, еще по 100 тысяч — народным артистам и по 50 — всем заслуженным. Кроме того, три миллиона рублей Виктор Кресс передал департаменту по культуре Томской области на гранты для спектаклей.

Еще один подарок под занавес «Маски» преподнес томичам Роман Виктюк. Он пообещал привезти в Томск свой спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», в котором играют Валентин Гафт и Александр Филиппенко.

Итак, очередная «Маска» завершена. Что же в сухом остатке? Второй раз подряд большинство наград забирает спектакль молодого московского режиссера. Это говорит о многом. Его «Анна Каренина», как и «Дракон» в прошлый раз, серьезно выделились на фоне остальных томских спектаклей. И вина здесь не только в неудачном подборе постановок на конкурс.

— Диагноз налицо, — резюмировал итоги фестиваля театровед, шеф-редактор телеканала «Культура» Сергей Маргулис. — Правда Томск не очень в этом отличается от других городов. Это болезнь и проблема всей страны. Театр теряет себя и не может найти. Но вам здесь легче вылечиться. В таком сильном культурном городе. Здесь такое сильнейшее притяжение интеллигенции, что и не снилось столице. Такой комок духовности! У вашего города невероятный актерский потенциал. Все это нужно объединить. Есть и хорошее культурное начало в администрации, что тоже бывает редко. Поэтому я верю, что Томск готов к нетривиальному ходу.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×