Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4242Томск, Отдых

Выставка на... заводе (фото)

Выставка на... заводе (фото)
Максим Кузьмин
Прошедшая ночь стала для завода «Сибэлектромотор» временем сказочных превращений. На несколько часов предприятие преобразилось до неузнаваемости: на 26 тысячах квадратных метрах завода разместились картины, фотографии, скульптуры, инсталляции, перформансы, видеоэкраны и музыканты. Все это получило название «Техно-опера», или «Ночь украденных картин». Так творцы и последователи современного искусства отметили 70-летие томского завода и продемонстрировали томичам последние наработки в арт-сообществе Сибири.

«Техно-опера» значилась в списке событий-спутников XIV Инновационного форума, проходящего в эти дни в Томске. И пока тысячи горожан наблюдали за 3D-шоу на фасаде ТУСУРа, несколько сотен человек расхаживали по цехам «Сибэлектромотора» и — кто с восторгом, а кто с недоумением — рассматривали представленные образцы современного искусства, выполненные в самых причудливых техниках и жанрах. Среди присутствующих можно было увидеть чиновников мэрии и областной администрации, а также известного телеведущего Александра Гордона, приехавшего на INNOVUS. Более продвинутые посетители узнавали в толпе участников скандально известной арт-группы «Синие Носы».

На мероприятии можно было не только посмотреть работы, но и украсть их. Причем абсолютно легально. Аналогичный проект прошел в Новосибирске год назад, рассказывает молодой художник Денис Ефремов. Идея мероприятия пришла к нему после того, как его действительно обокрали.

— В Новосибирске проходила моя персональная выставка. В последний день пришел парень и сказал, что ему нужно забрать одну из картин на другую мою выставку, которая открывалась по соседству. Куратор галереи, зная о еще одной экспозиции, отдала ему картину. Когда я обнаружил пропажу, то подумал: новосибирская арт-тусня маленькая, и если заявлю в милицию и в прессу, то быстро найду свою работу. Поначалу органы не хотели заниматься поисками, поскольку сочли ущерб незначительным. Но в картину была вмонтирована дорогая моделька машины, из-за которой ущерб становился ощутимым. В Интернете завязалось обсуждение, и художники начали жаловаться, мол, у нас тоже воровали картины, но никто их не искал. Когда картину нашли, меня все поздравляли и шутили, что хотят, чтобы у них тоже что-нибудь украли. И мы решили: будет круто устроить день украденных картин, чтобы народ мог прийти и стырить понравившуюся картину легально.

Впервые эта задумка была реализована в Новосибирске год назад. По словам Дениса, мероприятие прошло весело: посетители украли все картины еще до официального открытия выставки. «Нам так понравился эффект, что захотелось повторить эксперимент. Мы ждали повода, и тут нас позвали в Томск, но уже на «Ночь украденных картин», — рассказывает художник.

В это время Денис замечает, что кто-то из посетителей крадет его картину — с наклеенными на холст розовыми танками. Он поясняет: техника называется ассамбляж, когда в пространство картины вмонтированы игрушки или иные предметы.

— Понимаешь, в краже есть два принципиальных момента. Во-первых, работы должны жить своей жизнью, и художнику время от времени нужно избавляться от них. Одно дело, когда картины всю жизнь гниют где-то в запасниках, а другое — когда висят у кого-то дома. Во-вторых, когда у человека в квартире появляется работа художника, он начинает задумываться: а хороший ли это автор, а что такое изображено на картине и т.п. Глядишь, так и жизнь у человека изменится, и он станет коллекционером, будет покупать работы таких, как я, — шутит Денис.

Мероприятие на томском заводе впечатлило новосибирского художника до глубины души. В первую очередь тем, что оно проходило на реально действующем заводе, а не на заброшенном предприятии, что характерно для богемных Нью-Йорка, Лондона и других крупных столиц современного искусства. До Сибири это волна докатилась только сейчас, спустя много лет. По словам Дениса Ефремова, сейчас художники загорелись идеей открыть галерею в заброшенном здании психлечебницы. И это при том, что в Новосибирске уже открыт центр современного искусства, о котором томские власти заговорили совсем недавно. Зато благодаря действу на «Сибэлектромоторе» наш город переплюнул соседей, у которых еще не было подобных экспериментов на действующих предприятиях.

Правда, гости из Новосибирска приехали в наш город не только, чтобы себя показать. Одна из целей приезда, говорит Денис Ефремов, — найти талантливых авторов для участия в инновационном проекте.

— Помимо «Дня украденных картин» у нас есть масса проектов. Среди них «Сбагрис» — аукцион по обмену работ художников на еду, вещи и деньги. С ним мы выиграли грант в конкурсе ииновационных творческих проектов в сфере культуры. Идея проекта в том, чтобы молодые сибирские художники поехали за границу и устроили такой аукцион там. Это принесет нам мгновенную известность в тамошних культурных кругах. Но сначала нужно найти достойных авторов, которым будет что показать иностранцам. Весь год мы будем искать таких людей, а в 2012-м начнем осуществлять замысел по захвату мира, — смеется художник.

Найти действительно талантливого автора сейчас довольно сложно — современное искусство требует чего-то нового, неизвестного ранее. Все, что таковым не является, считается китчем.

— В этом плане вся наша культура — это китч. Мы все используем одни и те же холсты, краски, фотоаппараты, которые превращают искусство в массовый продукт. Авангард, представленный на «Техно-опере» — это и есть инновации, когда человек работает над чем-то принципиально новым. К примеру, моя картина с приклеенными розовыми танками. Здесь важна новая интерпретация. Когда ребенок играет с игрушечными танками, в своих фантазиях он может представить их как реальные объекты. Взрослые воспримут их иначе: наверняка, у них возникнет ассоциация с войной, смертью, а тут — розовые танки.

В этом воплощена суть современного искусства, которое призвано показать людям мир с другой стороны, объясняет Денис. В этом смысле завод — место, совершенно не предназначенное для выставки искусства. Но оно становится таким всего за несколько часов. «Так выясняется, что некоторые вещи — совсем не то, что кажется на первый взгляд», — добавляет художник.

Вячеслав Мизин, один из основателей арт-группы «Синие Носы», признался, что весьма впечатлен мероприятием.

— Я второй раз в жизни участвую в арт-проекте, который проходит на действующем заводе. Первый раз случился 20 лет назад, в 1991 году, когда мы рисовали огромные картины на новосибирском заводе металлоконструкций. Находясь здесь, понимаю, что завод для такой выставки — идеальное место. Здесь никто не смотрит на стилистику искусства — все смотрят на то, как оно корреспондируется с конкретным производственным предприятием. А корреспондируется оно прекрасно. То, о чем мечтали авангардисты 1920-х годов, реализовалось через 90 лет.

Участник «Синих Носов» надеется, что это не последний визит арт-группы в Томск. По его словам, в течение года авангардисты намерены сделать в нашем городе выставку своих работ.

На вопрос, каковы проблемы современного искусства сегодня, художники отвечают единодушно: отсутствие коллекционеров, кураторов, которые бы могли продвигать молодых авторов, нехватка обмена опытом между городами и регионами. Также молодым художникам недостает соответствующего образования.

Гендиректор «Сибэлектромотора» Константин Нотман признался, что идея на одну смену превратить завод в арт-пространство принадлежит его брату Андрею Курченко, который носит негласное звание дедушки сибирского авангарда. Сам глава предприятия говорит, что мир современного искусства ему также не чужд — в свое время на философском факультете он изучал теорию культуры. Помогали в организации мероприятия сотрудники предприятия, которые за считанные часы развесили сотни картин, фотографий, установили экраны, прожекторы, поменяли схему освещения всех цехов. Правда, погода сорвала уличную экспозицию с большим количеством сваренных из металла скульптур и разукрашенными электрокарами, которые руководство отдало на растерзание художникам.

— Жаль, что попасть на «Техно-оперу» смогли далеко не все желающие — вход на завод был только по пригласительным. Но нельзя забывать, что завод — опасное место, с кучей техники, и сюда нельзя пускать большое количество людей. Сегодня мы предприняли все меры предосторожности: отгородили занятые под аппаратуру площади лентой, у нас дежурили охрана, милиционеры, пожарные, — рассказал Константин Нотман. При этом он отметил, что в сравнении с другими мероприятиями Инновационного форума «Техно-опера» потребовала минимальных вложений.

— Уже сейчас мне предлагают сделать из проекта ежегодное биеннале, но вопрос, кто будет его оплачивать. С другой стороны, хорошо, если у города появится еще один бренд.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×