Архив
3мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 12217Томск

Кузичкина просили уйти всем залом

Андрей Кузичкин
Андрей Кузичкинtomsk.gov.ru
В культурном Томске вновь вспыхнул скандал. На этот раз он разгорелся вокруг персоны начальника департамента культуры Томской области Андрея Кузичкина. Сразу после областного фестиваля «Маска» томские старейшины обратились с письмом к губернатору. В нем они говорили о несоответствии Кузичкина занимаемой должности и просили не допускать московского режиссера Евгения Лавренчука до томской сцены. Затем в защиту спектаклей Лавренчука свое письмо написала томская молодежь. Наконец вчера в театре «Скоморох» прошла встреча театральной общественности с Андреем Кузичкиным и замгубернатора Владимиром Самокишем.

В самом начале разговора Кузичкин пояснил, что еще до конфликта планировалось совещание, посвященное стратегии развития томских театров. На него хотели пригласить актеров, режиссеров, директоров театров, профессиональных критиков и неравнодушных зрителей. Накануне такая встреча состоялась, но, увы, с другой эмоциональной составляющей.

— Достаточно серьезный резонанс вызвал фестиваль «Маска», — обратился к собравшимся Владимир Самокиш. — Очевидно, в театрах необходимы перемены. Нужно определиться с тем, куда мы движемся. Власть с театральной общественностью должны понимать друг друга, обсуждать все актуальные вопросы. Что касается судьбы государственных театров, то я считаю, что их миссия нести разумное, доброе, вечное. Определенная эстетика в этих стенах неуместна. Театры должны пропагандировать государственные ценности: семья, дети, здоровье, патриотизм. За государственный счет можно делать только те шаги, которые призваны укреплять авторитет государства. Изменение ситуации я, например, вижу в появлении художественных советов. Понимаю, что кто-то смотрит на них скептически, но определенные вызовы времени сегодня этого требуют.

Андрей Кузичкин в своем выступлении озвучил планы областного департамента по дальнейшему развитию и рассказал о своем отношении к ситуации после «Маски».

— Результаты фестиваля широко обсуждаются. И мне трудно согласиться с тем уровнем, на котором идет эта дискуссия. С теми оценками и словами, которые звучат в адрес организаторов фестиваля, жюри. На «Маске» победил однозначно ТЮЗ. Но посмотрите, в 2009 году большая часть наград разделилась подобным же образом. В чем проблема в этот раз? В мнениях жюри, которые дали нелицеприятную оценку работы томских театров. Самое неприятное послевкусие — когда после отъезда членов жюри им начали звонить, просить дать письменные показания, что свои решения они приняли под давлением. Эти уважаемые люди в своей практике столкнулись с подобным впервые. Мы так всех членов жюри распугаем. Нельзя сказать, что фестиваль радикально повлиял на пересмотр позиций департамента. Отрасль культуры нуждается в модернизации. И в этом направлении еще многое предстоит сделать. Например, предложен инновационный проект создания культурных кластеров. Есть там два театральных проекта: создание центра театральной педагогики и трансформация ТЮЗа в театр нового зрителя. В этом году губернатором создан грантовый фонд в три миллиона рублей.

Начальник департамента культуры также пояснил, что областные театры сегодня стали автономными и вольны в выборе репертуара. Но если есть необходимость в худсоветах, то их возможно организовать.

— Мне интересно, вы бы повели своих детей, внуков на такие спектакли, как «Анна Каренина» и другие? Спектакли, которые развращают детей? — спросил актер Дмитрий Киржеманов.

— Я пересмотрел спектакли «Анна Каренина», «Отцы и дети», Обыкновенный фашизм» и «Дракон» — невживую, правда, а в записи, — ответил Владимир Самокиш. — Своих детей я туда бы не повел. Но это мой выбор как многодетного отца. Имеют ли такие постановки право на существование? Думаю да. Но не в государственном театре.

— Это спектакли не для детей, они идут в вечернее время, — парировал Андрей Кузичкин.

Широкое обсуждение получила тема появления в структуре ТЮЗа должности художественного руководителя.

— Новый устав, присланный департаментом, неконструктивен и не соответствует законодательству, — высказалась директор ТЮЗа Светлана Бунакова. — В итоге получается, что в театре будет два руководителя.

— Новый устав словно специально сделан под Лавренчука, — сказал Александр Жеравин. — В России нет художественных руководителей, зачем он нам?

Владимир Самокиш считает, что художественный руководитель в театрах должен быть. Но решать, кто им станет, должна конкурсная комиссия, в которую готов войти и он сам.

Актриса ТЮЗа Ольга Рябова поинтересовалась, в каких еще театрах, перешедших в автономное управление, введена должность худрука. Выяснилось, что пока только в ТЮЗе, но в будущем руководство департамента не исключает появление такой должности и в других театрах.

— В отношении судьбы томского ТЮЗа, на мой взгляд, вершится некий чиновничий экстремизм, — высказала свое мнение актриса Северского ТЮЗа Татьяна Угрюмова. — А по поводу «Маски» хочу спросить, нет ли у областной власти планов создать творческую коллегию, которая будет решать кого же приглашать в состав жюри?

Последний вопрос по фестивалю Владимир Самокиш признал справедливым и предложил привлечь к организации коллегии театральную общественность.

Формат общения был заявлен как «вопрос-ответ». Но довольно быстро все это превратилось в перепалку и разбор внутренних, порой чисто технических, театральных проблем. В какой-то момент ситуация вышла из под контроля. Люди даже попытались провести стихийное голосования за отставку Кузичкина. Эмоциональный накал аудитории был нешуточным. Вопросы поднимались самые разные. На какие-то театралам удалось получить ответ, а какие-то остались открытыми.

— В последнее время томская культура звучит только в контексте каких-то скандалов в подведомственным департаменту учреждениях. Филармония, краеведческий музей, ТЮЗ,— отметил журналист Андрей Мурашов. — Это обидно.

Директор театра «Скоморох» Лариса Отмахова предложила коллегам вернуться к послепремьерным обсуждениям спектаклей, как это было раньше.

— Тогда будет диалог, и мы будем слышать друг друга. А сегодня люди говорят о спектаклях, которые не видели.

Подводя итог встречи, Владимир Самокиш подчеркнул, что разговор не окончен — общение с коллективами театров продолжиться в рабочем порядке.

— Я для себя понял одну важную вещь: такие собрания просто необходимы. Ситуация с филармонией меня многому научила. Нам не нужен новый взрыв. Надо учиться договариваться. А что касается всех кадровых моментов, приглашения новых режиссеров, художественных руководителей, то они будут решаться исключительно на конкурсной основе.

Говоря о самих спектаклях Евгения Лавренчука, которые вызвали скандал в сфере культуры, нужно отметить, что они уже потеряны для томского зрителя. Два актера, которые заняты в этих постановках, уезжают из Томска. Восстановить их без режиссера будет невозможно.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×