Архив
9декабря
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2019
201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 11599В Томске

Прощание с маршрутом

Прощание с маршрутом
vtomske.ru
Призывы пересадить всех чиновников рангом выше секретарши на так называемый общественный транспорт давно стали этаким гласом вопиющего в пустыне. А я вот предлагаю ввести новую типологию журналистских материалов — по признаку наличия/отсутствия у автора собственного авто. Правда, только если в публикациях идет речь об очередных попытках реформаторства в том самом общественном транспорте. Себя, увы, вынуждена отнести к категории «безлошадных» журналистов. Надеюсь, читатели, также необремененные автомобилем, меня поймут.

На днях рабочая группа под председательством спикера городской думы Сергея Ильиных рассмотрела схему «оптимизации» маршрутной сети, предложенную комитетом по транспорту. Кавычки тут, полагаю, вполне уместны: перед нами именно тот случай, когда понятие «оптимизация» плавно сводится к сокращению и, как следствие, к ухудшению в существующей транспортной системе.

Тем не менее, новый «транспортный каркас» (так журналисты уже окрестили предполагаемую схему маршрутизации Томска) решено взять за основу и представить на утверждение мэру Николаю Николайчуку. В том, что градоначальник оставит на сем решении одобрительный росчерк пера, сомневаться не приходится.

Сожалею, что не присутствовала на заседании той самой рабочей группы. Возможно, удалось бы лично задать наивный вопрос ее членам: господа, вы на работу и обратно на чем добираетесь, на маршрутке? Ах, извините, глупость сморозила… Ну, может, живете в каком-нибудь дальнем городском углу, куда при всей «избыточности» автобусных маршрутов добирается один-единственный ПАЗик? Тоже нет?..

Что ж, становится объяснимой та легкость, с которой люди, по долгу службы имеющие отношение к городскому транспорту, но в подавляющем своем большинстве им не пользующиеся, согласились с этой умозрительной оптимизацией.

Первым делом резануло глаз залихватское предложение ликвидировать 20 якобы дублирующих маршрутов, а из 600 маршруток, ежедневно выходящих на улицы областного центра, убрать около 30% (остается максимум 420 автобусов). Соглашусь с Николаем Клокотиным, председателем комитета по транспорту: это действительно существенно изменит картину на томских дорогах. Только будет ли это изменение со знаком «плюс»?

Каюсь: судьба привычных, изрядно надоевших, но столь необходимых рейсов заинтересовала меня особенно. И сколь велико было удивление, когда в списке маршрутов, обреченных на ликвидацию, обнаружились родные до боли номера — 22 и 150!

Если кто не знает, автобус №22 — это вообще один из «патриархов» томского общественного транспорта. Еще два десятка лет назад это был, кажется, единственный маршрут, тогда еще сугубо муниципальный, связывавший центр города со вторым Каштаком, при этом дающий возможность попасть в район Телецентра, а при желании без пересадок добраться до площади Южной. Путь его следования остался неизменным, и смею заверить: мне повезло, что я живу вблизи конечной остановки 22. Потому что уже на проспекте Мира по утрам в будний день битком набиваются все автобусы, направляющиеся в сторону площади Ленина и дальше.

Относительно недавно хорошим подспорьем для нашего брата-пассажира стал 150 маршрут, идущий с Каштака прямиком в деревню Кисловка. Охотно поверю, что в смысле прибыли он не ахти как выгоден. Но ведь в графу «прибыль» никак не впишешь удобство и скорость автобусного сообщения.

Еще одна потенциальная жертва оптимизации — маршрут №38. Чем же он не угодил нашим транспортным реформаторам? В кои-то веки единый автобусный маршрут связал Каштак и Черемошники, эти две части Ленинского района. Пешие тропы между ними существуют, но знают их лишь местные «аборигены» — для массового перемещения они не предназначены. Стало быть, опять поедем с пересадками?

Ладно, маршруты сократят. В порядке компенсации апологеты новой транспортной схемы предлагают продлить оставшиеся. То есть мне, жителю улицы Интернационалистов, утешением должно послужить, к примеру, что какой-то маршрут №2, на котором я сроду не ездила, продлят до аэропорта? Да еще при этом ликвидируют за ненадобностью 119, который функционирует почти столько же, сколько летают из Богашева самолеты?

Предвижу обвинения в ограниченности — мол, защищаю интересы одного микрорайона. Однако «антипассажирские» реформы, полагаю, грозят не только Каштаку. В целом же будущий «транспортный каркас» вызывает сомнения и более общего порядка. Так, на рабочей группе было сказано, что в договорах с маршрутниками появится пункт о запрете выходить на линию автобусам старше десяти лет. А также то, что на все без исключения маршруты будут объявлены новые конкурсы.

Конкурс, соответственно, проиграют предприниматели, чей автобусный парк требует значительного обновления (по некоторым оценкам, в Томске более 80% маршрутных автобусов старше десяти лет). На обновление в силу финансовых причин окажутся способны немногие владельцы маршрутного бизнеса. Реализация региональной программы под условным названием «Утилизация-ПАЗ» даже при выделении средств из областного бюджета спасением не станет: владельцу, сдавшему старый автобус в утиль, власти компенсируют от силы сто тысяч рублей, а новый обойдется раз в десять дороже.

Результат «оптимизации» видится следующим: сокращение маршрутов и количества автобусов на них, а также дальнейшее ухудшение ситуации с транспортным сообщением в городе. Да простится автору некоторое нагнетание страстей, однако «маршрутный коллапс» — вполне подходящее определение перспективного транспортного плана томского муниципалитета. И случится это, при благополучном исходе задуманного, уже в нынешнем году.

…Вот еще какая штука. Сразу после Инновационного форума городские власти радостно взяли на вооружение высказывание губернатора. Тот, напомню, заявил в сердцах примерно следующее: мы эксплуатируем старые модели автобусов, пока они не развалятся на ходу, и эта «томская беда» бросилась в глаза московским и иностранным гостям форума. Как бы нам должно быть стыдно.

Искренне уважаю Виктора Мельхиоровича. Но вот если заезжему гостю не понравится, скажем, пожелтевшая травка на газонах, что тогда? Возьмем краску, покрасим в зеленый и поставим таблички «Не ходить»?
Следите за нашим Instagram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×