Архив
11мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 3434Томск

I like science, или 27 «нобелей» в одном городе (фото)

I like science, или 27 «нобелей» в одном городе (фото)
Евгений Дьяченко
Вообще-то, писать в анкете ответом на вопрос «мотивация к исследованиям?» — «I like science», да еще ставить смайлик в конце фразы, было по меньшей мере неразумно. Попасть в Линдау на ежегодные встречи Нобелевских лауреатов с молодыми учеными, как минимум, престижно, а если смотреть глубже — это просто шикарный шанс не только познакомиться с коллегами из других стран, но и рассказать о себе в мире науки.

Но Евгений Дьяченко, доцент физико-технического факультета ТГУ, изначально не верил, что пройдет этот отбор. Попасть в число участников форума в Германии ему казалось нереальным: заявки на участие от россиян принимает компания Siemens, у которой есть квота — десять человек со всего мира. А уже «верховный» отборочный комитет в Линдау одобряет или не одобряет решение Siemens. Например, в прошлом году из десяти кандидатов компании в Линдау приняли только пятерых. Об этом Евгений знал, поэтому заявку заполнил «абы как» (это цитата), и с чистой совестью отчитался в деканате: документы на конкурс отправил, можно ставить «галочку».

А вот в компании Siemens посчитали иначе, учли все заслуги Жени и включили его в состав претендентов. Сильный состав, надо отметить, потому что вся десятка в этом году в полном составе прошла отбор и получила путевки в Линдау. Соседи у томича подобрались солидные: кроме него на встречу с Нобелевскими лауреатами были приглашены молодые ученые из Массачусетского технологического института и университета Беркли (США), университета Эрлангена — Нюрнберга (Германия), университета Тонцзи (Китай), Института фундаментальных исследований Тата (Индия) и физико-технического института имени Абрама Иоффе.

Синдром ботаника

Встречи в Линдау проходили с 30 июня по 7 июля. До обеда — лекции, после обеда — дискуссии, а после ужина — вечера, посвященные разным странам. Нобелевские встречи совпали с еще одним важным научным событием: 4 июля организаторы устроили прямую трансляцию из ЦЕРНа, ту самую, где представители объявляли о возможном открытии бозона Хиггса. А через несколько дней молодые ученые стали участниками телемоста, на котором нобелевские лауреаты обсуждали открытие с учеными из ЦЕРНа — Европейской организации по ядерным исследованиям.

— Все эти разговоры были рассчитаны на широкую аудиторию, а слышать об открытиях такого масштаба из первых уст было очень приятно, — вспоминает Евгений Дьяченко. — Вообще, я никак не связан с теоретической физикой, моя специальность — прикладная механика, а примерно 80% участников и лауреатов были как раз теоретиками или экспериментаторами. Поэтому мне было сложно общаться с этими людьми: темы разные настолько же, насколько не похожи прикладная механика и журналистика. Но интересно было: от молодых ученых я узнал много нового для себя. Просто в разговоре спрашивал у них, что такое суперсимметрия, темная материя, почему важен бозон Хиггса. И они мне объясняли.

Популярной среди молодых ученых была и еще одна тема: почти все из них были удивлены, что их пригласили в Линдау.

— Кто-то сказал, что это синдром всех ботаников: они всегда считают, что чего-то недостойны. Кстати, об этом же часто говорили и сами лауреаты: многие из них удивлялись, что Нобелевскую премию дали именно им, — рассуждает томич.

«Случайный» министр

Помимо запланированных встреч, в Линдау произошла и встреча неожиданная — с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Перед официальной частью молодежь пригласили на деловую прогулку с министром образования ФРГ и министром науки и технологий ЮАР. От компании Siemens на эту поездку на корабле попали только наш Женя и Хуан Педро, постдок из Беркли, а всего — около 100 молодых ученых.

— В какой-то момент на корабле к нам подошла женщина, поздоровалась по-русски, представилась помощницей министра. Я начал соображать, какой страны, какого министерства? — рассказывает Евгений о том, как «не узнал министра». — Следом подошел мужчина, представился Дмитрием — так я понял, что министр из России, хотя в программе его не было. Я знал, что нашим образованием и наукой руководит уже не Фурсенко, но имени нового руководителя еще не слышал. Перед поездкой я читал биографии всех нобелевских лауреатов, которые были в Линдау, был в курсе их исследований, но вот про российского министра почитать как-то не подумал.

Сам городок Линдау стоит на Баденском озере, которое «принадлежит» трем странам: Германии, Австрии и Швейцарии. Как оказалось, во время прогулки корабль заехал в Швейцарию, где в саммите стран «Большой восьмерки+5» участвовал и Дмитрий Ливанов. И после саммита все 13 министров присоединились к гостям Линдау.

— Мы около часа общались с министром: я ему рассказал про то, как я вижу университет изнутри. Рассказал про жизнь выпускников, ведь я знаю ее и по себе, и как работодатель (Евгений — учредитель компании «Смартфилд» — прим. авт.), — передает Евгений содержание своей беседы с Ливановым. — Мне показалось, министру это было действительно интересно услышать. И я чувствовал некоторое удивление Ливанова. Может, он как-то примет к сведению эту информацию.

Два самых важных вопроса

Поездка в Линдау для молодых ученых стала не столько научным, сколько развивающим мероприятием. Лекции лауреатов не всегда касались собственно великих открытий, отмеченных Нобелевской премией. Вот Петер Грюнберг, получивший награду в 2007-м за открытие эффекта гигантского магнетосопротивления, прочитал лекцию о музыке в сопровождении баварских музыкантов, и к физике это не имело никакого отношения. «Видимо, лекции по физике ему читать уже поднадоело, и он решил рассказать о музыке», — предположили участники встреч.

А Вальтер Кон, лауреат 1998 года по химии, выступил с лекцией под названием «Слепота и физика». Предыстория ее такова: жена Кона страдает от серьезных проблем со зрением — из-за болезни она видит мир искривленным, поэтому не может ни читать, ни смотреть телевизор. И лауреат с коллегами создали устройство, которое снимает сетчатку глаза, определяет вид искажения, а затем уже специальное приложение корректирует его через камеру для айпэда. Благодаря этому изобретению, человек может нормально смотреть на мир и даже читать.

Но, пожалуй, главным итогом встречи стали даже не новые знания, а возможность получить ответы на вопросы не менее сложные, чем физическое устройство мира. Многих нобелевских лауреатов спрашивали, как добиться признания. Брайан Шмидт, получивший премию за открытие ускоренного расширения Вселенной посредством наблюдения дальних сверхновых, сказал, что нужно просто заниматься тем, что нравится. Не чем-то актуальным, не продолжать тему научного руководителя, а посвятить себя любимой работе. Дан Шехтман — он получил Нобелевскую премию в 2011 году за открытие квазикристаллов — ответил, что для достижения успеха нужно быть экспертом в какой-то области. Его открытие квазикристаллов стало возможным потому, что сам он был большим специалистом в кристаллографии и мог подготовить образец для исследования буквально за полчаса, хотя остальным на это требуется в разы больше времени.

Кстати, тот же Шехтман сказал молодым ученым интересную вещь: по его мнению, человек за всю свою жизни принимает всего несколько решений, которые влияют на его будущее. В жизни открывателя квазикристаллов таких было только два. Первое, когда он, молодой израильский парень, только что окончивший магистратуру в Технионе, за день до выхода на работу отказался от прекрасной вакансии, потому что понял, его жизнь — это наука.

А второе решение?

А второе — на ком жениться.

Для справки

Встречи в Линдау проводятся с 1951 года, и началось все именно с физики. Тематика меняется, и каждая встреча собирает лауреатов разных лет в одной из дисциплин: физиологии и медицине, физике, химии, экономических науках. Лекции «нобелей» записываются, и архив хранится на сайте встреч. В этом году в Линдау приехали 27 нобелевских лауреатов, 580 выдающихся молодых ученых со всего мира, 13 министров образования и президент Сингапура. Среди партнеров встреч — множество компаний и организаций мира, например, Porsche и академия наук Монголии, но нет ни одной организации из России. Россияне могут попасть туда, только пройдя отбор компании Siemens.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×