Архив
17декабря
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2018
20182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 13624

Загадка Чертовой поляны (фото)

Загадка Чертовой поляны (фото)
фото из архива автора
Кладбище, или по-гречески некрополь, является неизбежно историческим памятником. По надгробиям на нем можно судить об ушедшей эпохе не хуже, чем по архивным документам. Частенько реалии старых кладбищ таят различные тайны и загадки. Вот, например, зачем на Южном кладбище в Томске кто-то в конце 90-х годов раскапывал могилы? Или кто два десятилетия плясал на «Чертовой поляне» на краю этого погоста? Да так, что в этом месте не росла трава.

Южное кладбище было открыто для захоронений в 1939 году решением Томского горисполкома. Первоначально оно называлось Вокзальным, Коларовским. Но позже прижилось название Южное. Действовало кладбище более двух десятков лет, и закрыто оно было в 1962 году. Всего на площади 19 гектаров было захоронено 22 с половиной тысячи томичей. Подробнее о нем можно прочитать в книге «Томский некрополь», которая была издана ТГУ в 2010 году под редакцией доктора исторических наук Н. М. Дмитриенко. Под ее руководством студенты составили план захоронений на восточной стороне кладбище с указанием данных о погребениях.

На кладбище имеются более благоустроенные «почетные» участки, расположенные сразу у центрального входа. На возвышении справа от входа в годы Великой Отечественной войны хоронили фронтовиков, находившихся на лечении и скончавшихся в томских госпиталях. В 1966 году решением Томского горисполкома территория была объявлена особо охраняемой мемориальной зоной. В ходе подготовки к 65-летию Победы воинский некрополь подвергся реконструкции, на могилы установили новые гранитные стелы, а рядом — бронзовый памятник солдату.

Захоронения особо знаменитых томичей были приняты на государственный учет и охрану. Среди них — могилы бывшего председателя Томской ЧК А.В. Шишкова, погибшего в 1920 году, академиков В.Д. Кузнецова, Н.В. Вершинина и А.Г. Савиных.

Но если парадная часть Южного кладбища содержится идеально, то большая его часть находится в совершенном запустении. Тысячи и тысячи могил заросли густым кустарником и деревьями. Оградки развалились или сгнили. Часть оград и памятников порушены упавшими полусгнившими березами.

Неизвестные вандалы опрокидывали надмогильные памятники, разбивали мемориальные доски, оскверняли надгробия кощунственными надписями и рисунками. И даже разжигали костры. Видно, что за большинством могил никто не ухаживает десятилетиями. И при всем том вокруг Южного кладбища начали возводить дорогущую стальную ограду. Но построена она только наполовину, нисколько не затруднив проникновение на территорию некрополя хулиганов, бомжей и вандалов.

Интересно, что часть памятников на этом кладбище используются «вторично». В свое время, когда начали сносить старые томские кладбища в районе нынешних заводов «Контур» и «Сибкабель», городские власти разрешили населению выкупать беспризорные каменные надгробья и устанавливать их на могилах умерших родственников. И теперь на Южном кладбище можно увидеть роскошные памятники дореволюционной эпохи. Обычно старые надписи и эпитафии срубались каменотесами и гравировались новые. Но есть одно интересное исключение.

Когда-то в Томской области жил и работал замечательный врач, которого очень любили пациенты — Ной Яковлевич Иоффе. Когда он ушел из жизни в 1951 году, первоначально на его могиле был установлен скромный деревянный обелиск. Но потом вдова и сыновья купили старый обелиск из черного мрамора и установили его на месте деревянного. Так вот, на этом надгробии первоначально была надпись на иврите. Ее не стали уничтожать. И сейчас эта надгробная надпись на древнем священном языке — единственная в Томске.

По моей просьбе знаток иврита габай Томской хоральной синагоги Давид Кижнер сделал перевод. На восточной стороне памятника значится: «Здесь лежит сын Зэева Вольфа. Умер 7 числа месяца Элул. Похоронен 9 Элула». Элул — это месяц перед еврейским Новым годом и Судным днем. А на обратной стороне обелиска прикреплена табличка из белого мрамора с фамилией врача Иоффе.

Если пройти по асфальтовой дорожке на юг от воинского мемориала, то можно на самом краю встретить так называемую Чертову поляну. Она располагается между дюжины высоких берез. Раньше это место выглядело жутковато. Круг диаметром метров 10-12 в течение двух десятков лет не зарастал травой. Он выглядел утоптанным, как волейбольная площадка в лесном пионерском лагере. Несколько лет назад эта поляна стремительно заросла без всякой видимой причины. Перед этим я сам наблюдал, как летним июльским днем на поверхности этой поляны (тогда еще голой) выползли тысячи дождевых червей. Хотя рядом в траве их не было вообще.

Слухи про Чертову поляну ходили разные. Одни говорили, что там тренируются каратисты, другие — что по ночам на поляне служат черные мессы сатанисты. Кто-то предполагал, что здесь когда-то высыпали гору удобрений, отравивших почву. Да и заросла она как-то внезапно, как будто кто-то отдал приказ засеять ее травой. Но даже не это меня встревожило. В 20 метрах от поляны неизвестные сняли поверхностный слой земли на большой площади и увезли (унесли?) в неизвестном направлении. Томский журналист Олег Ким когда-то пытался разгадать тайну Чертовой поляны и даже ночью в конце октября дежурил в засаде в кустах близ нее. Но никого там не обнаружил. А через год совсем молодым погиб странной смертью, утонув в арыке в Средней Азии.

Однако самая большая загадка находится метрах в 50 от загадочной поляны. Там расположен так называемый «татарский уголок». Здесь хоронили томских татар. До сих пор тут можно увидеть десятки характерных мусульманских стел с надписями на арабском языке и с пятиконечными звездами. Так вот, в конце 90-х годов кто-то раскапывал здесь могилы. Одна из них в которой в 1958 году была захоронена Суфия Зайнутдинова, стоит пустой до сих пор. Вначале памятник, отлитый из бетона, лежал на краю разрытой могилы под слоем глины. Потом его кто-то столкнул в изрядно заросшую яму.

Всего я насчитал на «татарском уголке» четыре раскопанных могилы. Три из них кто-то через несколько лет закопал. Да так, что теперь на одной из могил торчит лишь верхушка монумента. Кому понадобилось так осквернять захоронения? Ведь в татарских могилах даже гробов нет, не говоря уж о драгоценностях — по обычаям мусульман хоронят в саванах. Я пытался через областной ЗАГС разыскать родственников Суфии Зайнутдиновой, но не удалось. Эта женщина не числилась в архивах ЗАГСА среди умерших…

Давно пора навести порядок на Южном некрополе Томска. Хорошо бы рассмотреть это вопрос на одном из заседаний городской думы. Не так уж много нужно средств для достойного содержания этого погоста (а не только его парадной части). Как говорится, все там будем...

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самое интересное

Комментарии (32)

Если кому то  действительно интересно,  то надо увидеть то, что там происходит в полнолуние с 24 до 3 часов ночи. На кладбище в это время и страшно, и опасно. А вот понаблюдать из окон дома по ул. Мокрушина 1, этажа с 7-9... Много интересного можно увидеть.

интересный материал, спасибо! про наш томский некрополь можно много написать - не хуже чем в "Кладбищенских историях" Акунина получится:)

А что на этом кладбище забыл автор? Прогуливался?

S

Автор пиши еще :))

Если отбросить...=..тысячи червей..=достаточно профессионально написано..В.Н.-творческих Вам успехов...............так держать............

Добавлено спустя 1 минуту
...ну и про души..Вы же атеист...уж лучше НЛО..

Кладбище на Южной в 190 тысяч гектаров? Где-то десятичная запятая затерялась.
Возможно, это в кв. метрах (и 19 гектаров).
Но рассказ интересный.

Я в 1972 году там с друзьями тушил небольшой пожарчик от чьего-то костра, трава, кусты и деревянные надгробия горели.. Тушил своей голубой олимпийкой, она тогда и кончила свою недолгую жизнь. :) (Мы пришли с общаг полазать на тригопункт (была там рядом такая вышка, может, и сейчас есть, хотя сомневаюсь), вот и увидели вдалеке дым).

Добавлено спустя 1 минуту

XXXQX написал(а):

...ну и про души..Вы же атеист...уж лучше НЛО..

Я бы сказал, тема душ ещё окончательно не закрыта, так что пусть пишет.  Он пишет хорошо.

"Вот, например, зачем на Южном кладбище в Томске кто-то в конце 90-х годов раскапывал могилы? Или кто два десятилетия плясал на «Чертовой поляне» на краю этого погоста? Да так, что в этом месте не росла трава."

Да всё те же лица, что в то же время за Буревестником по оврагам известными ночами кошек пытал и опосля их трупики с размотанными кишками на деревьях развешивал. До сих пор встречаются идиоты от 16 до 40 лет, открыто перевёрнутый крест носящие. Жаль, РПЦ тогда ещё невозбуждённая была.

порушенное уже не восстановишь - но памятным местом его сделать надо! я родился можно сказать перед ним и каждый день в детский сад на Вершинина меня возили мимо этого кладбища. И гулял я с бабушкой среди могилок этого кладбища и дед мой лежит на нем и много много родственников упокоятся на нем, а сколько там было безъимянных могил умерших в томских госпиталях, на могилах стояли лишь столбики с номерами.
В школу (железнодорожную на станции Томск 1) я тоже ходил мимо него, а сколько народу собиралось на нем в Родительский день? Весь Томск был тут!

Barbudos написал(а):

Кладбище на Южной в 190 тысяч гектаров? Где-то десятичная запятая затерялась.
Возможно, это в кв. метрах (и 19 гектаров).

Совершенно верно. Площадь захоронений на Южном кладбище 190 тысяч квадратных метров, или 19 гектаров.  Уже попросил модератора портала исправить "очепятку".

брыська написал(а):

А что на этом кладбище забыл автор? Прогуливался?

Синьорита, я - видите ли, профессиональный журналист и бываю везде, где интересно. Потом делюсь впечатлениями с читателями.

XXXQX написал(а):

...ну и про души..Вы же атеист...уж лучше НЛО..

Слухи о моем атеизме преувеличены. Специалистом по НЛО не являюсь. Не состоял. Не привлекался.

vol111 написал(а):

Если кому то  действительно интересно,  то надо увидеть то, что там происходит в полнолуние с 24 до 3 часов ночи. На кладбище в это время и страшно, и опасно. А вот понаблюдать из окон дома по ул. Мокрушина 1, этажа с 7-9... Много интересного можно увидеть.

сфоткай что-нибудь, обожаю такие страшилки, прикольно посмотреть....

П

Помню, в Питере все известные некрополи и кладбища облазила))) Ощущения - как будто крутишь машину времени... Ведь когда читаешь даты на памятниках, имена усопших - сразу представляешь ТО время... Как будто ты к нему прикоснулся... А в Питере сохранились захоронения и 100 и 200-летней давности... А если у тебя еще и фантазия работает... Другая сторона - памятеники, как произведения искусства...Бродишь, рассматриваешь...Думаешь... Недавно у Бунина прочла, что тяга к кладбищам, чисто русская черта... Вот так. Спасибо, ВН, уже по одним фото вызвали неподдельный интерес.Сохранить бы городу эти остатки старины...

Очень рад коменту Питерской..давно Вас не читал..Живы еще могикане..но почему-то нас все меньше и меньше в коментах..А если вернуться хотя на на 5 лет назад...боже ,как бежит время...

Добавлено спустя 1 минуту
В.Н.извините.... Вы же спец по полтергейсту....прошу прощения запамятовал...

malevav написал(а):

сфоткай что-нибудь, обожаю такие страшилки, прикольно посмотреть....

Боюсь Вас разочаровать, но страшилок ( в смысле мистики, не прикаянных душ. и пр)  там не наблюдается. Просто, развлекается молодежь, возомнившая себя или сатанистами, или еще кем то.  Часто ломают памятники, шумят, короче, развлекаются.

Очень интересная статья,одна из немногих,что я прочла до конца,ибо содержательно,интересная тема+фото.Автору респект)

I

"Я пытался через областной ЗАГС разыскать родственников Суфии Зайнутдиновой, но не удалось. Эта женщина не числилась в архивах ЗАГСА среди умерших…"

А томичей с фамилией Зайнутдиновы не расспрашивали? Может здесь какая-то семейная тайна? Интересно же.
Наверняка кто-то из томских татар знает или хотя бы слышал истории, кто и зачем раскапывал могилы в 90 годы. Опять же если есть вокруг ухоженные захоронения - может быть, поспрашивать родственников тех умерших людей, кто что знает...
Но это целое расследование, много времени и мотивации надо этим заниматься

C

очень интересно

C

спасибо авторам за интересные рассказы. действительно, у русского человека есть тяга к кладбищам...

С

Почему иврит - священный язык, а арабский - нет? Для меня родной и священный язык - русский.

Сережка написал(а):

Почему иврит - священный язык, а арабский - нет? Для меня родной и священный язык - русский.

Уважаемый Сережка!

Священными языками издавна считали те, на которых в данной культуре было принято общаться с Богом или богами. В рамках христианства священными языками считались древний иврит, греческий и латынь. На них издавалась богослужебная литература. Когда Библию перевели на церковно-славянский, возникла тенденция признать и этот язык священным.
http://www.catholic-kazakhstan.org/Credo/2001/12_8.html

Для арабов и вообще мусульман священным языком считается арабский. Именно на арабском языке был дан Аллахом Коран пророку Мухаммеду. Индуисты признают священным исключительно санскрит древних Вед. Но какого-либо незыблемого правила здесь не существут - свобода воли и вероисповедания не предполагает монополизма в данном вопросе. Если Вы считаете современный русский своим священным языком и обращаетесь на нем к Богу - это Ваше неотъемлемое право.

Я лично полагаю, что Бог должен понимать любой язык...

A

насчет священности языка, дествительно можно поспорить, а вот сделать Южное кладбище наподобие Ваганьковского было бы не плохо.

Сегодня удалось разыскать родного брата Гали Димовой. Памятник на ее захоронении  приведен мной на последнем снимке с Южного кладбища.
Геннадий Иванович Димов - крупный ученый, живет в Новосибирском Академгородке. В свое время он окончил Томский политехнический институт, работал в нашем городе.
http://ufn.ru/ufn88/ufn88_3/Russian/r883h.pdf
Галина Димова училась в десятом классе, когда ее настигла смерть от полиомиелита, который в пятидесятых года прошлого века не умели лечить.

R

очень интересная статья.узнала много нового для себя...

N

В прошлом году был в Тобольске, была экскурсия, и в числе прочих достопримечательностей водили на кладбище. Действительно, когда стоишь у памятника, которому более 200 лет, необычное возникает ощущение - какая-то связь времен. И еще запомнилось - от дорожки метрах в пяти увидел стелу, на ней нанесен портрет девушки. Не знаю, как эта технология называется, когда на темном фоне белым "нарисовано". У нее было очень красивое лицо.  Да, подумал я, человека давно уже нет, а его образ все еще вызывает восхищение. Она умерла в возрасте около 25 лет...

Если кому-то интересно, есть ли захоронения их родственников или знакомых на Южном кладбище, то они могут познакомиться со списком из книги доктора исторических наук Н. М. Дмитриенко "Томский некрополь. Южное кладбище". (Издательство Томского университета. 2010 г.)
http://hdd.tomsk.ru/desk/zihcwoth
В этом списке приведены данные о захоронениях на восточной стороне Южного кладбища. Список в дальнейшем будет уточняться и дополняться.

T

Виктору Фефелову: ищу "следы" врача-хирурга Иоффе Ноя Яковлевича, работавшего до 1948 года в Горном Алтае. Не тот ли это человек похоронен в Томске. Если можно уточнить год рождения (на памятнике не видно). Федор, Горно-Алтайск.

Вы правы, Федор. Ной Яковлевич Иоффе работал  в Горном Алтае. Он родился 7 ноября 1894 года, окончил в 1914 году Витебскую гимназию, а ушел из жизни в Томске 14 августа 1951 года. В Томске у Иоффе остались родственники. Вот его фотография.
http://hdd.tomsk.ru/gallery/msgubwvk#hutxzqwh
Я сейчас как раз готовлю очерк о жизни этого замечательного человека. Кстати сказать, Ной Яковлевич дружил с академиком Савиных, именем которого названа улица в нашем городе.

С

интересная статья, но меня больше заинтересовала тема вандализма. человек занимается вандализмом в очень специфическом состоянии сознания, года полтора назад я занимался этой темой, но как то выпустил из внимания тему кладбищенского вандализма. не так давно тема всплыла как типа продолжение дела пуси райт ( хотя пуси райт не совершали такового) сейчас вот тема кладбищ. в общем интересно

T

Огромное спасибо за информацию. Эта страница из биографии Ноя Яковлевича до настоящего времени была белым пятном, как раз его фотографии и фотографии его могилы для медицинского некрополя не доставало. Предполагал, что он переехал в Москву. Вот та информация, которая есть у меня:
ИОФФЕ Ной Яковлевич    (Род. 1894 г.Витебск) Окончил Московский ГМИ (1923). Проживал в г.Москве, ул. Арбат д. 4 (1926). Врач-хирург, онколог, главный врач Ойрот-Туринской областной больницы (1937). Репрессирован, арестован 17.01.1938. Приговор – 10 лет, в дальнейшем оправдан, дело прекращено (15.04.1940). Зав. лечебным подотделом Ойротского облздравотдела (1941). Зав. хирургическим отделением Ойрот-Туринской областной больницы в 1943 году. Награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.» Выбыл из Горного Алтая (1948).   
Я занимаюсь историей здравоохранения Горного Алтая. Некоторую информацию можно посмотреть на сайте минздрава Республики Алтай minzdravra.ru. Выпускники Томского университета сыграли очень важную роль в становлении здравоохранения Сибири и Горного Алтая в частности. Еще раз огромное спасибо. Предс. ассоциации врачей Респ. Алтай Ф. Федотов.

Добавлено спустя 24 минуты
И еще, если у Вас есть контакты живых родственников Ноя Яковлевича может быть поделитесь. Совсем недавно подобным образом нашел сына предшественника Ноя Яковлевича на посту зав. хирургическим отделением Мишкинда Давида Григорьевича, совершенно замечательного человека. Получил от сына массу очень полезной информации. Может и родственники Иоффе чем-то помогут в воссоздании истории.

Уважаемый Федор Федотов!

В Томске у невестки врача Иоффе - Надежды Ивановны Зяблицкой сохранился большой архив документов,  рассказывающих о томском периоде его жизни. Ее телефон я выслал в личном сообщении. Среди этих документов есть и приговор по ложному обвинению Ноя Яковлевича в контр-революционной пропаганде (срок - 10 лет с конфискацией), и приговор областного суда (через два года), по которому он был полностью оправдан.

Виктор Фефелов.

С

Biolon написал(а):
Сережка написал(а):

Почему иврит - священный язык, а арабский - нет? Для меня родной и священный язык - русский.

Уважаемый Сережка!

Священными языками издавна считали те, на которых в данной культуре было принято общаться с Богом или богами. В рамках христианства священными языками считались древний иврит, греческий и латынь. На них издавалась богослужебная литература. Когда Библию перевели на церковно-славянский, возникла тенденция признать и этот язык священным.
http://www.catholic-kazakhstan.org/Credo/2001/12_8.html
Спасибо за подробный комментарий! Я лишь намекнул, что томские мусульмане могли обидеться.
Несколько лет назад тоже фотографировал на этом кладбище разрушенные надгробия. Увы.
Для арабов и вообще мусульман священным языком считается арабский. Именно на арабском языке был дан Аллахом Коран пророку Мухаммеду. Индуисты признают священным исключительно санскрит древних Вед. Но какого-либо незыблемого правила здесь не существут - свобода воли и вероисповедания не предполагает монополизма в данном вопросе. Если Вы считаете современный русский своим священным языком и обращаетесь на нем к Богу - это Ваше неотъемлемое право.

Я лично полагаю, что Бог должен понимать любой язык...



Добавлено спустя 36 секунд

Biolon написал(а):
Сережка написал(а):

Почему иврит - священный язык, а арабский - нет? Для меня родной и священный язык - русский.

Уважаемый Сережка!

Священными языками издавна считали те, на которых в данной культуре было принято общаться с Богом или богами. В рамках христианства священными языками считались древний иврит, греческий и латынь. На них издавалась богослужебная литература. Когда Библию перевели на церковно-славянский, возникла тенденция признать и этот язык священным.
http://www.catholic-kazakhstan.org/Credo/2001/12_8.html

Для арабов и вообще мусульман священным языком считается арабский. Именно на арабском языке был дан Аллахом Коран пророку Мухаммеду. Индуисты признают священным исключительно санскрит древних Вед. Но какого-либо незыблемого правила здесь не существут - свобода воли и вероисповедания не предполагает монополизма в данном вопросе. Если Вы считаете современный русский своим священным языком и обращаетесь на нем к Богу - это Ваше неотъемлемое право.

Я лично полагаю, что Бог должен понимать любой язык...

Спасибо за подробный комментарий! Я лишь намекнул, что томские мусульмане могли обидеться.
Несколько лет назад тоже фотографировал на этом кладбище разрушенные надгробия. Увы.

T

Биолону: Спасибо за информацию, но trifra1953 это логин, а не электронный адрес. Прошу продублировать контактный телефон Надежды Ивановны Зяблицкой по адресу:
К сожалению не знаю с кем общался, Вы это Виктор Фефелов или кто-то другой? Хотелось бы познакомиться поближе, может быть Вы владеете какой-то информацией о выпускниках мед. факультета Томского университета начал и середины прошлого века. Список лиц которыми мы интересуемся могу выслать по электронке (если сообщите). Могу поделиться информацией, которой владею на эту тему. Спасибо. Ф.Федотов.

trifra1953 написал(а):

Биолону: Спасибо за информацию, но trifra1953 это логин, а не электронный адрес. Прошу продублировать контактный телефон...

В правом верхнем углу этой страницы на портале есть подчеркнутая надпись под Вашим логином: "сообщения". Если Вы кликните по этой надписи, то получите возможность прочитать мое сообщение, отправленное на Ваш  логин. Но на всякий случай дублирую по указанной электронной почте.
Biolon - это Виктор Фефелов, журналист.

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×