Архив
6мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4121Томск

Новые песни о «скорой»

Новые песни о «скорой»
Дмитрий Кандинский
В 20-х числах января региональные и городские власти объявили: в Томске появится «Новая скорая помощь». Информация об этом проекте, который получил поддержку Минздрава, Минрегиона, фонда обязательного медицинского страхования и объединения предпринимателей «Опора России», вызвал в обществе весьма болезненную реакцию. Во всяком случае, на интернет-форумах пользователи сразу спрогнозировали и переход «скорой» на платную основу, и то, что «врачей теперь вообще не дождешься», и откаты, и расхищение казенного имущества…

— Что ж все так переживают-то? — встретила меня вопросом глава горздрава Татьяна Домнич.

— Но в Москве государственная скорая помощь недавно ввела платные услуги. Вот и у нас жители волнуются, что так будет, — отвечаю. Однако Татьяна Домнич сразу парирует: волнения напрасны: люди просто спутали две совершенно разные истории.

— Речь идет лишь о том, чтобы передать автопарк станции скорой помощи тем людям, которые лучше в этом разбираются. При этом в договоре все будет прописано: от того, сколько машин обязаны выходить на линию, до того, какая температура должна поддерживаться в салоне. Координировать работу «Новой скорой помощи» будет главврач станции. Так что для пациентов абсолютно ничего не изменится. Люди же уже привыкли к частным магазинам, а перевод автопарка «скорой» на аутсорсинг — это тоже продвижение бизнеса. Частно-государственное партнерство тем и интересно, что государство часть услуг заказывает у бизнеса, и это правильно: там люди умеют считать деньги, зарабатывать, они учились по-другому…

Не совсем корректно назвали проект, отсюда и путаница, добавляет главный врач станции скорой помощи Николай Родионов.

— Что такое «Новая скорая помощь»? Она же будет представлять из себя не врачей, не аппаратуру, не медикаменты — просто автомобили и водителей. Так что никакой конкуренции, кроме как между гаражом станции скорой помощи и автомобилями частного инвестора быть не может. Стало быть, о каких платных услугах может идти речь? — поясняет главврач.

А вот выгоду бюджету, если все пойдет по плану, реализация нового проекта принести должна. Автопарк станции скорой помощи — довольно большое ее подразделение: из 684 человек, работающих на станции, 187 — водители. На зарплату им, а также на обслуживание автомобилей, приобретение запчастей и ГСМ станция в прошлом году потратила почти треть своего бюджета — около 90 миллионов рублей. Собственно, эти затраты с приходом частного инвестора не уменьшатся: станция просто предложит ему свои деньги из расчета в 253 рубля за машиночас, а взамен потребует предоставления транспортных услуг, которые раньше оказывала сама. Кто из участников аукциона согласится делать это за меньшую сумму, тому и автопарк в руки. В чем же тогда плюсы проекта? В том, что покупать автомобили для этого самого автопарка инвестор должен будет за свой счет.

— Сами мы машины скорой помощи тоже покупаем, но очень медленно, — рассказывает глава горздрава Татьяна Домнич. — Это зависит от того, сколько налогов люди заплатили, сколько пришло из казны в систему здравоохранения. Те 52 машины, которые сейчас есть на станции скорой помощи, очень быстро изнашиваются, а обновлять их по 30 автомобилей в год просто нереально. Да, мы стараемся делать автопарк современным. Ведь сейчас требования к машинам «скорой» совсем другие, чем были раньше, когда они поступали нам в рамках реализации нацпроекта «Здоровье», а наш бюджет поспевать за авторынком не может. С начала 2013 года финансирование службы скорой помощи стало компетенцией фонда ОМС. Но обновление автопарка тарифы фонда пока не покрывают, так что эту миссию продолжает нести областной бюджет.

В этом году область купит для станции восемь новеньких авто, еще три станция скорой помощи должна получить по программе совершенствования медпомощи пострадавшим при ДТП. Плюс восемь автомобилей должен добавить инвестор. Тот самый, который будет реализовывать в областном центре проект «Новая скорая помощь».

— Кто будет числиться владельцем этих автомобилей — станция или ее деловой партнер, не играет роли. Мне важно, чтобы в определенное время и место инвестор поставлял определенное количество автомобилей «скорых» с водителями. Вот и все, — подчеркивает Николай Родионов.

Какая из четырех городских подстанций станет экспериментальной площадкой, пока не решено. Для начала главврач хочет тщательно изучить и положительный, и отрицательный опыт тех регионов, где «Новая скорая помощь» уже появилась. Особое внимание уделяется Пермскому краю: он первым запустил у себя данный эксперимент. Правда, условия там были изначально не такие, как у томских коллег.

— В пермской скорой помощи вообще не было собственного гаражного предприятия, как у нас. Там машины на станцию поставляли муниципальные автотранспортные предприятия. Там же они ремонтировались, там были трудоустроены водители... Проще было от этого начинать эксперимент или тяжелее, мне трудно сказать. А вот в Уфе структура станции «скорой» похожа на нашу, и с августа в порядке эксперимента шесть бригад они перевели на аутсорсинг, — продолжает Николай Родионов.

Сейчас, рассказывают в горздраве, «Новая скорая помощь» существует в Перми, Уфе, Кирове, Воронеже, Нижнем Новгороде и Волгограде. В последнем из этих городов буквально в канун Нового года разразился скандал: в конце декабря водители скорой помощи заявили о своем протесте против передачи автохозяйства службы в ведение частной фирмы, и грозились уже 1 января не выйти на смену. В итоге в первый день 2013 года служба скорой помощи продолжила работу в прежнем режиме, хотя на линии должны были выйти 80 новых спецавтомобилей. По словам главы компании «Феникс-менеджмент» Евгения Фридмана — именно эта фирма начинала проект «Новая скорая помощь» в Перми пять лет назад, а сейчас занимается им в четырех регионах — соблюсти условия контракта и запустить новые машины «скорой» на линию с 1 января не удалось из-за срыва поставок автомобилей заводом-изготовителем. Следственный комитет Волгоградской области провел проверку в отношении компании «Новая скорая помощь-Волгоград» на незаконность проведения муниципального заказа, однако состава преступления не выявил. Сейчас ситуация там нормализуется, но в Сети о предпринимательской деятельности Евгения Фридмана применительно к скорой помощи осталась масса, мягко говоря, критических статей.

— Бизнес это такая штука: в трех регионах все нормально работает, а вот в Волгограде случился сбой, — рассказал мне в телефонном разговоре Евгений Фридман. — После этого мы учли свои ошибки, пересмотрели правила поведения. Теперь будем работать напрямую с заводом-поставщиком. Но главная проблема в Волгограде заключалась даже не в том, что там был сбой поставок, а в том, что людей ввели в заблуждение так называемые «темные силы», которые преподнесли ситуацию, что, мол, власти уже совсем оборзели и даже скорую помощь продали. Люди испугались, что им придется платить, и вот поэтому пошла волна недовольства. Это же очень важный момент — разъяснительная работа. Надо отдать должное администрации Томской области: еще не начав проект, они начали объяснять населению, что это не передача скорой помощи в частные руки, и что для людей ничего не изменится, кроме того, что повысится качество услуг.

Про Томскую область, кстати, Евгений Фридман упоминает не зря. «Феникс-менеджмент» — одна из трех иногородних компаний, которые уже заявили о своей готовности участвовать в аукционе на реализацию проекта «Новая скорая помощь» в нашем регионе. Проводить этот аукцион планируется весной. Томские компании о желании взять часть автопарка «скорой» на аутсорсинг пока молчат.

— Обычно, когда регион только запускает проект «Новая скорая», конкурентов у нас на аукционах немного: один-два. Но, например, в Пермском крае, где «НОВОСКОРУ» уже пять лет, сейчас наравне с нами работают четыре инвестора. Это все вопрос времени, аппетит приходит во время еды: люди прицениваются и решаются рискнуть, — продолжил Фридман и разъяснил наконец, почему выгодно стать партнером государства по «скорой». Машины, по словам главы «Феникс-менеджмента», компания закупает в регионах с небольшими объемами инвестиций за счет собственных средств, а в иных случаях использует лизинговые схемы приобретения автомобилей. Ну а прибыль — дело наживное.

— Наша бизнес-модель построена таким образом, что мы имеем 10-15 % рентабельности. Конечно, не очень большой объем прибыли, но за счет того, что это госзаказ и, как правило, трехлетние взаимоотношения в регионах, мы имеем стабильный доход. Он появляется так: во-первых, мы как малый бизнес, работающий в соцсфере, платим сокращенные налоги: не 34 %, а 20 %. Еще у нас нет своей ремонтной базы — мы отдаем ее на аутсорсинг. У нас новые машины: меняем их раз в пять лет, так что износ не такой сильный, и содержать их дешевле, чем старый автопарк. Опять же как малый бизнес не платим налоги на имущество. У нас компьютеризированная модель управления, и мы стараемся все оптимизировать, учитывать каждую копеечку, чтобы и водители получали достойную зарплату и имели социальные гарантии, и рентабельность проекта при этом сохранялась.

Между тем, говорить о перспективах «Новой скорой помощи» по-томски главврач станции «скорой» Николай Родионов пока старается крайне осторожно: если инвестор покажет, что за те же деньги, которые раньше предоставлялись напрямую станции, он может работать лучше, значит проекту быть. Ну, а случись что не так, подстрахуют водители и автомобили, которые останутся в автопарке станции.

— Конечно, на всякий случай мы держим в уме такой вариант, что все восемь машин инвестора в какой-то день вдруг не выйдут на линию. Но автопарк станции состоит из 52 автомобилей «скорой», а на линию в сутки выходят 42-43 машины. Так что резерв в семь-восемь автомобилей у нас есть. Вопрос, конечно, в водителях — кто сможет резко выйти на замены, но это все организационные моменты. В крайнем случае, на полтора-два часа вместо «Новой скорой помощи» перераспределим вызовы между другими подстанциями, а тем временем найдем наших водителей, которые окажутся готовы сесть за руль. По времени это не такой большой срок, если учесть, что все машины инвестора будут неспециализированными — то есть не кардиологическими или реанимационными. Мы идем на эксперимент только на этих условиях, — подчеркивает главврач «скорой». И добавляет: лично к нему потенциальные пациенты «скорой» с вопросами и уж тем более возмущениями по поводу «Новой скорой» ни разу не звонили и не приходили.

Так что, перефразируя известное выражение на медицинский лад, даст Асклепий, появление «НОВОСКОРА» в Томске все же обойдется без плохих симптомов.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×