Архив
5мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 32855Томск

300 километров экстрима (фото)

300 километров экстрима (фото)
Ася Шулбаева
«Zimnik» — слово, на иностранные языки непереводимое. Рассказывают, что во время посещения нашими нефтяниками штатовского Хьюстона переводчики ломали голову, как объяснить его значение их техасским коллегам.

Что такое «намораживать» дорогу? Что за дорога, которая зимой есть, а летом ее нет? Шоссе, на котором техника может провалиться и утонуть, — разве такое бывает? И в конце концов, — высоко поднимали брови недоумевающие американцы, — почему не построить к месторождениям нормальную дорогу?! Ведь она быстро окупится нефтью.

Им не понять. Да и нам, живущим в Сибири, трудно согласиться с тем, что за 46 лет добычи нефти в Томской области на ее север так и не проложили круглогодичную дорогу. Она дошла только до Каргаска. До сих пор грузы не только на месторождения, но и в отдаленные поселки либо доставляют в навигацию по рекам, либо везут по зимнику.

Для жителей сел по Васюгану и Тыму, для александровцев и стрежевчан возможность добраться до своего областного центра автомобилем появляется только в период с середины декабря по конец марта. Ею стараются воспользоваться: это намного дешевле, чем лететь самолетом. Ведь семья из трех человек на авиабилеты в Томск и обратно сегодня должна выложить в среднем 35 тысяч рублей.

Однажды наступает момент, когда на зимник впервые выходит автомобилист с «большой земли». По своим ли делам, по работе ли человек за рулем берет путь на север. Если перед этим он заглянет на форумы автомобилистов, то среди практических советов увидит, например, такую реплику: «Прохождение зимников — тема серьезная, это вам не трасса. Тут хиханьки неуместны».

Первое, с чем новичок сталкивается: скорость совсем не та, к которой водитель привык на трассе. Больше 40 здесь не разгонишься даже на самых прямых участках, а по извилинам в лесу движешься и вовсе со скоростью 25-28 километров в час. То и дело приходится искать расчищенный карман и прижиматься к сугробам на обочине, пропуская встречную тяжелую технику.

Поэтому пройти 300 километров от свертка с «бетонки» в районе Катыльги до Каргаска за 10-11 часов — это вполне нормально. Значит, не произошло никаких остановок: не застревали, не стояли в ожидании из-за того, что впереди на горке «растележился», перегородив дорогу, какой-нибудь длинномер. И погода не была ни слишком теплой, от чего накатанный было снег становится «сахарным», выбиваются глубокие колеи, ни слишком морозной, когда в путь просто опасно отправляться.

Типичные ошибки, которые совершают люди, впервые отправляющиеся в путь по зимнику, перечисляет специалист по безопасности движения с сорокалетним стажем, авторитетнейший на томском Севере человек, Владимир Конинин.

— Не знают того, что большей частью зимние трассы подходят под категорию «санно-тракторные проезды». То есть качество их совершенно не такое, как ожидает человек, привыкший к обычным дорогам. И навыки вождения нужны другие. В нашем управлении технологического транспорта (УТТ-2) в учебном классе мы специально для обучения водителей-новичков создали макет зимника.

— Неправильно выбирают маршрут. Есть хорошо подготовленный зимник, есть расчищенный плохо. По зимнику ехать всегда хлопотно. Поэтому, стремясь уехать на Александровское и Стрежевой, лучше двигаться не через Каргасок, а по Новосибирской области через Кыштовку и Орловку, чтобы затем выйти на «бетонку» в районе Игольского месторождения. Крюк большой. Но зато сам орловский зимник гораздо короче, всего 90 километров против 300 в направлении Каргаска. Поэтому сил и бензина вы потратите меньше.

— Рассчитывают расход топлива, как при движении по обычным дорогам. А на зимнике идет пережог горючего. Кроме того, на этой дороге водитель устает быстрее. Ему надо отдохнуть, поспать. На работу двигателя на холостых оборотах топливо тоже уходит. Бензин, солярка кончаются, а купить негде. Заправок нет на протяжении 300 километров — от Пионерного до Каргаска.

— Не учитывают разницу в погоде, не узнают перед выездом ее и дорожную обстановку. Наша область по размеру, как Франция. В Томске может быть минус 10 градусов, а в Стрежевом в эти дни стоит под 40. Где-то прошла пурга, значит, дорогу может перемести. Особенно быстро это происходит на пойменных участках, на болоте.

— Не берут с собой снаряжение: лопату, цепи, паяльную лампу. Бывает, стоит такой, застряв. Хочешь помочь, выдернуть его, а у него даже троса нет в багажнике.

— Не готовы к тому, что вдоль трассы нет связи. Отъехал на 10 километров от Каргаска, Стрежевого или Пионерного — все, мобильная связь закончилась. Ни сообщить не сможешь, ни на помощь позвать. Вся надежда только на водителей встречной техники.

— Неправильно одеваются. Отправляются в дальний путь в туфлях, даже чирков (чуней) на ногах нет. А что такое — в туфлях? Он надеется на машину: у него же крутая иномарка! Но на автомобиль надеяться нельзя ни в коем случае. Техника может отказать, особенно в мороз. После этого на открытом месте, в пойме тепло из салона выдует моментально.

— Едут на зимник с детьми. В этом году, когда мы дежурили на трассе, видели особенно много машин, в которых были ребятишки. Это небезопасно. Наши-то северяне вынуждены детей возить. Так они берут с собой обогреватели, газовые горелки. Знают, что если, не дай бог, остановишься — сможешь температуру поддержать, не замерзнешь.

— Не берут в дорогу термос с горячим чаем и запас еды. Привыкли к придорожному сервису. А здесь столовые только в вахтовых поселках Пионерный, Игол, до которых от последних деревень еще доехать нужно.

— Забывают, что зимники в большинстве своем платные. Их сдают в аренду фирмам, «оошкам», которые с осени ими занимаются, готовят, наводят переправы через реки, а потом собирают деньги за проезд. Везде шлагбаумы стоят. У нас в районе Новоюгино (Каргасокский район) с проходящих машин берут 600 рублей за тонну. Считаю, что это чрезмерно, такого не должно быть! Со стороны Васюгана на Каргасок тоже стоит два шлагбаума. Зимник Игол — Орловка дешевле, но и там проезд платный. Плюс за наплавные мосты через Обь в районе Стрежевого нужно отдать 170 рублей за тонну, через Вах, если едете в сторону Нижневартовска — 70 рублей. Так что хорошо готовьтесь в дорогу и готовьте деньги. Счастливого пути!

Своими путешествиями по зимним дорогам Севера любят хвалиться всевозможные экстремальщики, команды на внедорожниках. Они ищут острых ощущений. А мы тут просто живем.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×