17 мая, пятница
+12°$ 90,92
Прочтений: 8К

Грядет «война»... (фото)

Грядет «война»... (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Проект «Новые остановки Томска» предполагает не только смену внешнего вида павильонов. Если планы инициатора кампании обновления — «Агентства развития города» — реализуют в том виде, о котором оно заявляет сейчас, это будет означать, что на остановках введут новые, более жесткие, правила ведения бизнеса. Его старожилы уже готовятся к обороне своих магазинов: создано некоммерческое партнерство, отправлены письма властям всех мастей, просчитываются совместные действия на случай принудительного сноса старых павильонов в пользу новых. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках остановки нового типа, появившейся на ДОСААФе. Но уже сейчас очевидно, что поставить подобные конструкции по всему городу — в особенности на коммерчески выгодных точках — будет не так просто, как хотелось бы властям.

Нынешняя схема получения права работать на остановке предусматривает, что муниципальная земля под ней передается в аренду предпринимателю, который в свою очередь ставит на этой территории собственное сооружение. Чаще всего это павильоны под магазины, иногда — точки общественного питания или киоски. По бумагам все коммерческие строения на остановках считаются временными сооружениями. Де факто же они зачастую являются капитальными: с ленточным фундаментом и даже подведенными коммуникациями. В среднем за аренду земли под конструкцией площадью 100 квадратных метров предприниматели сейчас платят городу около 35 тысяч в квартал.

— Это подъемная сумма, мы можем ее оплачивать, — говорит Лилия Люкшина, хозяйка магазина на остановке площадь Кирова.

Реализация проекта «Новые остановки Томска» предполагает изменение схемы получения права торговать на остановках. Вся земля под ними передана в аренду одной единственной структуре — муниципальному предприятию «Агентству развития города». Оно, привлекая инвестора, строит на этой территории павильоны нового типа и в дальнейшем сдает предпринимателям в аренду уже не землю, а торговые площади. По словам директора агентства Дениса Вострикова, ориентировочная цена квадратного метра составит не менее 950 рублей в месяц.

— С предпринимателями, чьи павильоны сейчас занимают земли на остановках, мэрия будет расторгать договоры об аренде, — рассказывает директор агентства. — После этого они будут обязаны убрать свои конструкции с остановок. Впрочем, коммерсанты, которые захотят остаться, смогут получить в аренду площади в новом павильоне. Не думаю, что здесь уместно говорить о ущемлении интересов малого бизнеса. Для порядочных частников ничего страшного не произойдет, мы готовы договариваться, к каждому будет индивидуальный подход.

В группе, инициировавшей создание некоммерческого партнерства «остановочных» предпринимателей, уже сейчас порядка 30 человек. Подход, предложенный «Агентством развития города» их категорически не устраивает. Во-первых, арендовать торговую площадь в павильоне нового типа будет чуть ли не в три раза дороже, чем землю для собственного магазина. Во-вторых, не очень понятно, куда девать конструкции, в обустройство и развитие которых люди зачастую вкладывали по несколько сотен тысяч рублей.

— Почему одно предприятие у нас теперь обладает эксклюзивным правом на землю под остановками? — выражает общее недовольство один из лидеров инициативной группы Александр Харин. — Пусть оно даже и муниципальное, но при таком подходе город получит в его лице своеобразного монополиста, который будет диктовать условия работы на рынке торговли. Может быть, разумнее, чтобы в этой сфере было несколько игроков, которых бы в итоге рассудили пассажиры?

Сразу несколько предпринимателей заверяют, что не против нововведений и готовы обновить свои павильоны в соответствии с новыми требованиями за свой счет.

— Откровенно говоря, я тоже считаю, что мой павильон устарел, — говорит еще одна предпринимательница Ирина. — Уже в течении двух лет пытаюсь согласовать с властями вариант его реконструкции, мы подготовили несколько эскизов, но ни один не утвердили. Теперь в мэрии определились с видением. Ну и отлично! Дайте нам эти проекты, мы их выполним. Если нужны Wi-Fi, освещение, и обязательны камеры, мы готовы сделать и это. Не понимаю, почему для этого нужно отдавать наши места кому-то другому.

В тоже время предприниматели признают: решать разногласия в суде возможности нет. Договоры на аренду земли под магазинами составлены таким образом, что мэрия вправе в одностороннем порядке расторгнуть их в течение двух недель.

— Мы были вынуждены согласиться с таким вариантом договора, потому что в противном случае его вообще не стали бы заключать с нами, — поясняет Александр Харин. — Но в тоже время — посудите сами, в городе более 600 остановок, половина занята коммерческими точками. Если сейчас начнется массовая кампания по их принудительному сносу, я не знаю, к чему это приведет. Для многих моих коллег это семейный бизнес, это как дом. Если к нему подгонят бульдозер, кому это понравится?

У директора «Агенства развития города» Дениса Вострикова свое видение ситуации. По его словам, проект «Новые остановки Томска» появился в том числе и из-за обилия претензий к нынешнему остановочному бизнесу: некоторые коммерсанты нерегулярно платят аренду за землю, многие экономят на уборке территории и освещении, в отдельных случаях коммерческие объекты нарушают правила безопасности дорожного движения, а иногда их и вовсе ставят самовольно, не согласуя с властями. Востриков убежден: как раз, чтобы избежать этих негативных явлений, остановки и нужно объединить под управлением одной организации.

— Наш подход предполагает, что остановка прежде всего существует для удобства и безопасности пассажиров, а не для того, чтобы зарабатывать на ней деньги, — говорит Востриков. — Мы — муниципальное предприятие, потому можно быть уверенным, что к своим социальным задачам будем относиться всерьез. В частности, было принято решение оборудовать остановочные площадки камерами видеонаблюдения, круглосуточным освещением и точками доступа Wi-Fi. Средства от аренды площадей в павильонах будут направлены на содержание всех остановок, а не только тех, на которых есть возможность разместить коммерческие точки. По нашим подсчетам, этих доходов должно хватить. Уверен, при таком подходе для пассажиров остановки станут намного комфортнее.

На днях «Агентство развития города» провело аукцион на право аренды площади в новом павильоне на ДОСААФе. Победителем стала компания «Сибирские блины».

— Для нас это хорошая возможность выйти на потенциально интересные точки, — комментирует директор компании Наталья Лугина. — Это удобнее, чем брать землю на остановках в аренду и ставить там свои павильоны. Наша практика показала, что процессы их согласования могут длиться очень долго и порой заканчиваются ничем. Цена в 950 рублей за квадратный метр для нас приемлема, наши маркетологи подсчитали, что по этим расчетам точка на ДОСААФе должна себя окупить. Впрочем, для нас это тоже эксперимент, в таком формате мы еще не работали. Если в итоге окажется, что место себя не окупает, нам ничего не помешает отказаться от его дальнейшей аренды.

Впрочем, в каком виде проект «Новые остановки Томска» будет реализовываться дальше, пока сказать сложно. В планах «Агентства развития города» уже до конца года обновить не менее 200 точек. Приоритетные задачи — Иркутский тракт, улицы Пушкина и 79-ой Гвардейской Дивизии. Например, на том же Иркутском тракте в ближайшее месяцы агентство планирует обновить 18 остановок. На десяти из них уже стоят торговые объекты. Построить новые будет явно проще, чем сломать старые.

Смотрите также