Архив
26апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2657Томск

ТЮЗ «повзрослел»

Илья Ротенберг
Илья Ротенбергпресс-служба ТЮЗа
Сегодня томской общественности представили нового главного режиссера ТЮЗа. В конце марта на эту должность был назначен бывший руководитель Алтайского краевого театра драмы Илья Ротенберг. Многострадальный ТЮЗ, последние годы окруженный скандалами и громкими увольнениями, наконец обрел своего главного режиссера. На первой встрече с журналистами Илья Ротенберг рассказал о том, каким он видит ТЮЗ под своим руководством, и к каким открытиям готовиться томскому зрителю.

Новая метла метет по-новому

Несложно понять, почему для ТЮЗа появление нового главного режиссера — такое значимое событие. Для этого нужно вспомнить историю этого театра.

Из последних главных режиссеров ТЮЗа томичам запомнилась заслуженный деятель культуры Лариса Лелянова. Ей удалось встряхнуть подзапылившийся ТЮЗ и зарядить его новой энергией. С началом ремонта в театре в 2007 году Лариса Олеговна покинула пост главного режиссера. После нее в ТЮЗе больше пяти лет не было творческого руководителя. В 2011-м всего несколько месяцев на этой должности отработал Александр Загораев. Он объяснял свой отказ от поста главного режиссера нежеланием работать без ушедшего директора ТЮЗа Светланы Бунаковой. После этого почти два года кресло главрежа вновь пустовало. И вот теперь его занял молодой режиссер, выпускник РУТИ (ГИТИС) Илья Ротенберг.

Томскому зрителю с ним еще только предстоит познакомиться, а пока о его успехах можно судить по участию в творческих лабораториях и фестивалях. Так, спектакль Ротенберга «Игроки» стал обладателем гран-при фестиваля театров малых городов России в 2012 году как лучший спектакль большой формы. Он же представлял в начале апреля «малую» театральную Россию в московском «Театре наций».

Остается надеяться, что его приход будет означать для ТЮЗа новый этап развития. Ведь задача главрежа не просто определить репертуарную политику театра, но и вдохнуть в него новую жизнь.

— У театра юного зрителя появиться новое лицо и новая художественная политика, — сказал директор ТЮЗа Владимир Казаченко, представляя Илью Ротенберга. — Больше года я обсуждал с ним возможность приехать в Томск. За это время мы узнали друг друга, поняли, что мыслим в одном направлении и очень схоже видим будущее театра. Почти год шла притирка позиций, и я рад, что именно он занял эту должность.

Владимир Казаченко пояснил, что именно эта кандидатура получила хорошие рекомендации от таких авторитетных театральных критиков, как Олег Лоевский и Татьяна Тихоновец. Сам главный режиссер признался, что Томск ему понравился, в нем он чувствует «культурный ландшафт».

— Идея городского современного театра не дает мне покоя, — поделился Илья Ротенберг. — Но я не буду создавать его с нуля. Томскому ТЮЗу больше 30 лет, в нем все есть, все работает, атмосфера вполне творческая. Репертуар готов, здание отремонтировано, труппа сложившаяся. Мне остается только органично вносить в жизнь театра свежую струю.

Театр ностальгических грез

Сегодняшний ТЮЗ режиссер называет «театром ностальгических грез». Страна и ее население, по мнению Ротенберга, уже пережили переход от Советского Союза к новой жизни. Но при этом театры в России все еще находятся в стадии трансформации.

— Я не сторонник революций и считаю, что театр должен развиваться эволюционным путем, — подчеркнул Илья Ротенберг. — Но, согласитесь, что в репертуаре томского ТЮЗа нет ни одной пьесы современной драматургии, а это серьезный пробел. Да, классика дает нам опору, но, чтобы развиваться, нам необходимо современное искусство. При этом мы не будем устраивать культурных революций, навязывать что-то. Если кому-то это неинтересно, то для них в репертуаре всегда найдется немало классики.

Чтобы зарядиться современной энергией в финале театрального сезона, репертуар ТЮЗа пополнится новыми постановками по произведениям современной драматургии. Первая премьера ожидается в середине мая. Спектакль «Как я стал…» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович ставит сам Илья Ротенберг. Также в середине июня зрители увидят предпоказ нового спектакля «Язычники» по пьесе Анны Яблонской. Его сейчас репетирует приглашенный режиссер Евгения Сафонова. Следующий сезон откроет спектакль не из новой драмы — это будет постановка по пьесе Юрия Олеши «Заговор чувств». Обещает главный режиссер и что-нибудь из классики. Он поясняет, что все новые спектакли будут объединены одной художественной идеей.

— Для меня современный театр — тот, который говорит о нас с вами, — поясняет Илья Ротенберг. — Он говорит о том, что происходит сегодня со страной, с людьми, которые здесь живут. В нем идет поиск нового культурного героя. Мне кажется, прошло время, когда театр выполнял воспитательную функцию. Мы ходим сюда не для того, чтобы нас учили жить, говорили, что хорошо, а что плохо. Современный театр занимается не этим. Жизнь невероятно сложна, в ней непросто разобраться; понять, в какой стране мы живем, какая она, современная Россия. И вот эти вечные вопросы мы будем задавать зрителю и вместе думать над ответами.

По мнению нового главного режиссера, современный театр юного зрителя в российском масштабе — это полноценный художественный театр, а не заведение, которое штампуют детские утренники. Ведь с нынешними детьми необходимо разговаривать иначе. Они живут в медийном мире, у них есть доступ к телевидению, Интернету, так что привычные сказки и художественные решения им уже не интересны.

— Театр должен быть равным для них собеседником, — считает Ротенберг. — Главная проблема 99 процентов детских спектаклей в стране — безадресность. Посмотрите, сегодня практически нет пьес для подростков. Именно поэтому мы попробуем в новом сезоне сделать спектакль по принципу вербатим, такого документального театра. Может, это будет интерактивный спектакль, может, — перформанс, пока не знаю. Но это будет диалог с подростками о том, что их волнует.

Зарабатывать, но не увлекаться

Что касается скандальной репутации томского ТЮЗа, новый главный режиссер предлагает оставить все в прошлом. Он считает, что конфликты внутри театра не идут на пользу ни зрителям, ни труппе. При этом своим новым творческим коллективом Илья Ротенберг доволен.

— Я испытываю чувство затаившейся радости, — говорит режиссер. — Очень понравился актерский состав, с которым я уже начал работать. Вижу их желание творить, вижу огонь в глазах. В труппе 31 актер, и я понимаю, что творчески они меня не подведут. Появится ли у театра свой главный художник, пока вопрос. Не хочу спешить с таким назначением, но должность эта очень важная и нужная.

Касаясь вопросов финансирования театра, и директор ТЮЗа, и новый главный режиссер признаются: без государственной поддержки не прожить.

Главный режиссер признается, что в российских театрах не все так просто с финансированием. Именно поэтому он восхищен мудростью и терпеливостью томских актеров — никто из них не спросил его о зарплате. Хотя это серьезная проблема. Илья Ротенберг согласен, что сегодня театр себя «прокормить» не в состоянии. У него другой профиль. При этом оставшись без господдержки в 90-е годы, когда театрам пришлось учиться зарабатывать самим, они пережили некую бульваризацию репертуара — именно так называет это явление критик Павел Руднев.

— Когда театр пытается заманить зрителя, чтобы заработать, происходят очень опасные вещи, — говорит главреж ТЮЗа. — У нас выросло целое поколение, воспитанное на абсолютно бессмысленных и пустых французских комедиях. Как с ним разговаривать о Чехове? Это очень трудно.

Наладить диалог со зрителем, по мнению руководства, должны творческие встречи, обсуждения, открытые читки новых пьес.

— Мне важно познакомиться не только с труппой, но и с томским зрителем, — поясняет режиссер. — Мне хочется, чтобы они были на одной волне. Советский штамп «театр — это храм» нужно развеивать. Храм — это храм, а театр — это театр. Сейчас не то время, когда нужно сращивать эти два понятия. Театр сегодня — это место для откровенных бесед о важном, о наболевшем.

Первый такой опыт знакомства со зрителем пройдет уже в эту среду, когда будет представлена пьеса Ярославы Пулинович «Как я стал...». Шутя, Илья Ротенберг называет эту читку театральным трейлером, чтобы познакомиться с пьесой и ее героями. Кстати, руководство ТЮЗа обещает, что молодой драматург приедет в Томск на премьеру спектакля в мае.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×