Архив
9мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 7450Томск, Политика, Технологии

Атомный порыв

Атомный порыв
Depositphotos/Andrey Armyagov
По большому счету, томичам фиолетово, будет в окрестностях Томска новое атомное производство или нет. Это вполне наглядно подтвердили состоявшиеся на минувшей неделе общественные слушания в Северске, в котором приняли участие 135 человек, не считая журналистов. «Умный» Томск представляли три десятка, включая нескольких городских депутатов. «Дискриминация» из-за колючки? Да ничуть. Примерно столько же томичей ознакомились с представленными для обсуждения документами. В течение месяца два увесистых тома были доступны для прочтения всем желающим в информационном центре по атомной энергии. Ажиотажа не случилось. Несмотря на то, что на бытовом уровне многие томские обыватели негативно относится к планам «Росатома», к активному выражению своей позиции готовы единицы.

«За» выступают, естественно, «СХК», власти области и Северска — от многомиллиардных инвестиций, за которые сражался десяток регионов, кто ж откажется? Рядовые обыватели города за колючей проволокой тоже в основном приветствуют реализацию томской (за пределами области сам топоним «Северск» употребляется редко) части проекта «Прорыв» — опытно-демонстрационного комплекса, включающего модуль фабрикации плотного топлива (2017 год), реактор на быстрых нейтронах («БРЕСТ-ОД-300», 2020 год) и модуль переработки ядерного топлива (2022 год). Все вместе называется ОДЕК.

Собственно, темой обсуждения был даже не сам проект, а материалы обоснования лицензии для создания объекта. (Простите за птичий язык, но иначе сказать сложно). Самого объекта в природе, заметим, еще не существует. Есть только отдельные узлы и «результаты многолетних ученых изысканий». Не зря же комплекс, который предполагают разместить на площадке «СХК», называют «опытно-демонстрационным». Разработчики уверяют, что именно это наполнит ветром поникшие паруса Северска: комплекс сделает его одним из мировых исследовательских центров в области атомной энергетики. Именно это лыко ставили в строку проектантам «зеленые»: в шести километрах от полумиллионного города собираются разместить нигде в мире не виданное чудо-юдо, а ну как вдруг?

Главный конструктор реакторной установки «БРЕСТ-ОД-300» Вадим Лемехов рассказывал, что «вдруг» невозможно по определению: сама аббревиатура расшифровывается как «Быстрый Реактор ЕСТественной безопасности», то есть реактор на быстрых нейтронах, обладающий свойством заглушать себя при любых отклонениях заданных параметров. Кстати, в отличие от прочих «официальных» докладчиков, главный конструктор и рассказывал легко, образно, и на вопросы отвечал внятно.

Возможно, разговор с общественниками был бы более плодотворным, если б не время. К моменту начала дискуссии его практически не оставалось. «А мы ведь ради дискуссии сюда и ехали», — возмущались томичи. Впрочем, не очень активно: все-таки за два с половиной часа все очень устали. Если организаторы ставили перед собой цель измотать зал, то они своей цели достигли. Тем более что томичи, как было сказано выше, представляли в нем «квалифицированное меньшинство». Томские ученые с авторитетными именами отсутствовали в принципе, вообще науку представляли люди достаточно далекие от наших широт. Позитивную оценку представленным материалам дал, например, Владимир Тушонков, гендиректор ЗАО «Экологическая безопасность промышленности, энергетики и транспорта», кандидат военных наук и член-корреспондент Академии геополитических наук. Рудольф Алексахин, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, назвал «переход на замкнутые реакции и замкнутый цикл» важнейшим прорывом «со времен Вернадского».

Среди тех, кто выступал с прямой критикой проекта, был эксперт известной международной организации «Беллона» Андрей Ожаровский — по извечной «почтовской» манере записанный едва ли не в шпионы; не менее известные в Томске Алексей Торопов, Олег Котиков, из относительных «новичков» — Алексей Иванов.

Ожаровский начал с вопроса: почему материалы к слушаниям не были выложены в Интернет, как это принято не только в Европе, но и в европейской части России? И поинтересовался, можно ли получить презентации, представленные непосредственно на слушаниях. На второй вопрос один из представителей «СХК» ответил немедленно: презентации у нас есть, но мы их вам не дадим. Потому что завтра же их получат французы. (О том, что атомщики из Франции, да и вообще иностранцы, смерть как хотят получить наши материалы, на слушаниях упоминалось неоднократно). На первый вопрос день спустя, на пресс-конференции в РИА «Новости» ответил мэр Северска Григорий Шамин. По его словам, закон «не обязывает» выкладывать материалы в Интернет. Мол, кому надо, тот пришел и почитал. А кто не смог — извините, мы при чем?

Сам Ожаровский назвал свои впечатления от услышанного на слушаниях «полным разочарованием». По российском законам оценка воздействия на окружающую среду — это публичный документ, он не может содержать коммерческую или иную тайну. Что касается безопасности, эксперт особо подчеркнул, что «в комплексе это нигде не работало», поэтому объект значительно более опасен, чем типовой реактор. К тому же его сильно настораживает настойчивость, с которой начали форсировать довольно сырой еще проект.

— Любые ускорения в нашей отрасли чреваты самыми непредсказуемыми последствиями. Я говорю «в нашей», потому что заканчивал МИФИ».

«Выпускник МИФИ» (тема будет иронически обыграна на пресс-конференции Шаминым — он тоже заканчивал легендарный вуз) заметил, что его не покидает ощущение дежавю: как сейчас разработчики повторяют заклинания о полной безопасности «БРЕСТа», так и про реактор ВВР в свое время говорили, что его можно строить на Красной площади.

Другие атомные проекты поминал и Олег Торопов. АСТ-500, завод по производству МОКС-топлива, Северская АЭС... Иных уж нет, а те далече. Нынешний проект, по его мнению, «не будет реализован никогда. Это фантастические вещи». Реальная цель, по мнению эколога, — «не осуществить проект, а освоить инвестиции».

Дотошный Торопов не поленился изучить два тома документации и обнаружил, что кое-где вместо аббревиатуры ОДЕК (опытно-демонстрационный комплекс) встречается АСТ. То бишь «атомная станция теплоснабжения» — незадавшийся проект конца прошлого века. Неужто разработчики просто слямзили куски со старой документации и вставили их в ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в надежде, что никто все равно читать не будет? Кроме того, из отдельных фрагментов можно понять: разработчикам не известно, что все реакторы «СХК» остановлены, и никаких сбросов в Томь давно уже нет.

По мнению Олега Котикова, давать оценку представленным материалам по ОВОС сложно, если не невозможно. Как можно оценивать то, чего еще нет? Заключения к проекту ОВОС дается на апробированные агрегаты, а не на исследовательские. Кроме того:

— Честно говоря, я не увидел, в чем тут интерес Томска. Буде пополняться бюджет «СХК» и «Росатома». Но зона риска никогда не есть зона инвестиций.

Также оратор обратил внимание на то, что разработчики поставили слушателей перед дилеммой: либо ОДЕК, либо ничего, моральная деградация отрасли и превращение Северска в депрессивный город. Между тем раньше рассматривались и другие варианты, например, с ториевым циклом...

Безусловно, организаторы слушаний предоставили оппонентам возможность высказаться. Но и не более того. Как оказалось, никакого голосования или чего-то подобного процедура не предусматривала. Все проходило в полном соответствии с законом и… принципом «мы посовещались, и я решил». В финале слушаний, а затем и на пресс-конференции мэр Северска Григорий Шамин подтвердил: слушания проходят для того, чтобы собрать весь спектр мнений, замечаний, а затем передать их разработчику. Который непременно их учтет. Финита.

Справедливости ради отметим: нельзя сказать, чтобы этот «спектр» был невероятно широк. По большому счету, простым томичам нет дела до того, будет или нет в Северске мировой атомный центр, в который инвестируют более 80 миллиардов рублей (последняя цифра озвучена на пресс-конференции замгубернатора по внутренней политике Владимиром Жидких). На бытовом уровне, конечно, «все против». Не инвестиций — атомных проектов. Но как-то очень пассивно против.

Приковывать себя к рельсам никто не станет. Да какое там! В последнее время автору этих строк не дает покоя статистика на портале. Две информации — одна по слушаниям в Северске, другая по пресс-конференции — собрали по 900 с лишним прочтений каждая и в общей сложности 26 комментариев. Тема «Томички решили сто дней носить только юбки» показала более девяти тысяч прочтений и 130 коментов. Причем такой вселенский пофигизм демонстрирует не только портальская аудитория. Она вполне адекватно отражает общую «расстановку сил» в городе.

Настоящих буйных не просто мало — их чертовски мало. Так что давайте это осознавать и как минимум относиться спокойно к тому, что решения принимают мимо нас. Хорошие ли, плохие — но мимо.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×