20 мая, понедельник
+9°$ 90,99
Прочтений: 6К

У околицы дело спорится (фото)

У околицы дело спорится (фото)
Фото: Ася Шулбаева, Дмитрий Кандинский

Казалось, что в эти дни в рощу, расположенную между селом Зоркальцево и коттеджным поселком Слобода Вольная, переместилось пол-Томска. На деревянных тротуарах, по которым текли массы народа, временами возникали самые настоящие пробки. Десятки ларьков с продукцией народных промыслов и сельских подворий ждали своих покупателей. На фестивальной площадке один творческий коллектив сменялся другим. Пахло неизменными шашлыками и кашей. Состязались спортсмены, бабушки из райцентров увлеченно исполняли народные песни, подростки запускали воздушных змеев и под призывы аниматоров разминались на площадке для аэробики. Взрослые могли испытать себя в метании топора на меткость и обтесывании кольев.

Не заблудиться во всем этом помогали программа фестиваля и подробная карта-схема у входа в первый сельский парк «Околица». С этого года созданный за четыре месяца парк станет местом проведения ежегодного фестиваля. Изучив схему, одни отправлялись в торговые ряды, другие — к аттракционам, поляне для пикников или сцене.

Однако самым главным, самым притягивающим было то, что с 2008 года является сердцем «Праздника топора» — площадка, на которой конкурсанты, плотники и резчики по дереву, выполняли предложенные им задания. Найти ее было легко по звуку пил и другого инструмента. В борьбу на «Празднике топора-2013» вступили 11 команд и 24 индивидуальных мастера из Томской, Кемеровской, Ульяновской областей и Алтайского края. Плотницким бригадам были предложены на выбор два варианта задания: постройка кукольного домика или садового туалета. Мастера-индивидуалы изготавливали, по их выбору, парковые лавочки, садовые скульптуры или скворечники с декоративным оформлением.

Тот, кто смог побывать на празднике в разные дни, видел разные этапы того, как из бревна, из заготовки на глазах создается рукотворная красота. Известное высказывание гласит, что есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, течет вода, и как работает другой человек. Стоит добавить, что труд, которым можно любоваться, должен быть, во-первых, наглядным, то есть ручным, а, во-вторых, умелым, профессиональным. Именно такое и можно было видеть у всех мастеров, принимавших участие в конкурсе.

— Господи, на что руки человеческие способны! Вот дал же Бог! — слышу восхищенное восклицание стоящей рядом женщины. — Он делает, как будто играет. Кажется, что никакого труда: легко, свободно, без напряга. А ведь это не поправишь, не сотрешь резинкой.

Женщина любовалась тем, как вырезает скульптуру обнаженной девушки Сергей Мозговой из Барнаула, и обращалась не только к стоящей рядом с ней девочке, но и просто в пространство.

Кто-то из конкурсантов участвовал в состязании не в первый раз. А кто-то, как, например, бригада «Зырянский перестук», приехал в Зоркальцево впервые. Отвечавший за подготовку своих земляков представитель администрации Зырянского района Юрий Повстьянов рассказал, что в составе их команды — учитель труда одной из школ и мастера-индивидуалы. И о том, что, увидев, с какими инструментами приступили к работе другие участники, плотники поначалу сникли.

— Пришлось мне вчера вечером возвращаться домой, собирать инструмент, а утром выезжать обратно, — добавил Юрий Повстьянов.

Да, опыта нет. Но в то же время зырянцы полагали, что очков им добавит выбранный ими редкий в наши дни прием рубки сруба «в лапу», иначе — «ласточкин хвост».

Многие зрители впервые видели, как обрабатывают дерево современными инструментами. Изящные легкие пилы, электростамески, шлифовальные машинки — все это облегчает и ускоряет процесс труда. Может, поэтому среди мастеров, работающих с деревом, появились женщины и хрупкие девушки. А то, чем работали и 50, и 200 лет назад, можно было увидеть в экспозиции частного «Музея топора» Ивана Скоморощенко.

— Сам я по профессии сварщик. Плотником был мой отец, плотником был мой дед. В нашей глухой деревне у каждого пацана, и у меня тоже, в шесть-семь лет уже имелись свой топорик, своя ножовка. К инструменту я был неравнодушен всегда. Особенно к ручному — такому, которым дорожили, берегли, в чужие руки не давали. Постепенно приобретал для себя инструмент для обработки дерева. А когда у меня стало около 70 пил, рубанков и стамесок, появился электрический инструмент, намного более эффективный, богатый по возможностям. У меня образовался просто «клондайк»! Люди стали избавляться от старого ручного, а я у них покупать. Иногда мне их просто дарят. Ведь я предлагаю отдать в музей рубанки и фуганки в придачу с историей об отцах и дедах, которые им когда-то работали, с родословной мастеров», — рассказывает Скоморощенко.

Скульптор Леонтий Усов подарил Ивану Валентиновичу деревянную струбцину и пять немецких лучковых пил, скорее всего, трофейных. Сейчас в коллекции Ивана Скоморощенко есть инструменты из Казахстана, Узбекистана, Норвегии, США, Англии и даже Вьетнама. Самым старым экспонатам музея около 250 лет. Собрав около тысячи инструментов, своей главной задачей Иван Скоморощенко видит не собирательство как таковое.

— Моя задача — показать молодому поколению, каким инструментом и каким образом строился старый Томск. И для этого у меня все есть, начиная от лесозаготовки и заканчивая резьбой по дереву.

Рассказывая, директор музея наблюдал за двумя пацанами. Один, постарше, пытался ввинтить в чурку бурав. А второй, от горшка два вершка, не выпускал из рук старинное сверло.

— У них появляется необычный интерес к такому понятию как примитив, — прокомментировал Иван Валентинович. — Они интуитивно чувствуют, что тут должно вертеться, а этим — строгаться. А как это взять и сделать, они не знают.

Детей, кстати, на «Празднике топора» было множество. Они завороженно смотрели на то, как на их глазах пилят, колотят, работают шлифовальными машинками. А уж если кому-то удавалось подержать в руках инструмент из «Музея топора» и попробовать им провести по дереву, в глазах светилось настоящее счастье!

Вот и тема для размышлений. Где современный городской ребенок может сделать что-то своими руками? Где он научится сверлить, строгать, заколачивать гвозди? Даже если есть рядом тот, кто может научить — отец или дядя, в квартире этого делать не будешь — помешаешь соседям, да и опилками пылить никто не захочет.

Первый в области сельский парк «Околица», созданный к «Празднику топора-2013», планируется сделать круглогодичным. А чем он будет заполнен? Чем в нем станут заниматься? Однообразным прыганием на надувных батутах или катанием на импортных электромобильчиках? Покупкой космополитичных микки-маусов и прочей дребедени китайского производства?

Вот если бы в парке поставили павильоны, где каждый оплативший вход мог взять в руки тот или иной инструмент, заготовки-дощечки. И под руководством инструктора-столяра и под присмотром мамы-папы сколотить кораблик или скворечник, скамеечку или кукольную кроватку. А в другом помещении полепить из глины на гончарном круге или раскрасить уже высушенный и прошедший обжиг глиняный горшочек. Или посмотреть на работу кузнеца и стукнуть пару раз по разогретой заготовке самому. Словом, чтобы была возможность провести день в том, что по-английски именуется емким словом «activity» — «различные виды деятельности», и что очень часто практикуется за рубежом.

Тем временем масштабное действо, которому не помешали даже короткие, но сильные грозовые дожди, подходило к концу. В воскресенье к обеду участники наводили на своих работах последние штрихи. Финальный свисток — и к работе приступило жюри.

По итогам конкурса в номинации «Плотницкое мастерство», где оценивались лучшие кукольные домики, победила бригада «Вперед» из села Тунгусова Молчановского района. Второе место поделили «Межениновские умельцы» с Межениновской птицефабрики и бригада «Лесоруб» из Тегульдета, которой, кстати, не оказалось равных в другой номинации — «Садовая постройка».

Среди индивидуальных мастеров лучший скворечник соорудил Владимир Петухов, представлявший «Межениновскую птицефабрику». Второе место разделили Дмитрий Кулеев из Тегульдета и Марина Чикова из села Инкина Колпашевского района, которая удивила жюри и зрителей многоэтажным скворечником-кормушкой. В номинации «Парковая лавочка» победил житель Инкина Семен Галайдо, полюбившийся зрителям еще и благодаря своему оригинальному «Лешему», второе место поделили Фарига Абрахимова из Ульяновска и Владимир Толбанов из Тегульдета. Лучшая садовая скульптура получилась у Александра Парфенова из Барнаула, на втором месте — Сергей Федоринов из села Первомайского и Александр Левыкин из Прокопьевска Кемеровской области.

Приз зрительских симпатий за скульптуру обнаженной женщины получил Сергей Мозговой из Барнаула. В специальной номинации «За покорение Сибири» жюри отметило плотника датской школы лесоводства Миккеля Йохансона.

Миккель Йохансон проводил для сибирских мастеров мастер-классы по приемам обработки дерева. Было что-то символичное в том, как над одним бревном трудились русский парень в ковбойской шляпе, победитель первого и третьего конкурсов «Праздник топора» башкир Хабир Аблаев и представитель скандинавской страны. Язык труда понятен без перевода.

Смотрите также