19 мая, воскресенье
+14°$ 90,99
Прочтений: 3К

Азбуку знаем — слова сложить не можем

Азбуку знаем — слова сложить не можем
Фото: Дмитрий Кандинский

В приглашении, разосланном на прошлой неделе журналистам медиацентром РИА Новости, говорилось, что на предстоящей пресс-конференции полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский расскажет о реализации стратегии социально-экономического развития Сибири, перспективах развития макрорегиона. Неужели, подумалось мне, я пропустил что-то значимое о стратегии развития родного макрорегиона. До сих пор я знал, что наша Сибирь, несмотря на ее природные ресурсы и имеющийся пока еще здесь ценный человеческий потенциал, рассматривалась только как колония для освоения ее метрополией, существующей в пределах московского Садового кольца. Ни о каких стратегических задачах, которые Россия должна решать в Сибири, я не слышал.

Тот же Виктор Толоконский на нашем последнем инновационном форуме — судя по всему, вообще последнем — в рамках заседания руководителей комитетов Ассоциации инновационных регионов России сетовал: вот, мол, какой мощный производственный, научный и образовательный потенциал и в Новосибирске, и в Томске — и особые зоны есть, и технопарки, а результат какой-то не впечатляющий. Никак не соответствующей потенциалу регионов. Мелковатый. Все действуют врозь, каждый решает свои узкие задачи.

А наш бессменный президент Путин, когда ему доводилось неоднократно отвечать на вопрос о том, почему бы России не построить автомобильную трассу Москва — Владивосток, отвечал, что это дорого и экономически себя не оправдает. В принципе, на этом можно было бы поставить точку, говоря о каких-то перспективах развития Сибири и Дальнего Востока. Однако вот полномочный представитель, видимо, нашел что-то обнадеживающее для того, чтобы сказать, что перспектива-то у восточных регионов России есть.

Увы! Говоря о перспективах Сибири, Виктор Александрович вновь повторил, что здесь необходима глубокая переработка имеющихся ресурсов. Все! В миллионный раз прозвучала мысль о необходимости создания подходящих условий для привлечения инвестиций. Вскользь упомянул о «непростых экономических условиях», переживаемых нынче Россией. Несколько раз напомнил, не вдаваясь в подробности, о «проблемах управления». Довольно подробно рассказал о проблемах бюджетного процесса. В бюджет в разные годы забивается много программ, но в результате цельного видения все равно нет.

«Нужна, — заявил Толоконский, — структуризация бюджета». То есть, видимо, бюджет должен был быть таким, чтобы было видно, на что он направлен, на решение каких задач. В нем должны быть выделены приоритеты. Пока же получается, что правительство действует в режиме пожарной команды: загорелось здесь — тушим здесь, загорелось там — тушим там. А политики, направленной на предупреждение загорания нет.

Сколько можно говорить о необходимости привлечения инвесторов? Ну не пойдут они ни в какую ОЭЗ только из-за того, что эта зона особая. Если руководствоваться только этим, нельзя не вспомнить опубликованную когда-то в «Известиях» миниатюру Жванецкого «Паровоз для машиниста». В заголовке сказано все. Или паровоз должен решать какие-то значимые задачи — типа перевозки пассажиров или грузов, или же он должен работать, обслуживая исключительно команду, обслуживающую паровоз.

Инвестиции пойдут только туда и только тогда, когда государство даст ясно понять, что оно хочет, в чем заинтересовано, что для него является приоритетом. Отсюда появляются и соответствующие законы, и ясность в бюджете, и перспективы частно-государственного партнерства. Такая ясность была при коммунистах, когда на пятилетки ставили определенные стратегические задачи. Такая ясность существует и в государствах, где давно существует рыночная экономика. Правда, там не выдают директивы, Но индикативное планирование — факт.

Суть того, как работает наша власть, Толоконский, рассказал довольно подробно, отвечая на вопрос, из каких источников он черпает информацию. И сказал даже лишнее. Оказывается, ему, во-первых, подают обзоры — международные, федеральные, региональные. Во-вторых, текущую информацию он просматривает самостоятельно. Ходит, как простой человек, по улицам, и разговаривает с простыми людьми. И, казалось бы, знает уже все и обо всем. Но вот на последнем году пребывания в должности губернатора Новосибирской области, совершенно случайно узнает, что о том, что автомобильная дорога до аэропорта «Толмачево» и чрезмерно длинна — ехать по ней 40-45 минут, и очень неудобна. И вмиг решает строить новую дорогу. Ее построили за год. А что было бы, если б инвестор, погруженный в новосибирские дела, не обмолвился, по сути, на ходу о дороге при встрече с губернатором?

Мне как раз и хотелось задать Виктору Александровичу вопросы: а что же мы в России строим, куда, так сказать, идем и куда поворачиваем? Что делаем для того, чтобы бюджет был структурирован, чтобы инвесторы получали внятные сигналы... Но более шустрые журналисты вопрос вставить не дали. Более актуальными оказались вопросы о том, какими качествами должен обладать будущий томский мэр. Интересовались даже выборами мэра Новосибирска. На такие вопросы Виктор Александрович отвечал охотно и подолгу. Отвечать длинно, не думая ни о регламенте, ни о том, чтобы ответить на как можно большее количество вопросов, видимо, в традициях полномочного представителя президента. Несмотря на то, что это была пресс-конференция, журналистами рулил он, а не журналисты им. Слава богу, что он еще не так зануден, как предшественник — генерал Квашнин.

Конечно, никакой ясности в отношении стратегии развития Сибири ее полномочный представитель не даст. Не для этого он поставлен на пост «смотрящего» по региону. Единственный смысл этой структуры — предупреждать «острие» вертикали власти о том, как бы чего не вышло. Вот Виктор Толоконский говорит, что он дает сигналы «наверх» о процессах, идущих в СФО. Часть этих сигналов идет в министерства, наиболее значимые (стратегического характера) — самому президенту.

Спрашивается, а для чего тогда существуют министерства: регионального развития, экономического развития, финансов?.. Они же и созданы для того, чтобы принимать сигналы от регионов и формировать политику. Зачем же им посредники? Да и вообще, зачем тогда говорить о каком-то федерализме?

…К слову вспомнилось, как в прошлом году в октябре на проходившей в Томске конференции «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров» Анатолий Петровский, проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, признал, что в России нет единой национальной системы, направленной на создание экономики знаний. И, кстати, припомнил анекдот про игру «Поле чудес»: вот вроде бы все буквы угаданы правильно, а нужное слово не складывается.

Смотрите также