Прочтений: 15842Томск
Куда поедем? (схемы)
Публичные слушания по проекту городской улично-дорожной сети начались с небольшого скандала: горожане недоумевали, зачем у всех пришедших так подробно переписали данные паспорта и взяли подписку о разрешении на обработку персональных данных. И закончились небольшим скандалом: люди проголосовали против проекта. Хотя решение слушаний носит рекомендательный характер, так что мнение томичей ничего не изменит. Положено по закону — провели.
Итак, по порядку. Как рассказали представители власти и как давно заметили сами томичи, основные улицы города работают сверх нормативных нагрузок. Цель проекта — зарезервировать «коридоры» под новые магистрали раньше, чем их застроят. Примеров в городе много. Среди тех, которые расстраивали еще питерских проектировщиков при создании Генплана, — застроенная улица Жуковского: она должна была стать дублером Комсомольского проспекта.
Горожанам пообещали переход от сложившейся радиально-полукольцевой системы к радиально-кольцевой — с помощью левобережной дороги и малого транспортного кольца. За рамками обсуждения осталось большое транспортное кольцо: мельком прозвучало, что оно пройдет по территории Томского района и выйдет на городскую землю только в районе поселка Светлого.
После реализации проекта, подсчитали специалисты ТГАСУ, интенсивность движения снизится на улице Красноармейской на 10 %, проспекте Комсомольском — на 12%, проспекте Фрунзе — на 40 %, на Иркутском тракте — на 25 %, на проспекте Мира — на 20 % и на улице Смирнова — на 40 %.
— Цифры носят приближенный характер, и данная работа не означает решения всех наших транспортных проблем. В дальнейшем, конечно, надо развивать общественный транспорт и рассматривать возможность оптимизации дорожного движения. В частности, устройство параллельных улиц с односторонним движением, регулировку светофоров, уширения на перекрестках и многое другое, — отметил представитель «Томгипротранса» Андрей Могилевчиков. — Я, конечно, не знаю, когда появятся деньги на строительство, никто не может ответить на этот вопрос. Но количество автомобилей растет: чтобы не допустить транспортного коллапса, необходимо уже сейчас принимать нужные решения.
Основой планировки стало малое транспортное кольцо: шестиполосная магистраль непрерывного движения, которая пройдет от развязки в районе поворота к Аникино, пересечет железную дорогу, Богашевский тракт, пройдет мимо Степановки к Академгородку, пересечет улицу Энтузиастов, пройдет по проектируемой улице Беринга и через Смирновский переезд выйдет на проспект Ленина и в перспективе — на третий мост через Томь. Все пересечения будут выполнены в разных уровнях, на трассе «нарисовали» порядка 15 развязок. Звучит фантастично, но маленький кусочек трассы, а именно проезд Кольцевой в Академгородке, уже построен. Кроме того, силами «Мостоотряда-101» идет проектирование нового моста, а омские специалисты несколько лет назад презентовали в мэрии красивый проект продленной улицы Беринга: тогда город говорил о договоренностях на дальнейшее проектирование.
Северная часть малого транспорта кольца.
Южная часть транспортного кольца.
Важную роль мэрия отводит проспекту Новаторов: это будет дублер Иркутского тракта и проспекта Фрунзе. Трасса начинается от улицы Красноармейской, проходит через жилую застройку переулка Мариинского, пересекает проспект Комсомольский, переходит двумя мостами Ушайку — река в этом месте делает изгиб; пересекает железную дорогу в районе улицы Клюева и выходит на проектируемую улицу Беринга и дальше на улицу Ивановского. Это также будет магистраль с шестью полосами движения. Один из выступавших отметил, что шесть полос непрерывного движения приедут и упрутся в исторический центр города. На что чиновники ответили, что, наоборот, по этой магистрали машины будут уезжать из центра.
Будущий проспект Новаторов и пересекающая его будущая улица Ковалева - продленная Беринга, часть малого транспортного кольца.
Серьезные изменения ждут улицу Льва Толстого: теперь она вместо застроенной улицы Жуковского станет дублером Комсомольского проспекта. На юг ее продлят вдоль территории ГРЭС-2 до Степановки — раньше в мэрии озвучивали, что есть коридор вдоль высоковольтной ЛЭП. А на север она пересечет Ушайку, проспект Новаторов и выйдет на улицу Пушкина.
Улица Льва Толстого будет тянуться от Степановки до улицы Пушкина.
Помимо этого, в проекте предусмотрены много новых улиц и реконструкция старых. Так, появится сквозная дорога между улицами Мокрушина и Шевченко. Изменятся улицы Ломоносова, Степановская, Тояновская, Космическая, Энтузиастов, Ивановского, Беринга, Говорова, Старо-Деповская, Большая Подгорная и многие другие. Предусмотрены десятки развязок. При этом, заверяют проектировщики, была максимально учтена существующая сеть дорог, ландшафт местности и объекты недвижимости.
Агломерация получается с трудом
Кроме отсутствия денег на реализацию, проект столкнулся с рядом других трудностей. Во-первых, агломерация. Дороги не уходят в «никуда», они должны продолжаться, но соседи, а это восемь сельских поселений, «подтянули» свои планировочные документы только в конце 2013 года. «Из-за того, что не было регулирующих документов в поселениях, ряд моментов в транспортной схеме города пришлось корректировать в процессе выполнения, — обтекаемо сказал представитель комитета по архитектуре и градостроительству облдепартамента архитектуры и градостроительства Юрий Недоговоров. — Это связано с отводом земельных участков, переводом сельскохозяйственных земель в другие цели и так далее». «Корректировка» произойдет, например, в Зональном: еще не построенная трасса уткнулась в уже возведенные дома. Как будет развиваться ситуация, пока не ясно.
Историческое просят не трогать
Серьезный вопрос — исторический центр города. Улицу Красноармейскую, чья деревянная застройка решительно «не вписывается» в желаемые городскими властями красные линии, будут рассматривать в рамках отдельного проекта, и ей будут посвящены отдельные слушания. Но защитникам деревянной архитектуры не нравятся и красные линии на других улицах.
— При утверждении запроектированных красных линий в перспективе подлежат сносу более 50 объектов ценной исторической среды и объектов культурного наследия, — заявила координатор общественного движения «Томск исторический» Мария Бокова. — Местами, и таких мест много, линии проходят через постройки и охраняемую территорию. Все эти объекты окажутся вне закона. Считаем необходимым в исторической застройке сохранить сложившиеся границы усадеб и красные линии улиц.
— Если деревянное зодчество и сохранилось, то благодаря утвержденным красным линиям, — парировал и. о. начальника городского департамента архитектуры Яков Грель.
Академгородок против
Самое бурное обсуждение развернулось вокруг проекта будущей трассы в Академгородке. Жители решительно не хотят видеть у себя под окнами малое транспортное кольцо. Выступлений было много: люди апеллировали к тому, что дороги непрерывного движения должны быть вынесены за пределы населенного пункта, что трасса отрежет жителей от школы и больницы, что дорога не позволит построить дома для ученых, а обводненный грунт не выдержит нагрузки.
Трасса малого транспортного кольца через Академгородок.
— Малое транспортное кольцо — не автомобильная дорога. Это городская улица, — отрезал зампредседателя областного комитета по архитектуре и градостроительству Константин Воронин. — Дорога проходит между населенными пунктами, улица — по застроенной территории. Не надо путать. Мы здесь утверждаем улицы, хотя в какой-то части она может превратиться в дорогу. Это такая же равноправная улица, как Ленина или Красноармейская.
— В 2007 году трасса проходила по проспекту Академическому и действительно разрезала микрорайон. К этой схеме вы предлагаете вернуться? Вы предлагаете разрезать живую ткань Академгородка? Разделить производственную и жилую зону? Были очень страстные выступления, пожелания были учтены, схема была переработана, — отметил экс-главный архитектор города Владимир Коренев. В ответ некоторые присутствующие посоветовали чиновникам подумать над трассой через Заварзино.
Жители Академгородка в основном и обеспечили «протестное» голосование: остальные томичи вообще проигнорировали слушания. В районные администрации пришло порядка 130 человек и столько же — на итоговое обсуждение в мэрию.
Эту часть проекта не заметил почти никто: будущие дороги проходят вдоль Томи позади Лагерного сада и через зону отдыха вдоль Ушайки.
Итак, по порядку. Как рассказали представители власти и как давно заметили сами томичи, основные улицы города работают сверх нормативных нагрузок. Цель проекта — зарезервировать «коридоры» под новые магистрали раньше, чем их застроят. Примеров в городе много. Среди тех, которые расстраивали еще питерских проектировщиков при создании Генплана, — застроенная улица Жуковского: она должна была стать дублером Комсомольского проспекта.
Горожанам пообещали переход от сложившейся радиально-полукольцевой системы к радиально-кольцевой — с помощью левобережной дороги и малого транспортного кольца. За рамками обсуждения осталось большое транспортное кольцо: мельком прозвучало, что оно пройдет по территории Томского района и выйдет на городскую землю только в районе поселка Светлого.
После реализации проекта, подсчитали специалисты ТГАСУ, интенсивность движения снизится на улице Красноармейской на 10 %, проспекте Комсомольском — на 12%, проспекте Фрунзе — на 40 %, на Иркутском тракте — на 25 %, на проспекте Мира — на 20 % и на улице Смирнова — на 40 %.
— Цифры носят приближенный характер, и данная работа не означает решения всех наших транспортных проблем. В дальнейшем, конечно, надо развивать общественный транспорт и рассматривать возможность оптимизации дорожного движения. В частности, устройство параллельных улиц с односторонним движением, регулировку светофоров, уширения на перекрестках и многое другое, — отметил представитель «Томгипротранса» Андрей Могилевчиков. — Я, конечно, не знаю, когда появятся деньги на строительство, никто не может ответить на этот вопрос. Но количество автомобилей растет: чтобы не допустить транспортного коллапса, необходимо уже сейчас принимать нужные решения.
Основой планировки стало малое транспортное кольцо: шестиполосная магистраль непрерывного движения, которая пройдет от развязки в районе поворота к Аникино, пересечет железную дорогу, Богашевский тракт, пройдет мимо Степановки к Академгородку, пересечет улицу Энтузиастов, пройдет по проектируемой улице Беринга и через Смирновский переезд выйдет на проспект Ленина и в перспективе — на третий мост через Томь. Все пересечения будут выполнены в разных уровнях, на трассе «нарисовали» порядка 15 развязок. Звучит фантастично, но маленький кусочек трассы, а именно проезд Кольцевой в Академгородке, уже построен. Кроме того, силами «Мостоотряда-101» идет проектирование нового моста, а омские специалисты несколько лет назад презентовали в мэрии красивый проект продленной улицы Беринга: тогда город говорил о договоренностях на дальнейшее проектирование.
Северная часть малого транспорта кольца.
Южная часть транспортного кольца.
Важную роль мэрия отводит проспекту Новаторов: это будет дублер Иркутского тракта и проспекта Фрунзе. Трасса начинается от улицы Красноармейской, проходит через жилую застройку переулка Мариинского, пересекает проспект Комсомольский, переходит двумя мостами Ушайку — река в этом месте делает изгиб; пересекает железную дорогу в районе улицы Клюева и выходит на проектируемую улицу Беринга и дальше на улицу Ивановского. Это также будет магистраль с шестью полосами движения. Один из выступавших отметил, что шесть полос непрерывного движения приедут и упрутся в исторический центр города. На что чиновники ответили, что, наоборот, по этой магистрали машины будут уезжать из центра.
Будущий проспект Новаторов и пересекающая его будущая улица Ковалева - продленная Беринга, часть малого транспортного кольца.
Серьезные изменения ждут улицу Льва Толстого: теперь она вместо застроенной улицы Жуковского станет дублером Комсомольского проспекта. На юг ее продлят вдоль территории ГРЭС-2 до Степановки — раньше в мэрии озвучивали, что есть коридор вдоль высоковольтной ЛЭП. А на север она пересечет Ушайку, проспект Новаторов и выйдет на улицу Пушкина.
Улица Льва Толстого будет тянуться от Степановки до улицы Пушкина.
Помимо этого, в проекте предусмотрены много новых улиц и реконструкция старых. Так, появится сквозная дорога между улицами Мокрушина и Шевченко. Изменятся улицы Ломоносова, Степановская, Тояновская, Космическая, Энтузиастов, Ивановского, Беринга, Говорова, Старо-Деповская, Большая Подгорная и многие другие. Предусмотрены десятки развязок. При этом, заверяют проектировщики, была максимально учтена существующая сеть дорог, ландшафт местности и объекты недвижимости.
Агломерация получается с трудом
Кроме отсутствия денег на реализацию, проект столкнулся с рядом других трудностей. Во-первых, агломерация. Дороги не уходят в «никуда», они должны продолжаться, но соседи, а это восемь сельских поселений, «подтянули» свои планировочные документы только в конце 2013 года. «Из-за того, что не было регулирующих документов в поселениях, ряд моментов в транспортной схеме города пришлось корректировать в процессе выполнения, — обтекаемо сказал представитель комитета по архитектуре и градостроительству облдепартамента архитектуры и градостроительства Юрий Недоговоров. — Это связано с отводом земельных участков, переводом сельскохозяйственных земель в другие цели и так далее». «Корректировка» произойдет, например, в Зональном: еще не построенная трасса уткнулась в уже возведенные дома. Как будет развиваться ситуация, пока не ясно.
Историческое просят не трогать
Серьезный вопрос — исторический центр города. Улицу Красноармейскую, чья деревянная застройка решительно «не вписывается» в желаемые городскими властями красные линии, будут рассматривать в рамках отдельного проекта, и ей будут посвящены отдельные слушания. Но защитникам деревянной архитектуры не нравятся и красные линии на других улицах.
— При утверждении запроектированных красных линий в перспективе подлежат сносу более 50 объектов ценной исторической среды и объектов культурного наследия, — заявила координатор общественного движения «Томск исторический» Мария Бокова. — Местами, и таких мест много, линии проходят через постройки и охраняемую территорию. Все эти объекты окажутся вне закона. Считаем необходимым в исторической застройке сохранить сложившиеся границы усадеб и красные линии улиц.
— Если деревянное зодчество и сохранилось, то благодаря утвержденным красным линиям, — парировал и. о. начальника городского департамента архитектуры Яков Грель.
Академгородок против
Самое бурное обсуждение развернулось вокруг проекта будущей трассы в Академгородке. Жители решительно не хотят видеть у себя под окнами малое транспортное кольцо. Выступлений было много: люди апеллировали к тому, что дороги непрерывного движения должны быть вынесены за пределы населенного пункта, что трасса отрежет жителей от школы и больницы, что дорога не позволит построить дома для ученых, а обводненный грунт не выдержит нагрузки.
Трасса малого транспортного кольца через Академгородок.
— Малое транспортное кольцо — не автомобильная дорога. Это городская улица, — отрезал зампредседателя областного комитета по архитектуре и градостроительству Константин Воронин. — Дорога проходит между населенными пунктами, улица — по застроенной территории. Не надо путать. Мы здесь утверждаем улицы, хотя в какой-то части она может превратиться в дорогу. Это такая же равноправная улица, как Ленина или Красноармейская.
— В 2007 году трасса проходила по проспекту Академическому и действительно разрезала микрорайон. К этой схеме вы предлагаете вернуться? Вы предлагаете разрезать живую ткань Академгородка? Разделить производственную и жилую зону? Были очень страстные выступления, пожелания были учтены, схема была переработана, — отметил экс-главный архитектор города Владимир Коренев. В ответ некоторые присутствующие посоветовали чиновникам подумать над трассой через Заварзино.
Жители Академгородка в основном и обеспечили «протестное» голосование: остальные томичи вообще проигнорировали слушания. В районные администрации пришло порядка 130 человек и столько же — на итоговое обсуждение в мэрию.
Эту часть проекта не заметил почти никто: будущие дороги проходят вдоль Томи позади Лагерного сада и через зону отдыха вдоль Ушайки.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Самое обсуждаемое
Суд дал условный срок сыну спикера томской облдумы по делу об отмывании денег47
Земляная дамба разрушилась у Коммунального моста в Томске из-за разлива реки37
Последствия паводка: как у моста в Томске размыло земляную дамбу — видео27
ДПС устроила погоню за пьяным лихачом в центре Томска26
Власти не знают, когда получится разобрать размытую под мостом в Томске дорогу26
Тротуарную плитку заменят на пр.Ленина в Томске к августу. С дороги уберут колейность24
СХК получил лицензию на выпуск ядерного топлива для реактора БРЕСТ-30024
Размытую паводком дорогу на левобережье Томска разберут, чтобы снизить нагрузку на мост21
Аналитики: турпоток из Томской области на Дальний Восток вырос на 54%20
Стоимость проезда в общественном транспорте Томска предлагают повысить на 2 руб19
19:45Облздрав: томичей вакцинируют от гепатита А из-за паводка
19:22Томский сельчанин хотел получить свидетельство водителя, подкупив директора автошколы
18:45Двух жителей Томской области обвиняют в госизмене из-за спонсирования ВС Украины
18:18Руководитель вновь сменился в «Томскавтодоре»
17:36Большая вода отступает? Что происходит на левобережье Томска после разлива реки