Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4849Томск, Наркотики, Наркодиспансер

Шерлок Холмс в белом халате (фото)

Шерлок Холмс в белом халате (фото)
Олег Асратян

В антинаркотическом фронте этой структуре отведена роль госпиталя. Сюда попадают все, кто «пал» на этой странной «войне». На сегодняшний день штат областного наркологического диспансера порядка 240 человек. Он занимает два здания, в составе которых работает добрый десяток отделений. Ключевые: поликлиника, отделение наркологии, лаборатория и отделение реабилитации.

— Общая площадь учреждения на сегодня примерно 2,5 тысячи квадратных метров, — рассказывает главврач наркологического диспансера Елена Редченкова. — Однако сейчас у нас есть необходимость наращивать площади, необходимо еще около полутора тысяч «квадратов» под расширение отделения реабилитации. Это направление сейчас нуждается в усилении.

Елена Редченкова отметила, что наращивание площадей возможно тремя путями: строительство пристройки, выделение отдельно стоящего здания или же объекта за чертой города. «Об этих потребностях знают в областной администрации, в целом нас поддерживают, но никаких конкретных решений пока не принято», — отметила главврач диспансера.

Зато учреждение не жалуется на обеспеченность лабораторным оборудованием. Приобретенный в уходящем году хроматограф специалисты демонстрируют с нескрываемой гордостью. И прямым текстом говорят: коллегам из других регионов есть чему завидовать.

Показателем эффективности работы оборудования у наркологов принято считать степень выявляемости наркотического опьянения среди граждан, которых для проведения анализов доставили сотрудники силовых ведомств: госнаркоконтроля, полиции или ГИБДД.

— Сами понимаете, они обычно знают, кого ведут, — поясняет заведующая лабораторией Ирина Гутовская. — Однако до приобретения хроматографа выявляемость синтетических наркотиков среди доставленных силовиками составляла около 34 %, сейчас же она превышает 70 %. То есть с появлением этого оборудования мы стали работать в два раза эффективнее. Кроме того, в базе агрегата содержится информация о 700 с лишним образцах дизайнерских наркотиков. Пользуясь этой информацией, иногда аппарат может распознавать даже те образцы, которых в базе данных еще нет.

У хроматографа есть и другие преимущества. Один из видов анализов, например, позволяет фиксировать остаточные наркотические вещества даже спустя неделю после их приема. А еще оборудование американского производства умеет выявлять систематичность употребления наркотиков.

— Классический анализ позволяет сделать вывод лишь о том, есть ли в крови человека наркотики в данный момент, — разъясняет Елена Редченкова. — А в первый раз он находится в наркотическом опьянении или же перед нами наркоман со стажем — на этот счет оборудование данных не дает. В хроматографе же предусмотрена такая возможность — исходным материалом для такого анализа являются ногти.

Такой функционал у хроматографа есть, однако томские наркологи его еще не используют. Оборудование установили прошлым летом, не все возможности еще исследованы.

— Как раз сейчас наш специалист находится на стажировке, изучает этот метод анализа, — говорит главврач учреждения. — На самом деле, анализ на стаж употребления наркотиков в скором будущем может стать востребованным. Дело в том, что в законодательстве сейчас появилась возможность понудить наркомана к лечению в судебном порядке. В таких процессах данные хроматографа могут быть использованы как доказательство. Во многом именно из-за этого мы и решили освоить этот вид анализа.

Среди последних новшеств других отделений — перераспределение коечного фонда между отделениями детоксикации и реабилитации. «Еще в прошлом году под отделение реабилитации у нас отводилось 25 коек, в этом году их стало 35, с февраля их количество достигнет 50, — сообщила главный врач. — В современной наркологии эта часть работы считается такой же важной составляющей, как и избавление от синдрома физической зависимости».

Впрочем, отделение реабилитации областного наркодиспансера тоже укомплектовано неплохо. По уровню оснастки оно может сравниться с санаторием: здесь, например, есть оборудование для гидромассажа, физиокабинет, водолечебница, альфа-спа-капсула. В штате 12 человек — среди них три психолога, психотерапевт, а еще соцработники.

Есть, впрочем, и специфические ставки: в отделение реабилитации официально работают священник и …режиссер. «Арт-терапия никакая не новость, а один из методов групповой работы. Любительские спектакли мы в отделении ставим уже давно, а пару месяцев назад нашелся профильный специалист, взявшийся за это направление», — рассказывает заведующая отделением реабилитации Юлия Краснятова.

Несколько минут наблюдаю за репетицией. В ней участвуют около десятка пациентов. «Это интересно, — говорит один из пациентов, он играет одну из ключевых ролей. — Мне в силу характера несложно держаться на сцене, всегда было стремление как-то выделиться. Но кому-то из нашей группы это помогает стать более открытым, лучше себя узнать».

Осторожно расспрашиваю нового знакомого об обстоятельствах попадания в наркодиспансер. Выясняется, парню 29 лет. В 14 лет он начал курить траву, в 22 начал колоться. В подростковом возрасте умудрялся сочетать траву с активным занятием спортом — играл в хоккей. После совершеннолетия получил два образования — слесаря и монтажника-высотника. Работал в теплоэнергетике. Ездил на вахты…

— Впрочем, в конечном итоге наркомания разрушила все хорошее, что у меня было. В 25 я уже проходил реабилитацию, но это было совсем по другой программе, в церкви, да и сам я, видимо, не все до конца осознавал. Сейчас я здесь нахожусь уже пятый месяц, это непростая работа, и я понимаю, что очень многое тут зависит не от врачей, а от меня самого.

— Реабилитация строится на сотрудничестве между пациентом и работниками. Если врачи выписывают лекарства, и задача человека просто следовать рекомендациям, то в психологической работе приходится иметь дело со страхами, внутренними проблемами. И если человек по каким-то причинам отказывается, заставить его невозможно. Именно поэтому центры, у которых количество успешно реабилитированных составляет 25-30 %, принято считать успешными. Те, кто называет более высокие цифры, как правило, чаще всего просто недобросовестные люди. У нашего отделения как раз такая статистика — доля невозвратов колеблется от 25 до 30 %.

В рамках арт-терапии группа пациентов отделения реабилитации ставит новогоднюю сказку. На премьеру соберутся родственники, а также успешные выпускники отделения.

— Хотелось, чтобы это, с одной стороны, был спектакль со смыслом, а с другой, чтобы он был все-таки привязан к Новому году, — рассказывает режиссер Инга Аверина. — В результате пьесу оказалось проще написать самой. Ее смысл в том, что перед Новым годом старые игрушки хотят выбросить на свалку, они стали некрасивыми и никому не нужными. И вот ребята как раз играют эти елочные игрушки. Каждая по-своему рассказывает и доказывает, что вообще-то она не так уж плоха, что ее рано списывать, что она хочет на елку… И общий смысл в том, что эти игрушки еще могут стать полезными и красивыми, просто им нужно немного помочь.

Хорошо бы, чтоб сказка стала былью.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×