Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Игорь Тарасов: «Новая дамба на Томи — вопрос спорный»

Игорь Тарасов: «Новая дамба на Томи — вопрос спорный»
Олег Асратян

Год назад, в апреле, Александр Адам покинул пост руководителя облдепартамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. На его место был назначен в качестве и.о. прежний заместитель Игорь Тарасов. Однако новый глава ведомства нечасто появлялся на публике. Наконец он нашел время, чтобы встретиться с нашим корреспондентом и рассказать о проблемах решенных и решаемых в области охраны окружающей среды в нашем регионе.

***

— Игорь Геннадьевич, вы на посту начальника департамента — человек новый. Расскажите немного о своем жизненном пути.

— В 1986 году я окончил биолого-почвенный факультет ТГУ, специализировался на кафедре зоологии позвоночных, той самой, которую окончил и Александр Мартынович Адам. По окончании университета три года отработал в Малобрагинской школе, два года из которых был там директором. После этого десять лет работал в Хинганском заповеднике в Амурской области — сначала в качестве научного сотрудника, а потом и заведующего научным отделом.

В 99-м друзья уговорили вернуться в Томск. В Госкомэкологии, тогда его возглавлял Адам, мне предложили должность зампредседателя комитета по контролю в Томске. А через год, когда Госкомэкологию ликвидировали, а на ее базе было создано ОГУ «Облкомприрода», я уже был заместителем Александра Мартыновича по госконтролю. И до последнего времени я так и работал на этом посту.

— Над входом в здание три вывески: Росприроднадзор, ваш департамент и областной комитет по охране окружающей среды. В чем различие между этими органами управления?

— Наш департамент занимается региональным экологическим надзором, Росприроднадзор — федеральным. То есть функции у нас одинаковые и законодательство одно. Различаемся мы с ними только по объектам надзора: более 400 объектов хозяйственной деятельности на территории области находится в ведении Росприроднадзора, все остальные, а это 58 тысяч объектов — в нашем ведении. А областной комитет — это подведомственное департаменту ОГБУ «Облкомприрода».

— В какой степени вы обеспечиваете преемственность прежней линии руководства?

— Мы ничего ломать не собираемся. Но, с другой стороны, ситуация в природоохранной деятельности меняется в России в целом. С этого года наша работа будет регламентироваться государственными программами. В декабре прошлого года была принята программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов», которая состоит из подпрограмм. Две подпрограммы будем выполнять мы, другие — департамент лесного хозяйства и управление охотничьего хозяйства.

Нас ждут и другие изменения. В ближайшие годы все предприятия на территории области должны быть разделены на четыре категории. Четвертая категория предприятий и организаций, куда могут войти те, кто условно не оказывает особого вредного влияния на окружающую среду, будут освобождены от платежей за негативное влияние, от нормирования, даже от государственного экологического надзора. То есть их не будем проверять в плановом порядке, а только по жалобам или при каких-то чрезвычайных ситуациях.

— Можете ли вы выделить приоритеты в своей работе?

— Больше буду говорить о проблемах, они у нас стандартные, текущие. Радует, что повышается уровень жизни жителей, и по Томску уже каждый четвертый томич передвигается на автомобиле, которых насчитывается более 147 тысяч. Но именно автотранспорт вносит основную долю в загрязнение атмосферы. Поэтому с 2006 года мы проводим мониторинг качества топлива на автозаправках Томска и области, информируем о нарушениях службы надзора, для населения составляем «черный список» недобросовестных поставщиков.

И именно информирование об АЗС с некачественным топливом оказывает мощный эффект: владельцы устраняют нарушения, проводят отбор проб на анализы, приносят протоколы с просьбой проинформировать жителей, что бензин и дизельное топливо у них соответствует стандартам. Динамика мониторинга показывает, что качество топлива становится лучше. В связи с этим улучшается и качество воздуха — снижается уровень металлов в воздухе и снеге.

Утилизация отходов — это серьезная проблема не только для нашего региона, но и для всей России. Хотя по вовлечению отходов в переработку Томская область и опережает СФО и РФ, считаю, что у нас ее решение пока только в начальной стадии. Работа с отходами потребления все еще не является выгодной и привлекательной для малого бизнеса.

Проблемы в сфере обращения с отходами — комплексные, в том числе и коммунального хозяйства, а не только экологические. И усугубляются они нестабильностью нормативной базы. Например, раньше каждый хозяйствующий субъект должен был составлять и согласовывать порядок производственного контроля по обращению с отходами. С 2015 года этот порядок уже становится необязательным.

Или вот совсем новый подход — ужесточается законодательство по защите прав юридических лиц, малого бизнеса. И сейчас, прежде чем прийти на объект с внеплановой проверкой, нужно это согласовать с прокуратурой. Примерно третья часть наших заявлений в прокуратуру отклоняется.

Кроме этого, с 2016 года в России кардинально изменится система в сфере обращения с отходами. Если раньше полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации отходов ложились на органы местного самоуправления, то с 2016 года они будут переданы субъектам РФ. Для реализации этих полномочий региону необходимо разработать и принять более десятка нормативных правовых актов. Мы разработали «дорожную карту», чтобы 1 января 2016 года мусор был вывезен, а население даже не почувствовало изменения в наших с федерацией взаимоотношениях.

— А что насчет водных объектов?

— Нашему региону завидуют соседи — уже 13 озер расчистили. В прошлом году три озера почистили: Ботаническое в Томске, Корниловский пруд и озеро в Лоскутове, а в Зыряновское, Еренеевское, Игуменское, Луговое и Солнечное запустили растительноядных рыб — толстолобика и белого амура. В результате улучшилось качество воды. Радует, что местные жители выходят на субботники и поддерживают порядок на прилегающих к ним территориях.

Самый проблемный объект в городе — озеро Керепеть. Чистим его с 2013 года. Но там много проблем, связанных с частным сектором. Поскольку исторически сложилось, что люди строили свое жилье у воды, то сейчас мы получили в наследие участки, которые буквально уходят своими заборами в воду. В этом вопросе мы напрямую работаем с мэрией, поскольку много незаконных построек.

«Облкомприрода» проводит мониторинг качества воды на всех водоемах, где проводились работы. И результаты анализов проб воды говорят об улучшении качества воды. Но это процесс не одного года.

А вот качество воды в Томи ухудшилось. Раньше мы грешили на соседей-кемеровчан — вода от них приходила четвертого класса качества, и от нас уходила такого же. Но они у себя эту проблему решили, построив очистные сооружения. Сейчас от них вода приходит третьего класса качества, а от нас уходит четвертого. И мы считаем, что это происходит как раз за счет несанкционированных врезок в ливневый коллектор. У нас нет работающих очистных ливневых сооружений. Наши инспекторы выявляют самовольные врезки в ливневую канализацию, но снизить сбросы загрязняющих веществ возможно, если мэрия выполнит свои обязательств по их ликвидации.

— А нельзя ли проблему заострить, принять областной закон с нормативным требованием о снижении класса опасности воды?

— Мы заострили внимание на этом вопросе при защите мэрией своего бюджета в администрации области. После этого мэр лично собрал нас у себя, и эту тему мы еще раз обсудили. Надо тщательно изучить по карте города, где вылезает этот четвертый класс. Пока мы не решим проблему с несанкционированными сбросами в ливневую канализацию и строительством очистных ливневых сооружений, сомневаюсь, что мы улучшим класс качества.

— В продолжение водной темы хотелось бы узнать, как продвигается и продвигается ли решение проблемы разрушения колпашевского берега?

— В прошлом году мы вышли на федеральное агентство водных ресурсов, чтобы нам выделили деньги на берегоукрепление. Но решение пока не принято. Предстоит коллегия, на которой этот вопрос будет рассматриваться. Надеемся, эту проблему мы все же решим...

— С каждой весной у нас проблемы с паводком, с подтоплением. Как они решаются? Будут ли строиться дамбы и где?

— В 2013 году мы провели изыскания на Ушайке и выявили восемь участков, которые размываются. На пяти участках уже начали укреплять берег, работы запланированы на 2015-2016 годы. В прошлом году закончены строительные работы по берегоукреплению правого берега Томи от коммунального моста до Лагерного сада.

Планируется дамба на Томи — от коммунального моста до Ушайки. Но там вопрос очень спорный. Предполагается засыпать участки и подготовить площадки для строительства. Проблема в том, что там — грунтовые воды, и как бы нам не получить Венецию... Так что этот вопрос в стадии разработки. Дамба — это только часть большого проекта.

Что касается возможности строительства дамбы в подтапливаемых районах левобережья, то скажу, что мы всегда были против этих проектов без проведения серьезных гидрологических изысканий и моделирования, в том числе на соседних участках водных объектов. Если здесь строить дамбу, то вода будет отбиваться, и под угрозой окажется правый берег. Надо понимать: пойма была, есть и будет. Там будет еще большая Венеция, чем на правобережье.

— Как Томск в плане состояния окружающей среды выглядит на фоне других субъектов Российской Федерации?

— Вот получил последний обзор Гидромета «Качество окружающей среды в РФ». Томска, к счастью, нет ни среди тридцатки самых грязных городов, ни среди сомнительных лидеров по другим критериям. В рейтинге Минприроды Томск занял 25 место из 87 — учитывалось управляющее воздействие на окружающую среду.

— Важное звено в экологическом воспитании — просвещение. Как осуществляется эта работа?

— Это одно из главных направлений нашей работы, в которой мы участвуем вместе с другими департаментами. Утверждена стратегия непрерывного экологического образования в Томской области. Те небольшие деньги, что нам дают, — это три миллиона рублей, мы расходуем именно на просвещение, экологическое воспитание и образование.

В год в области проводим более полутысячи разных мероприятий. Томская область стабильно занимает лидирующие места в рамках всероссийских Дней защиты от экологической опасности. Мы выпускаем много буклетов, брошюр, определителей, посвященных природе региона. По просвещению наша область находится в лидерах РФ. В прошлом году в Томске проведена Всероссийская школа-семинар о роли современной науки в экологическом образовании. И это не случайно. Все эксперты отмечают очень высокий уровень. У Томска есть чему поучиться.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×