Архив
25апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 37012Томск

Алексей Курочкин: «За 5 лет интернет-трафик в Томской области вырос более чем в 10 раз»

Алексей Курочкин: «За 5 лет интернет-трафик в Томской области вырос более чем в 10 раз»
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Сотовая связь сегодня – это не только телефонные звонки, но и возможность искать информацию в интернете, заказывать такси и доставку продуктов, учиться и работать дистанционно. Номер мобильного необходим и для подтверждения своей личности в интернете. Да что и говорить, без телефона в руках большинство из нас уже чувствует себя некомфортно. О развитии сотовой связи в регионе, современных тенденциях и технологиях мы поговорили с директором филиала Tele2 в Томской области Алексеем Курочкиным.

— Алексей, вы работаете в компании уже больше 20 лет. Помните, с чего начиналась сотовая связь в Томской области. Что изменилось за эти годы?

— Сегодня мы вспоминаем технологии 2000-х с улыбкой. Сначала были пейджеры, затем появились большие телефоны с выдвижной антенной, а связь стоила по 20 рублей за минуту. И платил не только тот, кто звонил, но и тот, кто принимал вызов. Иногда, чтобы поймать сигнал и совершить звонок, приходилось выходить на улицу.

Компания Tele2 в Томской области начала работать в 2009 году. Здесь мы строили сеть с нуля, в отличие от некоторых других сибирских регионов (например, Красноярского края), где инфраструктура досталась нам от локальных операторов. За 13 лет работы мы прошли огромный путь. В 2015 году мы запустили в Томской области 3G, в 2017-м — 4G. Сегодня нашими услугами, в том числе быстрым 4G-интернетом, могут пользоваться более миллиона человек. При этом мы видим, что потребление постоянно растет и меняется, появляются новые технологии. И мы стремимся внедрять все самое прогрессивное. Наши успехи подтверждаются оценками клиентов. Одно из наших достижений — это лидерство по показателю NPS (Net Promoter Score), готовности клиентов рекомендовать нас в качестве оператора.

— А можете рассказать, по какому принципу устроена сотовая связь?

— Сотовую связь можно сравнить с пчелиными сотами, которые состоят из множества ячеек. Возможность звонить и выходить в сеть обеспечивают базовые станции. Их устанавливают в разных местах, и каждая из них обслуживает свою территорию. Перемещаясь, например, по Томску, вы постоянно попадаете в разные «соты», то есть в радиус действия разных станций. Но, пользуясь связью, вы не замечаете этого, потому что переходы бесшовные. Все вместе эти базовые станции, каждая со своей территорией обслуживания, составляют сеть – покрытие оператора.

В мобильной связи мы многократно используем одни и те же частоты. Увеличить ширину полосы частот операторы не могут. Потому что, во-первых — физика, во-вторых — частотный ресурс распределяется государством на конкурсах и аукционах. Но можно увеличить емкость сети.

Например, есть две базовые станции, но они уже загружены. То есть клиенты на этой территории стали больше пользоваться мобильным интернетом, и сеть уже не сможет работать без сбоев, если трафик и дальше продолжит расти. Чтобы абоненты могли продолжить пользоваться интернетом без ограничений и на хороших скоростях, мы либо строим между этими двумя базовыми станциями третью, либо добавляем на существующие вышки 4G-передатчики, работающие на других частотах из нашего портфеля. И все: мы увеличили емкость, клиенты могут продолжать «качать». Наша главная задача теперь – поддерживать высокую скорость передачи данных.

— Сегодня мы видим, что помимо голосовой связи все большую популярность набирает мобильный интернет. А что говорит статистика Tele2, что востребовано у томичей больше?

— Классические голосовые звонки по-прежнему востребованы, но их количество в последние годы находится примерно на одном уровне. А вот востребованность мобильного интернета действительно растет очень быстро. Только в 2021 году трафик в сети Tele2 в целом по Томской области вырос на 30%. Например, в Томске каждый день потребляют более 100 Тб. Чтобы было понятнее, для одного клиента – это больше десяти лет непрерывного просмотра видео. Если брать данные по районам, то больше всех «качают» жители Октябрьского района, затем идут Кировский, Советский и Ленинский.

Самая востребованная технология сегодня — это 4G. Она обеспечивает быстрый интернет большому числу пользователей. Подавляющее большинство базовых станций в Томской области оборудованы передатчиками 4G. Поэтому практически везде, где есть голосовая связь Tele2, есть и хороший интернет.

— Как вы справляетесь с постоянно возрастающей нагрузкой на сеть?

— За пять лет интернет-трафик в Томской области вырос больше чем в 10 раз. Мы постоянно собираем данные по потреблению мобильного интернета и делаем прогнозы. Например, видим, что на одной из базовых станций трафик начал активно расти. Значит, через несколько недель или месяцев нагрузка может стать критической. В таком случае мы принимаем превентивные меры, чтобы увеличить емкость сети.

Одна из базовых станций Tele2 в Томской области

Так, в прошлом году мы увеличили количество базовых станций в регионе на 10%. На десятках станций запустили технологию, которая позволяет пользоваться сразу двумя разными частотами. Это повышает скорость интернета на 30-50%. Также на многих базовых станциях в городах мы используем «низкую» частоту, чтобы улучшить качество связи в лифтах, подвалах, на первых этажах домов (ведь чем ниже частота, тем больше радиус действия).

За последние два года мы проделали огромную работу, например, в Колпашевском районе. Увеличили там количество вышек почти в два раза. Улучшили покрытие в самом городе, полностью покрыли дорогу Колпашево – Тогур. В Северске мы на 50 процентов увеличили число базовых станций, особое внимание уделили спальным районам и садоводческим товариществам. С начала этого года мы запустили в Томской области более новых 20 базовых станций. Примерно половину из них установили в Томске.

— Как на рост интернет-трафика повлияла пандемия?

— Когда всех неожиданно отправили по домам, мы увидели серьезные изменения в распределении трафика. В центре Томска потребление мобильного интернета стало снижаться, а в спальных районах и на дачах резко выросло. Отчасти мы были готовы к такой неожиданной ситуации: у нас почти везде было покрытие, в том числе в дачных поселках. Однако не хватало емкости сети. И мы стали быстро достраивать сеть с учетом изменившегося потребления. К началу лета 2020 года мы обеспечили хорошим интернетом и спальные районы, и садоводческие товарищества, и пригороды с дачными поселками.

Сейчас, кстати, распределение трафика постепенно возвращается к доковидному. Часть трафика уже вернулась в центральную часть города. Так что, как ни странно, благодаря пандемии наше покрытие стало лучше. Мы прошли это испытание и в итоге получили хороший запас емкости сети как в центре города, так и на окраинах.

— А как сейчас оцениваете ситуацию, хватит ли возможностей сети в регионе на ближайшие годы?

— По сравнению с другими операторами сеть 4G у нас самая «молодая» и самая современная с точки зрения оборудования. Мы начали ее строить позже конкурентов, когда технология уже была обкатана и востребована. А после испытания пандемией, как я уже сказал, мы запаслись еще и приличной емкостью сети. Поэтому большая модернизация потребуется не скоро.

У нас сплошное покрытие в Томске, Колпашеве, Асине и других городах, хорошая сеть в сельской местности. Мы закрываем небольшие оставшиеся «белые пятна». Например, в прошлом году построили базовые станции в селе Новоильинка Шегарского района, поселке Узень Первомайского района, селе Могочино Молчановского района. Раньше в этих населенных пунктах не было связи Tele2. Теперь жители могут не только звонить, но и пользоваться быстрым интернетом.

— Как изменились запросы бизнеса к мобильной связи?

— В бизнес-сегменте рост интернет-трафика тоже замедлился, но не исчез окончательно. Во многом это связано с возвратом сотрудников в офисы. Но многие продолжают работать удаленно, так как поняли, что у такой формы организации труда есть свои преимущества, в том числе финансовые.

Самая популярная услуга у наших бизнес-клиентов – виртуальная АТС. Это телефонная станция, которая работает в «облаке» оператора. Она не привязана ни к проводам, ни к конкретному адресу. Компании достаточно иметь SIM-карты и обычные смартфоны.

— Появления каких трендов вы ожидаете в бизнес-сегменте?

— Самое востребованное предложение в 2021 году в бизнес-сегменте — это не гигабайты и разговоры, а аналитика на основе больших данных, так называемых технологий big data. Телефон в нашей руке знает про нас многое. Большие данные хоть и обезличенные, но позволяют понять, где чаще всего бывают клиенты, какими продуктами интересуются. Мы делали подобные исследования, например, для торговых центров. В долгосрочной перспективе big data позволяет принимать бизнесу решения, которые будут приносить прибыль, а не проблемы. С каждым заказчиком мы работаем индивидуально.

Еще одна востребованная услуга — «HR-таргет». Она позволяет компаниям искать подходящих сотрудников с помощью SMS-рассылки. Услуга тоже базируется на больших данных. Мы анализируем модель поведения человека и геолокацию, чтобы рассылка была максимально эффективной. Наиболее подходящие кандидаты получают предложения о работе.

— Во время пандемии еще сильнее вырос спрос на внутренний туризм. Что говорят большие данные, куда чаще всего ездят томичи?

— В 2021 году наши клиенты из Томской области стали активнее ездить по стране. Число поездок выросло более чем в полтора раза по сравнению с 2020 годом. Чаще всего томичи ездили на юг к морю, а также в Москву. Среди сибирских направлений лидируют Кузбасс, Новосибирская область и Алтайский край.

Также недавно мы провели исследование совместно с сервисом Geo.Platforma и маркетплейсом авторских туров YouTravel.me. Оказалось, что у томичей очень популярны туры в Калининградскую область. По посещаемости лидируют Зеленоградск, Светлогорск, Куршская коса и остров Канта в Калининграде.

— А из каких регионов чаще всего приезжают в Томск?

Одна из базовых станций Tele2 в Томской области

— Чаще всего к нам едут наши соседи — сибиряки. Лидируют Кузбасс, Новосибирская область и Красноярский край. Также в топ-5 входят жители Москвы и Санкт-Петербурга.

— Раньше, чтобы купить SIM-карту, нужно было идти в салон связи. Сегодня технологии шагнули далеко вперед. Как теперь можно получить симку?

— Сейчас совсем не обязательно идти в салон. SIM-карту можно заказать на сайте с доставкой на дом. Мы возим симки в 94 населенных пункта Томской области. Это удобно и бесплатно. Курьер не только привезет карту, но и поможет ее активировать. С начала этого года в Томской области мы доставили на дом почти в два раза больше симок, чем в прошлом году.

Есть и более продвинутый способ подключения — это eSIM. Очень удобная опция, я сам ей пользуюсь. В этом случае вообще не нужно ничего вставлять в телефон. Это уже встроенная в смартфон микросхема. Нужно только купить сам номер у оператора и активировать его, но это можно сделать дистанционно. Единственный минус eSIM – она есть не в каждом аппарате.

— Сегодня сложно делать прогнозы, но все же с каким настроением вы смотрите в будущее?

— Мы планируем по-прежнему оставаться динамичными и интересными для наших клиентов. Когда мы пришли на рынок, нам говорили, что уже есть операторы, которые могут закрыть потребности клиентов. Но время все расставило по своим местам. Сегодня Tele2 – лидер на рынке Томской области, хотя из операторов мы запустились последними. У нас есть возможность и желание развивать сеть и предоставлять лучшие сервисы. Но самое главное, у нас есть сильная команда профессионалов – это люди, с которыми можно задумывать и реализовывать любые проекты.

На правах рекламы
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×