Архив
4мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6606Томск

Галина Преображенская: «Молодежь с романсом разлучили насильно»

Галина Преображенская, художественный руководитель «Романсиады», директор Московского «Дома Романса», заслуженный деятель искусств РФ
Галина Преображенская, художественный руководитель «Романсиады», директор Московского «Дома Романса», заслуженный деятель искусств РФtomsk
«Сибирская Романсиада» прокладывает путь на московскую сцену начинающим артистам

Романс в России любят. Пенсионеры и студенты музыкальных вузов. Для одних они – встреча с прошлым, для других – путевка в будущее. Зал Томской драмы, где проходило конкурсное прослушивание и гала-концерт «Сибирской Романсиады» белел сединами и сверкал лысинами, а на сцене юность пела томные истории о несчастливой любви или о верной подруге – гитаре.

Восемь лет назад, когда Томск впервые принял у себя международный конкурс молодых исполнителей романса, он действительно оправдывал этот статус. Пели и китайские, и корейские вокалисты, которые осваивали русскую музыкальную культуру в российских консерваториях. Среди участников нет уже иностранцев, да и другие регионы жидко были представлены – Новосибирск, Екатеринбург и Улан-Удэ. Даже Кемеровская область, Хакассия, Красноярский край, которые всегда поставляли голоса на конкурс романса, не прислали своих солистов – некого и не на что. Мировой финансовый кризис сказался и на культурной жизни Томска.

С темы кризиса и начался наш разговор с бессменным художественным руководителем «Романсиады», директором Московского «Дома Романса», заслуженным деятелем искусств РФ Галиной Преображенской:

- Самолеты не летают, банки отказывают потребителям в кредитах, а вы по-прежнему выдаете кредит молодым музыкантам. В чем живучесть конкурса, который вы придумали и начали проводить более десяти лет назад? Есть ли в мире силы, которые могут заставить прекратить его?

- Да сколько угодно таких сил, которые могут попытаться это сделать. Во всяком случае масштабу конкурса может быть нанесен удар. Потому что перелеты, переезды – хотите вы этого или нет, но все связано с финансами. Я могу ручаться за конкурс в Москве. Он будет проходить всегда. Думаю, и томичи не сдадут своих позиций уже завоеванных. Восемь лет жизни конкурса – это, знаете, не один день. Это уже срок. Это традиция. Это потребность. И очень надеюсь, что кризис «Сибирской Романсиаде» не грозит. Ну, не поставят лишний цветок, ну, конкурсанты не получат огромный телевизор, а получат вазочку. Как-нибудь переживут. Я очень надеюсь, переживем трудное время.

- Директор «Сибирской Романсиады» и ведущая концерта Евгения Иванкова много говорила, что конкурс молодых – это пропаганда старинного жанра среди молодежи. Но для кого она говорила? В зале – по большей части седые головки. Для кого сегодня существует романс?

- Это сложный вопрос. Вы редко увидите молодежную аудиторию на концертах, где звучит романс. Я считаю, искусственно разлучены эти две аудитории – молодежь на сцене и молодежь в зале. Надо каким-то образом выходить на смычку молодежи слушающей с молодежью поющей. Как это делать? Вопрос сложный. Не только от нас зависит его решение. С экранов телевизоров молодым раз и навсегда объяснено, что романс – это не для молодых, что их музыка – это попса. Вот в таком святом неведении молодежь и пребывает. Вы же знаете, они все, кому еще нет 25 – дурачки, очень внушаемые притом.

Специально для этой аудитории я делаю вечера, с комментариями, с какой-то адаптацией для их молодого состояния души. Если к ним выйти с правильной линией, не с занудством, не с риторикой, не с демагогией, а показать суть жанра, то отклик будет. То, что романс воспринимают как нафталинный, ретроградный жанр – это искусственно созданное мнение. Романс всегда был жанром, где идет эксперимент, жанром передовым. И всегда романс с момента своего зарождения, то есть с XVIII века, был жанром, который постоянно развивался. Я сейчас готовлю концерт (он пройдет в январе в Москве), в котором современные композиторы будут высказываться в жанре романса, а старинный романс будет звучать в современных обработках. Конечно, какое-то приспособление для времени необходимо. Мы не обязаны исполнять в аутентичном виде, как это было когда-то. Но для того, чтобы молодежь пришла к этому жанру, нужны совместные усилия. После того, как вякнет первый ребенок на руках, или захочется искреннего слова «люблю» - вот тогда они придут к романсу. Пусть не в 16, а в 27-28 лет – это наша публика.

И еще, учтите: пенсионеры и ветераны – это такая агрессивная публика. Они все места первыми захватывают. У меня в Москве есть такие площадки, где я выступаю, и туда приходит и молодая публика, и ветераны. Но ветераны приходят за три часа до начала и раскупают билеты, занимают лучшие места.

- Они научены долгим опытом стояния в очередях.

- Чтобы привлечь молодежь к романсу, повторяю, нужны совместные усилия. И ваши, журналистов я имею ввиду, в том числе.

- Я сидела, вслушивалась в тексты романсов, в то, как музыка отзывается в душе, и думала о естественной жизни романса. Ведь когда-то знаменитая исполнительница цыганских романсов Анастасия Вяльцева пела в Томске, вот тогда зал, певица и героиня (герой) романса были примерно одного возраста, дышали в одном ритме…

- Да, поймите, романс – это попса. Только тогда это была другая попса. Публика была воспитана по-другому. Люди читали книги, ходили в церковь, и в каждой семье музицировали. Сейчас – век Интернета, век потребителя, а не духовного человека. Недавно один композитор сетовал, что последним композитором, которого вынесли на руках, был Стравинский. Так это не потому, что Стравинский такой, а потому, что публика была такая. Она реагировала по иному. Сколько угодно есть воспоминаний, что во время «Траурного шествия» Листа зал приподнимался на своих местах. Публика была более наивна, открыта и искренняя. Сейчас все приходят с видом знатока, особенно эти сопляки, которые ничего не знают (им же объяснили, что они самые передовые), и вот они приходят с этаким снобизмом, с цинизмом и слушают романс. Что можно на это сказать? Это просто молодые «поросята», что с них возьмешь… Мы не можем им искусственно привить любовь, но дать им понятие, представление о том пласте музыки и культуры, который существует, привить уважение к романсу – можем. В этом отношении наш конкурс попадает в цель.

Раньше я гораздо больше, чем сейчас гастролировала, и бывало, приезжаешь в небольшой европейский город и наблюдаешь картину: подъезжает на мотоцикле, весь в крагах молодой человек и идет в храм, где часто проводятся камерные концерты. Там не услышишь: «А пошли вы со своей филармонией…» Там у простых людей есть уважение к этому элитарному жанру. А у нас… Да что говорить. Спасибо нашей гламурности, нашей дешевке…

- К романсу обычно приставляют определение «русский», «классический» или «цыганский».

- Нет, не так. Русский классический романс не однороден. Он бывает академическим классическим, может быть салонным, цыганским, авторским, городским, современным. Это разные виды одного и того же романса.

- Я к тому, что русские романсы прекрасно пели грузинские исполнители…

- Совершенно верно.

- У нас на «Сибирской Романсиаде» пытались проникнуть в душу романса китайцы, корейцы, но почему романс – это исключительно русская культура?

- Потому что это абсолютно наше производство. Если оперетта, мюзикл, опера – это жанры, виды искусства, которые получили свое осмысление на русской почве, адаптировались к нашим условиям, то русский романс рожден в России целиком, его корни – это российская песня, цыганский романс, это произведения композиторов-классиков. Кстати, сегодня романсы композиторов-классиков трудно отличимы от народных. Когда-то Варламов был народным композитором, под него пели, танцевали всем залом. Так что романс – это чисто русское явление.

__________________________________

Однако Гран-при «Сибирской романсиады» достался солистке театра оперы и балета Улан-Удэ Ольге Жигмитовой. Ее «Темно-вишневая шаль» покорила и жюри, и слушателей. Бывший томич, выпускник Томского музыкального училища, а ныне студент Екатеринбурской консерватории Александр Павлов разделил первое место с юной вокалисткой из Новосибирска Ольгой Черменых (ей всего 18 лет). Еще одна томичка – Татьяна Абатурова, студентка Института искусств ТГУ(ученица Светланы Кравченко) получила диплом международного конкурса, как и Ксения Григорьева из Екатеринбурга, она заняла второе место. Среди «бронзовых» призеров «Сибирской Романсиады» северчанин Василий Кожевников, которого все зрители запомнили и полюбили в образе «старого капрала». Пару ему составила студентка из Новосибирска Алла Коновалова.

Всего в сибирском туре «Романсиады» участвовало 13 человек из Томской области. И почти все поощрительные призы достались нашим землякам. «Надеждой Романсиады» назвали Яну Богданову, студентку областного музыкального училища, «Мисс Романсиады» стала Вероника Цай, самая старшая участница конкурса. Приз зрительских симпатий достался очаровательному дуэту из музыкального училища Виктории Смагиной и Евгению Манчину, премией за артистизм наградили Регину Дорошенко из Северска и Наталью Лунегову из Екатеринбурга.

По традиции во время гала-концерта на сцену вышли и победители «Романсиады без границ». В этом году первое место разделили Александр Беляев (прекрасно пел, несмотря на свои 71 год) и Анна Максимова. Второе досталось Андрею Груздеву и Валерию Литвинову, а на третьем - Любовь Панова.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×