Архив
26апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 12526Томск

Алексей Шпомер: «Велосипедистов в Томске — маленькая армия»

Алексей Шпомер: «Велосипедистов в Томске — маленькая армия»
Никита Грейдин
Не успело в Томск прийти лето, как сводки ГИБДД запестрели сообщениями об авариях с участием велосипедистов. К несчастью, некоторые из них закончились трагически. По мнению участников томского велоклуба, подобных трагедий можно избежать, если создать в нашем городе необходимые условия для любителей езды на велосипеде и привить участникам дорожного движения культуру взаимоуважения. Как воплотить эти мечты в реальность и сделать велоспорт общедоступным — об этом порталу рассказал активист томского велоклуба Алексей Шпомер.

— Алексей, несколько лет назад в Томске была организована федерация велоспорта. Однако сегодня о ее работе ничего не слышно. Эта организация еще существует?

— Федерацию в свое время создал томич Дмитрий Кравцов. До этого велосипедисты просто катались и не задумывались об объединении в какую-то структуру. Идея создать федерацию велоспорта возникла, когда участники велодвижения захотели инициировать диалог с властями.

Не секрет, что в Томске практически нет мест для занятий велоспортом. Кататься, не боясь за свою жизнь, можно лишь в специально отведенных местах вроде «Буревестника». Но таких площадок в городе немного, и вместить всех желающих они не могут. Кроме того, многие добираются на велосипедах до работы. При этом людям приходится ездить, где придется, поскольку в городе нет велодорожек — ни в центре, ни на окраинах. А это порой создает неудобства для пешеходов и автомобилистов. Да и сами водители зачастую ведут себя по-хамски: норовят подрезать велосипедиста, облить грязью, обругать. Для таких человек на велосипеде — помеха движению. Но сплотить участников дорожного движения, добиться от властей строительства велодорожек у федерации не получилось. Возможно, организаторам не хватило упорства и желания серьезно этим заниматься. Наш велоклуб пытался запросить у федерации отчет о проделанной работе, но ответа не последовало. То есть она вроде существует, но не функционирует.

Не так давно мы вновь подняли вопрос о необходимости создания в городе нормальных условий для велосипедистов. За последние десять лет количество велосипедистов в Томске резко увеличилось. Однако существующие дорожные сети, подходы к планированию и организации движения транспорта, а также полное отсутствие городской политики в области развития велосферы привели к тому, что условия эксплуатации велосипедов в городе являются крайне неблагоприятными. Чиновники привыкли общаться с организациями официально, языком цифр и бумаг. Но оказалось, что в областном департаменте по молодежной политике, физкультуре и спорту знать не знают о федерации велоспорта. Сегодня функционирует лишь велоклуб, именно он организует различные мероприятия для велосипедистов, объединяет участников этого движения. Работа ведется главным образом через наш форум velo.tomsk.ru.

— Какова численность актива томского велоклуба? И сколько велосипедистов сегодня в городе?

— Активистов у нас порядка 300 человек. Это люди, которые постоянно участвуют в работе форума, организуют мероприятия, пишут обращения, собирают подписи. Сколько в Томске велосипедистов, никто не считал. Мы можем лишь судить по количеству посетителей сайта. Зарегистрированных пользователей на нем около пяти тысяч. Но многие ведь не посещают форум — у кого-то нет Интернета или компьютера, кто-то просто не знает о таком ресурсе. По нашим примерным прикидкам, велолюбителей в областном центре порядка 30 тысяч. Такая маленькая армия. При этом число велосипедистов в Томске постоянно растет. Этому способствуют пропаганда здорового образа жизни и наглядные примеры. Когда по улице едет красивый, подтянутый велосипедист, люди смотрят на него и думаю: хочу выглядеть так же! И они идут, покупают велосипеды, берут в прокат, катаются. И это замечательно!

— Несмотря на все проблемы, впервые велосипедисты громко заявили о себе в прошлом году, когда припомнили мэру предвыборные обещания. Судя по всему, ваше обращение действия не возымело?

— Как видите. Найти предвыборную программу Николая Николайчука было непросто, но мы постарались. В ней сказано, что после избрания на пост градоначальника он обязуется организовать рекреационную зону с велодорожками в Михайловке и построить дороги европейского качества. Дороги такого уровня предполагают обязательное наличие велодорожек по бокам трассы. Также мы поднимали вопрос безопасности любителей езды на велосипедах, на которых не раз нападали бродячие собаки. Нет в Томске и велостоянок, где люди могли бы безбоязненно оставлять велосипеды. А самое главное, что велосипед — экологически чистый вид транспорта, и нам весьма жаль, что ему не уделяют должное внимание в нашем городе.

Итогом нашего обращения должно было стать принятие городской целевой программы по развитию велоспорта. При этом мы были готовы взять на себя разработку основных положений такой программы. Но ответной реакции со стороны мэра не последовало. Не успел открыться очередной сезон, как велосипедисты начали попадать в ДТП. И опять обострился вопрос с велодорожками. На этот раз мы решили обратиться сразу к губернатору. Виктор Кресс пообещал разобраться. Тем более что мы вышли к нему с еще более конкретными предложениями.

— Недавно губернатор заявил, что велодорожки нужны не в городе, а за его пределами. Вы согласны с этим?

— Вполне. Мы понимаем, что требовать организовать велодорожки в центре Томска бессмысленно — там попросту нет места. Их можно проектировать при строительстве новых дорог. Но почему-то при возведении развязки на Балтийской о велолюбителях никто не подумал. Теперь у нас строят развязку на Пушкина и левобережную дорогу. Почему бы не запроектировать там велодорожки? Тем более что на них потребуется всего полметра проезжей части. Власти словно позабыли, что обязательность велосипедных дорожек уже закреплена не только в федеральных, но и местных нормативных актах. Например, в нормативах градостроительного проектирования, утвержденных постановлением мэрии в январе этого года. Ранее, в 2007 году, депутаты гордумы утвердили решение «О корректировке Генерального плана и об утверждении правил землепользования и застройки Томска», где также идет речь о велодорожках.

Но нужно помнить о том, что велоспорт — это еще и туристы, шоссеры, поклонники BMX. Каждому направлению требуется что-то свое: шоссерам — крытый велотрек, бээмиксерам — мини-парк с полосой препятствий и т.д. Нужно сохранять баланс между всеми участниками велодвижения. Власти должны понимать, что жизнь меняется и диктует новые правила. Велосипед становится неотъемлемой частью городской жизни, экологичной альтернативой транспорту, атрибутом здорового образа жизни. Важно выбрать правильный вектор развития общества. А там уже и само общество начнет меняться в лучшую сторону.

— Думаете, губернатор сдержит слово? Ведь мэр тоже много чего обещал…

— Лучше сказать так: верю и надеюсь. Хотя мне кажется, что в этом вопросе велосипедистам не хватает активности. Когда мы собирали подписи под обращением к Николайчуку, ожидали более серьезную поддержку со стороны велосообщества и людей, неравнодушных к этой проблеме. Но в итоге собрали подписей в разы меньше, чем планировали. Думается, причина тому — слабая гражданская позиция людей, аморфность, нежелание бороться за свои права. Я уверен: если бы в городе появились велодорожки, паркинги, места для занятий экстремальными видами велоспорта, горожане, особенно наша многочисленная молодежь, с удовольствием пошли бы кататься, а не пить пиво во дворах. Но одни мы не справимся, нужна поддержка властей. И ее как раз не хватает. Кресс пообещал нам помочь, но в следующем году он может покинуть свой пост. А чего ждать от нового губернатора, которого мы даже не сможем выбрать, — большой вопрос.

— Хорошо, с планами определились. Но на их реализацию потребуются деньги. И здесь даже губернатор может оказаться бессильным…

— По нашим подсчетам, организовать те же велодорожки — не так дорого, как может показаться. Уже сейчас ребята из велоклуба разрабатывают проект с указанием затрат на те или иные работы. Когда документ будет готов, мы направим его в мэрию. Вообще, тут стоит вспомнить опыт болельщиков «Томи». У команды возникли финансовые трудности, а денег в бюджете области на команду не нашлось. Но стоило тысячам фанатов выйти на улицу, руководство региона тут же обратилось к премьеру Путину с просьбой помочь. И очень скоро у клуба появились влиятельные спонсоры. К сожалению, велосипедисты города пока не доросли до такой степени организованности, как любители футбола. Нам есть, чему у них поучиться.

— И все же, многие автолюбители жалуются на велосипедистов, которые нередко сами нарушают правила дорожного движения. Как тогда прививать и тем, и другим культуру поведения на дорогах?

— Согласен, есть среди велолюбителей несознательные люди, которые, покупая велосипед, не задумываются о той ответственности, которая ложится на них при выезде на дорогу. Зачастую такие люди совершенно неподготовлены к движению в потоке машин. Им кажется — купил велосипед, и этого достаточно. Но этого мало. Наш форум тем и хорош, что это единственный в Тонете ресурс, специализирующийся на велотематике. Здесь сидят люди, которые могут поделиться опытом, дать ценный совет, что-то порекомендовать, чему-то научить. Здесь можно ознакомиться с ПДД, понять, как нужно подготовиться к езде по оживленным дорогам, как не стать помехой для других участников движения. Так у человека формируется культура поведения, и он перестает воспринимать водителей как агрессоров. Ведь многие автомобилисты время от времени сами пересаживаются на велосипеды. И оказываются уже на месте велолюбителей.

В идеале первым должен подать пример градоначальник. Не так давно мэр Сочи пообещал пересадить на велосипеды весь город и чиновников, а также собирается сам последовать своему призыву. Если бы Николай Николайчук сделал то же самое… Также ему стоит обратить внимание на столицу нашей родины, власти которой запланировали в транспортной программе Москвы на 2012-2016 годы отдельный пункт, посвященный организации велополос и велопарковок. Там чиновники признали, что велосипед — это здоровое будущее, так почему томские власти не хотят последовать их примеру? Вместо этого мэр советует, чтобы велосипедисты конкурировали с автомобилями и пешеходами за ресурс территорий. Ощущение, что идет стравливание разных сторон. Хотя проблему это не решит.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×