19 мая, воскресенье
+13°$ 90,99
Прочтений: 32К

Максим Резников: «Собственники все еще идут за УК, как кролик за удавом»

Максим Резников
Максим Резников
Фото: пресс-служба мэрии

Накануне глава города Николай Николайчук подписал постановление об официальном начале отопительного сезона. Означает ли это, что уже сегодня батареи в домах томичей станут горячими? Почему из года в год с началом «сезона тепла» сотни жителей еще добрый месяц жалуются на холод в квартирах? Что делать потребителям, которых не подключают к отоплению из-за долгов недобросовестных соседей, ТСЖ или УК? И наконец, почему даже горячую воду до сих пор дали не всем, хотя обещали отключать ее не больше, чем на две недели? На эти актуальные вопросы порталу ответил заместитель мэра по городскому хозяйству Максим Резников.

— Максим Владимирович, еще на прошлой неделе в «ТГК-11» говорили, что у них все готово, чтобы включить отопление в жилых домах. В мэрии тоже заявляли о готовности к отопительному сезону. Люди жаловались, что в квартирах холодно. Что помешало подать тепло в дома пораньше?


— Ничто не мешало. Просто есть правила предоставления коммунальных услуг. Они гласят, что по централизованным системам теплоснабжения решение обязан принять орган местного самоуправления, а именно — мэр. И сделать это он обязан в том случае, если среднесуточная температура в течение пяти дней составляет меньше +8 градусов. Тогда мэр обязан подписать распоряжение о начале отопительного сезона, нравится это кому-то или нет. У нас же день-два температура была ниже +8, в остальные дни — выше этой отметки.

При этом никто не запрещает потребителям самостоятельно подать заявку и получить тепло. Ведь здесь речь идет о деньгах собственников жилья. Только они вправе ими распоряжаться. По социальной сфере — там другое дело, за отопление платит муниципалитет, и мы еще с прошлой недели стали подключать к теплу объекты соцсферы. А в жилых домах — не мы собственники. В прошлом году у нас многие получили выговоры за то, что отопительный сезон начался, когда не хватало двух десятых градуса до установленной температурной нормы в +8.

— Тогда на будущее проведите небольшой ликбез. Что нужно, чтобы в доме по решению жильцов подключили тепло раньше всеобщего начала отопительного сезона?


— Тут надо смотреть, что написано в договоре дома с обслуживающей организацией. Если там сказано, что право решать этот вопрос предоставляется управляющей компании, значит, она подает заявку энергетикам: просим с такого-то числа открыть вентиль, снять показания приборов учета — и вперед. Дом получает тепло. Если жители не давали такого права своей УК, значит, собирайте общее собрание, принимайте решение, сами подавайте заявку в «ТГК-11». Поставщикам будет даже выгодно: у них же убытки идут, товар не продается. Так что все зависит от тех, кто платит деньги.

— А есть у нас такие «ранние» клиенты среди жилого фонда?

— Да, у нас уже 28 ТСЖ подключились к теплу.

— А как дальше происходит процесс подачи отопления в дома? Вот подписал мэр постановление, и ...?

— Как правило, в течение четырех дней после этого энергетики начинают «раскручивать» всю систему и уже на пятый день переходят на зимний режим теплоснабжения.

— Тем не менее, каждый отопительный сезон у нас происходит одно и то же. Мэрия рапортует, что тепло подается, а в СМИ каждый день поступают десятки жалоб на то, что батареи в квартирах холодные.

— А тут уже люди должны задавать вопросы своим управляющим компаниям. Помимо того, что подать тепло в магистрали, надо, чтобы каждая УК открыла задвижку, вовремя отрегулировала систему. Гидравлика — она же общая, зависит от всех. Там сопла стоят, ограничивающие устройства… Если кто-то незаконно что-то открыл, он нарушает всю систему, и у других людей в домах нет тепла. Приходит такой дядя Вася, ограничивающее устройство убрал со своего дома —у него тепло, ему хорошо. А то, что после него целый квартал остался без тепла, его не интересует. А потом энергетикам приходится неделю бегать и проверять, кто же там что не так сделал.

Нам часто предъявляют претензии: вот почему вы подписываете график ремонтных работ, а он не соблюдается. Ребята, не мэр работает слесарем и варит трубы. Мы этот график согласовываем со множеством организаций, наша задача — всех собрать, выверить… И если какой-то один нерадивый не выполнил работы на куске своей магистрали, страдают все. Так часто бывает.

— Так наказывайте таких нерадивых, чтоб неповадно было!

— А у нас нет на это полномочий. Мы же — орган местного самоуправления. У нас надзорные органы — субъект федерации, прокуратура. У города-то все полномочия забрали. Мы можем организовывать, собирать, пугать, что, когда придут деньги на капремонт, вы будете последними в очереди. Но, знаете, не сильно-то нас боятся управляющие компании, потому что прикрываются людьми. Мы же в итоге накажем не УК, а жителей, которые ни при чем.

— Где же выход из этой ситуации?

— Тут участие должны принимать все, и собственники-жильцы — в первую очередь. Они выбирают, нанимают управляющие компании, а потом ходят и жалуются на них. В мэрию звонят, в приемную губернатору. При этом многие даже не знают, какая у них управляющая компания, и уж подавно не звонили туда со своей жалобой. У нас собственники в жилищной сфере все еще не поняли, что они — собственники. Идут за УК, как кролики за удавом, при этом говорят: вот, они нас обижают. Что значит обижают? Откажитесь от них, возьмите того, кто будет работать лучше!Да, у нас нет очень хороших УК. Но есть те, кто лучше, и кто хуже, а есть еще и те, кто просто объективно не должен работать на этом рынке. Взять маленькие компании: ну не должно их быть, выживать должны крупные. А эти сядут на один маленький дом, и попробуй тронь их. Сразу жалуются: а, вы малый бизнес обижаете. А вам не стыдно, когда вы людей обижаете? Вас спрашивают, на что ушли деньги жильцов, а вы показываете: на зарплату директору, бухгалтеру и так далее. А крыльцо отремонтировать? А на крыльцо уже не хватило.

— Понятно. Но давайте вернемся к отоплению. Бывает так, что дома не подключают к теплу из-за долгов. Что в таких случаях делать тем, кто платит, а вынужден страдать из-за соседей?


— Тут тоже часто бывает, что лукавят ТСЖ. Закон говорит: если ты не умеешь организовать сбор платежей сам, отдай это дело энергоснабжающей организации. И «Томскводоканал», и «Энергосбыт», и «ТГК-11» готовы напрямую принимать расчеты. Это же очень тяжелый труд — работа с каждым клиентом, этим должны заниматься профессионалы. У «Томскводоканала», например, 98% — сбор средств. Не хотите отдавать эту работу поставщикам? Тогда выполняйте свои обязательства сами. Но если вы не смогли организовать сбор средств и нажили долги, это только ваши проблемы. Или вам нужны чужие оборотные деньги, и вы, не заплатив за тепло, ремонтируете крыльцо? Тогда не надо жаловаться. Мы за такие дома заступаться не будем.

— Но страдают-то в конечном итоге опять же люди.

— Это их ТСЖ. Пусть собирают собрание и принимают коллегиальное решение.

— Но ведь не только ТСЖ бывают виноваты. Например, есть дом на 100 квартир, половина из которых платят за тепло, а остальные — нет. И что делать?


— Так тот дом, который напрямую рассчитывается с энергетиками, никто не ограничит в теплоснабжении, потому что там договоры заключены на имена Иванова, Петрова, Сидорова... А вот у кого договор с «ТГК-11» заключен от имени ООО «Дом № 1», тем, конечно, тепло при наличии долгов не дадут.

— Но согласитесь, бывает так, что именно энергетики — виновники того, что люди вовремя не получают тепло или горячую воду. Вот недавно мэрия сообщила, что продлены сроки капитального ремонта и реконструкции квартальных и магистральных сетей. Теперь эти работы будут длиться аж до конца сентября. Почему в данном случае не удалось соблюсти сроки?

— Скажем так: мы не продлили ремонт, а приняли к сведению сложившиеся обстоятельства. Бывали объективные причины: в некоторых местах, где планировалось обойтись текущим ремонтом, оказалось, что дешевле сделать капремонт, чем каждый год латать дыры. Но были, конечно, и срывы по вине исполнителей. Например, два подрядчика «ТГК-11» работали не очень хорошо. Больше они с этой компанией работать не будут.

— Так вот почему некоторые люди до сих пор жалуются, что у них в домах горячей воды нет.

— Всю эту информацию до них должны доводить управляющие компании. Не кормить людей завтраками, а честно обозначать сроки и причины затянувшегося ремонта. Тогда люди входят в положение и все понимают: это же для них делается капремонт вместо текущего. А когда им ничего не говорят или отсылают к энергетикам, это неправильно. УК для того и существуют, чтобы быть посредником между жителями и коммунальщиками.

— В общем, 1 октября, когда все работы завершатся, уже у всех домах будет горячая вода, правильно?

— Да. Правда, в октябре у нас будет еще пара краткосрочных отключений горячей воды, но это локальные краткосрочные работы. Думаю, потом мы пойдем в зиму и будем спать спокойно, а не выезжать на аварии. Ведь чем больше покопаемся летом, тем спокойнее зимой живется.

Смотрите также