Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 58116Томск

Александра Рязанова: «Поиск названия — непростое дело»

Александра Рязанова: «Поиск названия — непростое дело»
Алексей Одинцов

За последние сто лет топонимика города претерпела колоссальные изменения. Особенно преуспели «ровесники Октября». Но и потомки неистовых сокрушителей основ себя особо не сдерживали. Исторические названия улиц и площадей исчезали одно за другим или целыми перечнями росчерком пера. Оглянется бедный старожил города, чтящий отраженные в названиях «предания старины глубокой», и горько вздохнет.

Уж столько в этом смысле наломано дров, что всякие свежие попытки изменить «адресную» карту города вызывают одни содрогания. А жизнь, между тем, не стоит на месте: появляются новые улицы и переулки. Новые остановки. Комиссия по топонимике при комитете по местному самоуправлению мэрии без дела не сидит, и ее работа неизменно вызывает интерес. Но ни одно решение комиссии, утвержденное депутатами, не встречает однозначной оценки. Всегда кто-то одобрит, а кто-то побранит: дело вкуса. И так — все десять с лишним лет, что существует комиссия. По крайней мере, «Положение о порядке наименований и переименований…», по которому меняется топонимика города, было принято десять лет назад, в 2003 году. Тоже, как ни крути, юбилей. Ну, или хотя бы повод для разговора, ибо вопросов у любого неравнодушного томича в этой связи накопилось изрядно. Мы адресуем их человеку, который деятельно участвует в работе комиссии, будучи ее секретарем, на протяжении последних семи лет. Это Александра Рязанова.

— Александра Георгиевна, последнее решение комиссии касалось остановок общественного транспорта. Давайте с него и начнем разговор.

— Речь идет о новых, появившихся в результате развития города и транспортной сети, остановках. Они и попали в список — вместе с остановками, названия которых нуждались в уточнении. Такие полномочия комиссия по топонимике имеет, она выносит компетентное заключение по многим вопросам. В нее входят представители городских органов власти, депутаты гордумы, специалисты. Между прочим, вдумчивые, эрудированные люди, с ними приятно работать. Тот же Шахтарин из госуниверситета, доценты Львова и Банкова — профессиональные историк и филолог. До недавнего времени в комиссию входил другой известный томич, профессор Пичурин. В силу возраста и загруженности он отошел от работы по топонимике, но если необходимо, готов подключиться. Это профессионалы, каждый в своей области, которые знают и любят свой город, его прошлое.

Так вот. Было время, комиссия захлебывалась от вала звонков, писем с просьбами переименовать ту или иную остановку. Появится кинотеатр, просят: пусть трамвайная остановка называется теперь «Киномакс». Откроется торговый центр — та же история, а они росли в городе как грибы. И что было делать? Вроде и отказывать не было оснований, и вместе с тем мы понимали: переименованию, только начни, не будет конца. Возникнет сумятица, неупорядоченность.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала история с «Ламой». Когда вместо «Дома книги» в 2008 году появился супермаркет, и нас попросили переименовать остановку, все вознегодовали. Нужно было положить этому конец. Стали думать и решили: сделаем инвентаризацию всех городских остановок и приведем их наименование в соответствие с топонимическими нормами и историческими традициями. Утвердим на думе единым реестром — и на этом поставим точку. Чтобы больше к вопросу о переименовании не возвращаться.

— Так и сделали?

— Да. Депутаты нас поддержали, я посодействовала в привлечении бюджетных средств, работа пошла. Мы проанализировали ситуацию, подготовили обстоятельную записку со всеми обоснованиями и выкладками. Предложили переименовать ряд остановок или уточнить названия: например, не просто «Школа», а «Школа № 28». Постарались избежать при этом аббревиатур и сделать так, чтобы новые наименования не несли «коммерческую» нагрузку.

Хотя полностью избежать этого не удалось. К примеру, остановка на Ивановского. Думали, какое дать ей название: «ТДСК» или «Завод «Оптиком» — довольно крепкое предприятие, располагается там же, неподалеку. Судили-рядили и остановились на втором варианте. Так потом одного из членов комиссии коллеги останавливали около вуза и насмешливо спрашивали: что, завод вам все окна в квартире поменял? Поди объясни, что никому рекламы давать не собирались.

Вообще, поиск названия — непростое дело. Взять остановку «Жилмассив»: привычное слово. Но оно несет особую экспрессивную окраску и по сути неверно: какой же еще городской массив, если не жилой? Мы подумали и дали остановке другое название.

— А просьбы не прекращаются, да?

— Конечно. Причем некоторые не обращаются в комиссию, а действуют через депутатов, чиновников, и очень настойчиво. Торговый центр «Волна» в этом году месяца три нас осаждал, чтоб переименовали остановку. Звонили, писали. Я объясняла: поймите, сегодня вы называетесь так, завтра иначе. А есть положение, которым должны руководствоваться, чтобы в городе был порядок. В общем, предложили дать остановке название «Автопарк». Это на Смирнова, где был и, возможно, еще снова появится муниципальный автопарк.

Остановка «ЦУМ» на проспекте Ленина. Рядом появился филиал Промсвязьбанка и стал упорно предлагать сделать переименование. Уж кто только ни звонил! Но мы устояли: это старое, привычное томичам название. Менять его нет необходимости. Хотя, честно говоря, опасались: вдруг на заседании думы депутаты примут другое решение.

Повторяю: никаких переименований остановок с 2008 года комиссия по топонимике не делала, а город рос. Некоторые автобусные маршруты продлили, появились новые. Нужно было заняться наименованием, что мы и сделали. После долгих споров и обсуждений. Остановка «Стройпарк», например, получила название «Технопарк»: место, где проходят выставки, конференции. Делать супермаркету рекламу за бюджетные деньги не стоит.

Кто-то из томичей или кондукторы, может, называют остановку по-старому. Ну, и ладно, это их право. Народные, сложившиеся сами собой названия мы, кстати, тоже используем, обозначая остановки: пожалуйста, «Зеленые Горки», «Солнечная Долина» в соответствующих микрорайонах.

― В середине «нулевых» появилась целевая программа по топонимике, рассчитанная на три года. Под нее было предусмотрено финансирование. И что?

― Ничего, она осталась проектом. Город не смог выделить денег. Хотя программа хорошая, и она не утратила актуальности. Ученые подготовили «Томский именослов», где составили перечень улиц, которые нуждаются в переименовании или изменении названия. Улица Гоголя, скажем, должна называться Гоголевская, как это было в старом Томске. А переименовать предлагалось улицы Бела Куна, Беленца, Войкова, Дзержинского, Котовского и другие, переулки Сакко, Ванцетти, проспекты Ленина и Кирова. То есть предлагалось вернуть улицам исторические названия.

Одна попытка переименования, правда, чуть не увенчалась успехом. Это было в 2006 году. Настоятели Знаменской церкви стали настойчиво добиваться возвращения улице Войкова прежнего названия — Знаменская. Мы провели соцопрос и выяснили: большинство жителей улицы против. Последнее слово было за депутатами. И вот в последний день работы городской думы, в декабре, последним пунктом повестки они обсудили вопрос, проголосовали за переименование и разошлись. Что тут началось! На нас, членов комиссии, обрушился шквал звонков. Нас ругали, проклинали. Потом жители составили «коалицию», пришли и сказали: не уйдем, пока не отмените решение. Им было все равно, кто такой Войков. Они не хотели возни, связанной со сменой документов: мы привыкли, нас все устраивает. И дума отменила решение.

― Как по вашему, правильно?

― Скажу так. Мы стали изучать опыт других городов. Пытались найти механизм возмещения жильцам затрат, связанных со сменой документов, — и не нашли. Проблема существует. Допустим, город выделит средства, чтобы в течение двух лет люди смогли, не тратя свои деньги, получить новые документы. Но все равно лет через десять кто-то, скажем, при оформлении наследства, опомнится и пойдет в мэрию. И таких будет немало, они потребуют возместить расходы на переоформление. Станут жаловаться. В Москве и Петербурге вообще никому не платили при переименовании. Но там это касалось, в основном, центральных улиц и площадей, где сосредоточены офисы, торговые компании. Хотя и у нас вместе с улицей Войкова пытались переименовать Октябрьский взвоз, вернуть ему старое название, а там жилья нет. Но когда депутаты «отыграли назад» по Войкова, тем же решением отменили и переименование взвоза. Оставили все как есть.

― Проспект Ленина предлагают назвать Университетским.

— Не уверена, что это исходит от вузов, их просто подтягивают, чтобы заручиться поддержкой. Говорят: давайте разделим проспект на сегменты и части его, от начала до площади Ленина, дадим подобающее университетскому городу название. Ну, а дальше? Придется менять нумерацию на оставшейся части проспекта, а там столько жилых домов! Опять деньги, и немалые.
С другой стороны, есть люди, для которых имя Ленина по-прежнему свято, и с ними нужно считаться. Хотя это не значит, что мнение ветеранов всегда перевешивает. Лет шесть-семь они добивались, чтоб Новособорную переименовать в площадь Победы. Мы приглашали их на заседание комиссии, убеждали: так нельзя. Это историческое название. К тому же нет оснований считать, что в войну оттуда провожали на фронт томичей. Думаю, слово «собор» в названии площади имеет особое значение, оно многозначно. Это объединяющее понятие, и площадь в ее нынешнем эклектичном виде такой и стала. Тут и Татьяна, покровительница студентов, и монумент памяти павших, и много чего. Пусть же такой остается. В общем, отстояли название, но ветераны продолжают писать: хоть какому-то месту дайте название «Площадь Победы». Это так важно!

Поступило новое предложение: к 70-летию победы над фашизмом переименовать Лагерный сад в Парк Победы. В ближайшее время комиссия соберется, будем думать. Вопрос непростой. Лагерный сад — историческое место, оно имеет отношение к воинской славе разных эпох. Название нужно оставить. Но и просто дать другому месту название Площадь Победы, ничего не меняя, тоже нельзя. Нужно предусмотреть благоустройство, заложить в бюджет средства. Будем искать варианты, подходы. А переименовывать, мне кажется, вообще пока не стоит.

— Даже такие одиозные названия, как улица Войкова? Интеллигентный город — и тут такое…

— Да только ли эта улица. Я живу на Бела Куна, о котором раньше мало что знали. Году в 80-м, помню, побывала в Венгрии, разговаривала там с людьми: знаете, я живу в сибирском городе на улице имени венгерского революционера. А они мне: что-что, какой революционер?! Да, было время, на карте города появились названия, которые многих сегодня возмущают.

Жаль, что исчезли исторически сложившиеся, красивые названия, не имеющие идеологической нагрузки. Откройте книгу «История названия томских улиц», там даны переименования. Город многое потерял. Было время, кто как хотел, так и вмешивался в топонимику. Начинаем выяснять: улица Лазарева. В честь кого она названа — неизвестно. В головах у томичей сегодня полная сумятица. На улице Крылова предлагают сделать сквер «Басни Крылова». Мы говорим: да улица-то названа в честь основателя Университетской рощи. В ответ: «Неужели?!». Есть в городе и неблагозвучные названия: улица Интернационалистов, и курьезные. Улица Энтузиастов у нас идет в сторону кладбища.

Вроде, есть смысл что-то изменить или восстановить историческую справедливость. Но нужна политическая воля. И правовой акт, позволяющий избежать единовременной замены документов. Это возможно: людям будут выдавать справки, подтверждающие переименование, а менять документы придется немногим, только в особых случаях. Хотя и финансовый аспект важен: ситуация с наполнением городского бюджета непростая.

— Ну, и как тогда быть?

— Есть довольно банальный проект, его можно реализовать в любое время. Ладно, переименовывать улицы не пришло время, нет средств. Но давайте в начале улицы разместим табличку стандартной формы, где будет дано ее прежнее название. Или: «Улица носит имя такого-то исторического деятеля». Это несложно и не затратно, в Новосибирске поступили именно так. Работу можно сделать поэтапно за несколько лет, начав с исторической части города. Проект подходящий, хотя на заседание думы вопрос пока не выносили.

— А всегда ли позиция депутатов совпадает с мнением членов вашей комиссии?

— Механизм взаимоотношения с думой следующий. Мы готовим проект решения, выносим в комиссию по регламенту и правовым вопросам. Иногда приходится убеждать, искать новые аргументы. Бывает, на этапе подготовки решения вопрос возвращается на доработку, ищем компромиссы. Приглашаем к обсуждению застройщиков, кого-то из общественности. Потом выносим проект на думу в законченном виде, и он принимается.

Состав комиссии по топонимике менялся, но туда всегда входили депутаты. Вообще, комиссия работает внимательно, без формализма, учитывая все точки зрения. Заседания у нас проходят бурно, с привлечением экспертов. Если нужно, приглашаем лингвистов, историков, других специалистов. Отсюда результат, которым, я считаю, можно гордиться. Давая новым улицам и переулкам названия, мы стараемся подходить концептуально. Пример: улицы в районе южной площадки ТВЗ. Само место, центр инноваций, заставляло искать нестандартный подход. Так появились проспект Развития и улица Созидания. Эти названия увязаны с назначением ТВЗ и не отсылают к личности, чье имя может вызвать возражения.

Другой пример: Зеленые Горки. Проект застройки микрорайона предполагает улицу Архитекторов, от которой должны отходить радиально четыре других улицы. Мы предложили назвать их именами известных зодчих: улицы Константина Лыгина, Андрея Крячкова, Петра Федоровского и Павла Нарановича. Были противники, мы долго спорили. Создали рабочую группу: архитектор, сотрудники адресной службы, строители. Доцент Татьяна Банкова дала, как лингвист, свое заключение. Комиссия поддержала это решение.

В поселке Холмы, где поселятся выпускники ТУСУРа, появятся улица Попова, улица Радио и так далее. Много споров было по поводу наименований в поселке Родник, предназначенном для ветеранов-чернобыльцев. Они предлагали такие названия: улица Подземная, переулок Журчащий. Мы разубедили, нашли другие варианты, согласовали с правлением некоммерческого партнерства, ведущего застройку. Рабочая группа и тут приложила много усилий, подготовила проект думского решения.

Поселок Родионово. Люди, которые давали там под застройку участки, видно, не без чувства юмора. Они придумали такие названия: улица Федора Шаляпина, Александра Пересвета, Родиона Осляби. Последней особо не повезло. Адресная служба звонит: что делать? В документах у людей чего только ни написано! Члены комиссии подумали: надо переименовывать. Но история получила огласку, пошли гневные отклики. Не сметь покушаться! Один «истинный патриот» из Бурятии потребовал оставить название улицы и лично перед ним извиниться.

Волна возмущения подтолкнула обратиться к населению, пошли звонки. Каких только не было предложений: улица Единоросов, Бориса Годунова, даже Парада Планет. Но толковые предложения мы внесли в компьютерную базу, в реестр по наименованию улиц. И теперь при случае будем использовать этот источник.

— В Томске появляются улицы, названные именами наших современников. Есть ли тут критерии: кто достоин, кто нет?

— Да, теперь есть улица Юрия Ковалева. Это сенатор, промышленник, руководитель Совета старейшин Томска. Человек, который многое сделал для города. По нему не было сомнений, и улицу для наименования выбрали осмысленно: она идет к ТВЗ, так сказать, связывая прошлое с будущим. В районе Приборного завода, где «Томдом» строит дома, появились улицы Рукавишникова и академика Пилюгина. Оба были связаны с космосом, а академик еще и сотрудничал с приборным заводом. В Томске появилась площадь академика Зуева, а в районе на Мокрушина ― площадь Николая Кукина, директора бывшего радиозавода. Оба достойные люди, которыми город может гордиться, тут тоже не возникало сомнений.

Но вообще, могу согласиться, вопрос непростой, и он шире, чем наименование улиц. Одних мы награждаем знаком «За заслуги перед Томском», другим присуждаем звание «Почетный гражданин». Тут тоже нужны критерии, методологические рамки: кого и за что награждать? До революции томичам давали почетные звания, и были четкие критерии. Нам обещали найти такой документ в ГАТО, чтобы разработать подобную методологию.

В самом деле, на каких весах взвешивать заслуги? Чью память увековечивать и как? Руководители УМВД предлагают назвать улицы именами павших при исполнении долга полицейских. Но можно ли это сделать так, чтобы не было нареканий и вопросов? Мы пишем: спасибо за предложение, оно будет учтено. Или вот: предлагают назвать одну из улиц именем Лигачева. Ему много лет и хорошо, чтобы он сохранил здоровье подольше. Сейчас рассматривать этот вопрос не стоит, хотя когда-нибудь к нему нужно будет вернуться: все-таки крупная личность.

— Кто-то из коммунистов недавно предложил дать проспекту Фрунзе имя другого бывшего сенатора, замгубернатора Жидких.

— Было такое обращение, но это несерьезно. Мы дали ответ, ссылаясь на положение по топонимике. Написали: любое переименование, которое затрагивает интересы многих людей, нужно выносить на обсуждение. Привлечение общественного мнения обязательно, и сегодня, кстати, не всегда нужно проводить социологический опрос, тратить деньги, можно использовать современные информационные ресурсы. Спешить тут не нужно, торопливость опасна. Департамент архитектуры готовит правовой акт, который утвердит новый порядок. Как только на градостроительную комиссию будет вынесен проект застройки, его направят в нашу комиссию для поиска подходящих названий улиц и переулков. Мы будем работать параллельно и осмотрительно.

И еще одно начинание. Мы подготовили и отправили на согласование документ об утверждении реестра наименований улично-дорожной сети, где прописаны все томские улицы, переулки, площади в алфавитном порядке, улицы в окрестных поселках. Выложим реестр в сети, на сайте администрации города, он будет доступен всем интернет-пользователям. Думаю, к концу сентября распоряжение появится, и проект заработает. Его ждут и муниципальные службы, которые отвечают, в частности, за уборку улиц от снега.

Кроме того, департамент архитектуры выложил 3D-макет города и космосъемку, где видны все улицы в их сегодняшних границах, коммуникации, свободные и отданные под застройку участки земли. Это инструмент, который поможет и специалистам, и жителям города получить представление об отдельном участке. Например, при выборе площади, которую нужно будет назвать площадью Победы. Свои предложения по этому поводу мы подготовили, готовы представить их исполняющему обязанности мэра.

— Градоначальник тоже вникает в работу комиссии по топонимике?

— Все проекты, подготовленные для вынесения на думу, мы обсуждаем с главой администрации. Его позиция имеет большое значение. Скоро у города появится новый мэр, ему тоже придется сформулировать мнение по тому кругу вопросов, которые касаются нашей комиссии. А пока руководителям города приходится решать другие насущные вопросы: подготовка к зиме, формирование бюджета на предстоящий год.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×