Прочтений: 4537Томск, ТГУ

Ученые ТГУ извлекли остатки динозавра, жившего сто миллионов лет назад (фото)

пресс-служба ТГУ

Об этом сообщает пресс-служба вуза.

Фрагменты динозавра были обнаружены учеными еще в 2008 году в ходе экспедиции в районе села Шестаково Кемеровской области на правом берегу Кии. Условия захоронения не позволили быстро извлечь остатки, так как они были заключены в блоки каменистой породы, которые и были привезены в лабораторию ТГУ.

На протяжении нескольких лет ученые вели кропотливую работу по извлечению фрагментов из песчаника. В этом процессе принимали участие студенты геолого-географического университета, специализирующиеся на палеонтологии и стратиграфии.

«Когда мы обнаружили эту находку, было понятно лишь то, что перед нами остатки очень крупного растительноядного динозавра из группы зауропод. Сейчас, когда работы по извлечению всех фрагментов завершены, можно с уверенностью сказать, что мы обнаружили совершенно новый вид, а, может быть, даже род.

Это взрослая особь титанозаврида — четвероногого динозавра из отряда ящеротазовых, обитавших с юрского периода и до конца мезозоя, то есть примерно с 210 до 65 миллионов лет назад. Если говорить о нашей находке, то этот динозавр жил в позднемеловой период, то есть около ста миллионов лет назад», — рассказал научный сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ Степан Иванцов.

По его словам, это было очень крупное животное. Длина самых крупных особей данного вида могла достигать 30-40 метров, а весили они несколько десятков тонн. Эти динозавры росли практически всю свою жизнь.

Находка палеонтологов ТГУ уникальна, ведь это будет первый описанный зауропод с территории России. В настоящее время ученые занимаются описанием своей находки и собирают имеющиеся фрагменты в единое целое. Скоро будут соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозаврида.

Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки динозавра и шейные позвонки. В палеонтологическом музее вуза хранится стопа зауропода, которая была обнаружена еще в 1995 году. Вероятнее всего, она принадлежала этому же виду динозавра.

Где по окончании процесса монтажа «поселится» титанозаврид, пока неизвестно. Сами ученые считают, что уникальный экспонат должен находиться в месте постоянного свободного доступа, чтобы как можно больше людей могли его увидеть. Поэтому палеонтологи предлагают установить самую сохранную часть динозавра на втором этаже главного корпуса ТГУ.

«Для этого понадобится не так много места. Достаточно постамента размером со стол, чтобы на нем разместился крестец древнего ящера. Для сохранности экспонат необходимо поместить в прозрачный куб. Больших финансовых затрат на это не потребуется. Зато в нашем университете, который уникален сам по себе, появится еще одна «изюминка». Думаю, она будет вызывать повышенный интерес у любого человека, посетившего ТГУ», — отметил Иванцов.

Ольга Чубенко