19 мая, воскресенье
+15°$ 90,99
Прочтений: 1К

Магистранты ТПУ учатся управлять «чувствами» техники через «робота-бабочку»

Магистранты ТПУ учатся управлять «чувствами» техники через «робота-бабочку»
Фото: пресс-служба ТПУ

Томский политехнический университет в этом году стал одним из немногих вузов-обладателей уникальной робототехнической платформы «Бабочка». Она позволяет магистрантам Института кибернетики отрабатывать сложнейшие алгоритмы адаптивного и нечеткого управления, сообщает пресс-служба вуза.

Робототехническая платформа представляет собой комплекс компьютеров, камеру технического зрения и вращающийся профиль, по форме напоминающий бабочку. На внешнюю сторону профиля устанавливается пластмассовый шарик, который постоянно находится в неустойчивом положении. Перед магистрантами стоит задача — запрограммировать «Бабочку» так, чтобы при непрерывном движении она не роняла шарик.

По словам ученых, даже при изменении условий движения шарика (например, если подуть на него), робот, управляемый правильной программой, удерживает его на поверхности профиля.

«Задача не тривиальная, для ее решения необходимы знания минимум магистерского уровня. Здесь применяется алгоритм адаптивного управления: робот отслеживает траекторию шарика и мгновенно реагирует, совершая необходимое действие. Обучившись этому на лабораторном комплексе, такие же команды специалист сможет применять в любых других системах», — рассказывает лаборант кафедры интегрированных компьютерных систем управления Александр Зарницын.

В ТПУ поясняют, что такой алгоритм применяется, в том числе, для управления «чувствами» человекоподобных роботов: «учит» их, ориентируясь на данные технического зрения, не падать во время ходьбы, мгновенно адаптируя свое движение.

«Также на стенде можно отработать алгоритм нечеткого управления. Он применяется тогда, когда неизвестна точная информация об объекте. Такие алгоритмы сейчас применяются повсеместно: в автомобилях, кондиционерах, бытовой технике», — отмечает Александр Зарницын.

Уточняется, что на стенде политехники выполняют лабораторные и практические работы. Для начала им предлагается повторить алгоритм, предложенный разработчиками платформы, а после — самостоятельно его усовершенствовать. Например, заставить «Бабочку» постоянно удерживать шарик в одной точке профиля, несмотря на его непрерывное колебание.

Смотрите также

Комментарии