Прочтений: 3633Томск, ТГУ

Найденный 8 лет назад учеными ТГУ динозавр оказался новым видом древних ящеров

пресс-служба ТГУ

Исследователи ТГУ, СПбГУ и Зоологического института РАН выявили новый таксон в семействе титанозаврид — четвероногих растительноядных динозавров. Остатки этого гигантского животного были обнаружены в селе Шестаково Кемеровской области в 2008 году, сообщает пресс-служба томского университета.

В ходе сравнительного анализа специалисты установили, что титанозавр, найденный палеонтологами, имеет особенности строения, отличающие его от всех других представителей этой группы.

«Поначалу было понятно лишь то, что перед нами остатки очень крупного растительноядного динозавра, — говорит сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов. — Поскольку уникальные фрагменты были заключены в глыбы песчаника, несколько лет ушло на их извлечение из сцементированной породы. Вместе с ученым из Зоологического института РАН Александром Аверьяновым, работающим в нашей лаборатории, мы провели сравнительный анализ остатков с титанозаврами, найденными в других странах».

В результате удалось установить, что травоядный ящер, обитавший на территории современной Западной Сибири в период раннего мела (около ста миллионов лет назад), относится к подотряду зауропод, но является представителем нового вида.

«Его длина составляла около 20 метров, вес — около 50 тонн. Новый динозавр отличается от собратьев особенностями строения: крестцовые ребра у него расположены в форме звезды и сходятся к центру, отсутствует сочленение позвонка на невральной дуге. Древних ящеров с таким строением скелета пока не находили ни в одной стране мира», — подчеркивают в ТГУ.

В вузе отмечают, что сейчас ученые заканчивают работу над описанием своей находки, в результате которой будет дано латинское имя открытому таксону. Палеонтологи собирают имеющиеся фрагменты динозавра в единое целое. Уже соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозавра. Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки динозавра и шейные позвонки.

Уточняется, что в Палеонтологическом музее ТГУ хранится стопа зауропода, которая была обнаружена еще в 1995 году. С большой степенью вероятности она принадлежала этому же виду динозавра.

Ученые считают, что уникальный экспонат должен находиться в месте постоянного свободного доступа, чтобы как можно больше людей могли его увидеть. Уже в этом году палеонтологи предлагают установить самую сохранную часть динозавра на втором этаже главного корпуса ТГУ.

Дарья Бердникова