Прочтений: 2079Томск, Технологии, ТГУ

Томские ученые выявили основной механизм выработки лечебных белков

пресс-служба ТГУ

Ученые ТГУ и МГУ выявили механизмы, которые играют главную роль в продукции миокинов — белков, обладающих противовоспалительным действием, сообщает пресс-служба вуза.

Полученные данные помогут активизировать выработку в организме веществ, снижающих уровень воспалительных процессов. Результаты пионерных исследований опубликованы в свежем выпуске одного из самых цитируемых междисциплинарных журналов — Scientific Reports издательства Nature Publishing Group.

«Традиционно считается, что главным регулятором обменных процессов в гладких мышцах являются ионы кальция. Было предположение, что это касается и скелетных мышц, в которых происходит выработка миокинов. Проведенные нами исследования эту версию не подтвердили. Мы решили проверить другую гипотезу — оценить роль калия и натрия в продукции нужного нам белка», — цитирует пресс-служба заведующего кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонида Капилевича.

На базе ТГУ и МГУ в рамках проекта, поддержанного грантом РНФ, были проведены серии экспериментов. Томские ученые отслеживали процесс выработки миокинов в организме лабораторных мышей, которых подвергали физической нагрузке (бег, плавание), и у спортсменов-добровольцев, выполнявших разные виды упражнений (бег, подъем штанги).

«В результате была установлена прямая взаимосвязь между характером мышечных сокращений и появлением тех или иных белков. Более того, удалось выяснить, что некоторые упражнения стимулируют выработку одних миокинов и угнетают продукцию других», — говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, в МГУ эксперименты проводились на искусственно выращенных мышечных клетках. В лаборатории физико-химии мембран биологического факультета их подвергали электростимуляции, имитируя физические упражнения. При этом ученые контролировали изменение уровня ионов натрия и калия в клетках.

«Оказалось, что содержание ионов натрия и калия варьируется в зависимости от режимов сокращения скелетных мышц. На следующем этапе мы планируем посмотреть, как изменится выработка миокинов, если заблокировать движение ионов калия и натрия через клеточную мембрану. Необходимо понимать, что происходит при повышении концентрации этих элементов в клетках и при снижении их уровня», — рассказал Леонид Капилевич.

По словам специалистов, в сентябре исследователи приступят к реализации заключительного этапа проекта, в ходе которого ожидают получить новые данные о механизме выработки миокинов. В дальнейшем это позволит найти оптимальные способы их использования для лечения воспалений.

Анастасия Кирсанова