29марта
Прочтений: 3804Томск, ТГУ, Ученые

Томские ученые с коллегами из Франции раскрыли 20-летнюю тайну кислорода и озона

Ученые ТГУ совместно с учеными Национального центра научных исследований Франции (CNRS) совершили прорыв в понимании квантовых механизмов превращений легких и тяжелых изотопов кислорода в процессе образования молекул озона при высоких энергиях, сообщает пресс-служба вуза.

Более 20 лет физики всего мира пытались найти объяснение экспериментальным измерениям, не согласующимся с теоретическими моделями образования молекул озона. Результаты нового исследования дают возможность лучше прогнозировать процессы формирования озона, который в зависимости от высоты слоев в атмосфере может либо защищать биосферу Земли, либо создавать экологические проблемы.

Статья с итогами исследований опубликована в высокорейтинговом журнале The Journal Physical Chemistry Letters. CNRS включил эту публикацию в число значительных научных достижений.

«Теория впервые позволила объяснить скорости реакций изотопического обмена в зависимости от температуры в полном согласии с экспериментом. Реакции обменов легких и тяжелых изотопов кислорода 16О и 18О играют ключевую роль в глобальном процессе формирования озона. Но все попытки их теоретического моделирования приводили к качественным разногласиям с экспериментами — либо в температурной зависимости, либо в абсолютных значениях. Этот результат имеет фундаментальное значение в понимании процесса обогащения озона тяжелыми изотопами в стратосфере», — комментирует один из авторов исследования, доцент ФФ ТГУ Роман Кочанов.

Полученный физиками результат основан на точном квантовом расчете молекулярной динамики процесса, в котором атомы проходят через метастабильные резонансные состояния озона с последующим его распадом.

Как уточняют в ТГУ, ключ к пониманию был найден благодаря новой поверхности потенциальной энергии молекулы озона, ранее построенной российскими авторами на основе оригинальных исследований молекулярной электронной структуры.

«Ранее считалось, что поверхность потенциальной энергии озона имеет ярко выраженный барьер («рифовую структуру») на траектории распада (диссоциации) молекулы. Современные суперкомпьютерные расчеты выявили отсутствие этого барьера, что позволило получить точное согласование для скоростей реакции с экспериментом», — рассказали в ТГУ.

Измерения атмосферного распределения озона и его долгосрочных изменений является критически важным шагом в понимании взаимосвязи вариативности озона и изменения климата. Этот газ является интенсивным поглотителем излучения в микроволновом и инфракрасном диапазонах.

«По сути, он третий по важности в списке потенциальных парниковых газов. Было обнаружено, что в некоторых географических областях тропосферный озон может иметь радиационный потенциал парникового эффекта локально выше, чем углекислый газ. Озон является важной составляющей земной атмосферы и играет первостепенную роль в атмосферной физике. Несмотря на сравнительно малую концентрацию, он важен в процессах, оказывающих влияние на химический состав атмосферы, качество воздуха и климата. В тропосфере — наиболее близком к земной поверхности атмосферном слое — озон является высокотоксичной компонентой смога, разрушительной для легочных тканей, сердечнососудистой системы и флоры. С другой стороны, озоновый слой вверху — в стратосфере — является единственным защитником биологической жизни и экологических систем на Земле от жесткого солнечного ультрафиолетового излучения», — добавляют в вузе.

Анастасия Кирсанова