Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 11458Томск, Экономика, Центробанк

ЦБ в Томске прояснил нюансы нового закона о временной блокировке карт

ЦБ в Томске прояснил нюансы нового закона о временной блокировке карт
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

С 26 сентября в силу вступил закон, позволяющий российским банкам блокировать сомнительные операции и карты клиентов.

Согласно закону, банки обязаны блокировать кредитные карты и электронные переводы со счетов клиентов на срок до двух рабочих дней, если у банка возникнет подозрение в том, что операция совершена без согласия владельца счета.

На каком основании банк может заблокировать операции и карты клиента, какие операции банк может считать сомнительными и для чего нужен новый закон — об этом корреспонденту vtomske.ru рассказали в томском отделении Сибирского ГУ Банка России.

По какой причине банк может заблокировать карту гражданина?

«Если у банка возникнет подозрение, что контроль над картой клиента захватил мошенник, банк может приостановить подозрительную операцию и заблокировать само средство платежа. В этом случае можно пользоваться другими картами, привязанными к этому же счету, а также совершать операции по счету любым другим способом, например, через онлайн-сервисы, в кассах банка и так далее», — рассказала представитель томского отделения Банка России.

Она отметила, что если подозрительная операция совершается по счету, к которому карты не привязаны, то банк не блокирует счет, а временно приостанавливает только конкретную операцию. При этом своими деньгами на счете человек может пользоваться.

По словам представителя ЦБ, блокировка сомнительных операций — один из механизмов, которые позволяют защищать деньги клиентов банков на счетах.

Разве банк может заблокировать операцию или карту без согласия клиента?

«Новый закон теперь обязывает все банки проводить работу по противодействию хищениям денег со счетов клиентов. И если банк выявляет подозрительную операцию, то в целях сохранения денег клиентов приостанавливает данную операцию. При этом речь не идет именно о блокировке: каждый банк сам определяет конкретный механизм защиты денег на счетах, действуя в интересах своих клиентов», — сообщила представитель томского отделения Банка России.

По каким признакам банк будет выявлять сомнительные операции?

По словам нашей собеседницы, в первую очередь банк решает вопрос о приостановке операции, если информация о получателе перевода уже содержится в базе данных о случаях и попытках хищений. Второй признак — совпадение информации о параметрах устройств, используемых для совершения перевода, с информацией о параметрах устройств из базы данных. Третий признак — несоответствие характера, объема, а также параметров совершаемых транзакций операциям, которые обычно проводит клиент.

«Перечень критериев любой банк может уточнить и дополнить. Они будут применяться к платежному поведению конкретного клиента. И если оно стало нетипично для него, банк может посчитать операцию сомнительной. Например, человек обычно совершает покупки в Томске в супермаркете в районе Каштака, и вдруг по этой же карте через короткий промежуток времени происходит транзакция, например, в другом регионе России или за границей, куда он физически не может переместиться за такое короткое время. Это как раз может служить признаком того, что злоумышленник сделал копию карты и пытается через нее обналичить деньги», — рассказала представитель ЦБ.

Другим критерием может быть нетипичный объем транзакции. Например, на совершение разовой покупки клиент обычно тратит в среднем не более десяти тысяч рублей, и вдруг происходит крупная покупка на 70 тысяч.

«Поэтому, чтобы уменьшить риск приостановки операций, можно просто предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы планируете выехать за границу, будете совершать там покупки, также имеет смысл предупредить банк перед тем, как вы собираетесь оплачивать по карте крупную покупку», — уточнила наша собеседница.

Как банк будет информировать клиента о сомнительности операций и необходимости блокировки? Как в дальнейшем разблокировать карту?

«После приостановки конкретной операции банк обязан незамедлительно связаться с клиентом тем способом, который указан в договоре. Чтобы избежать неудобств, лучше всегда оставаться на связи, особенно за границей. Если клиент подтверждает, что именно он совершает эту операцию, тогда она будет совершена. Если же клиент операцию не совершал, то говорит банку: «Да, я ее не совершал» и просит банк заблокировать карту, если речь идет о платеже по карте. В дальнейшем для разблокировки ему следует обратиться в банк», — отметила сотрудник томского отделения ЦБ.

На какой срок будет блокировка?

По данным специалистов, время приостановки операции зависит от оперативности взаимодействия банка и клиента. Максимальный срок, в который банк будет дожидаться обратной связи от клиента, составляет два рабочих дня, по истечении которых платеж будет автоматически разблокирован. Но в этом случае уже клиент будет нести ответственность за возможные потери.

Почему необходим данный закон?

«Необходимость введения данного закона назрела давно. Ежегодно граждане теряют огромные суммы денег со своих карт и счетов. В 90 % случаев это происходит из-за собственной беспечности, когда, например, владелец карты сам сообщает мошенникам ее данные (ПИН-код, CVV-код). Основная цель закона состоит в защите денег клиентов банков от кибермошенников», — рассказала представитель банка.

Она отметила, что в 2017 году в России было совершено более чем 300 тысяч несанкционированных операций, в результате которых со счетов граждан было похищено около одного миллиарда рублей.

Анастасия Кирсанова
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×