Прочтений: 3005Томск, ТПУ, Ученые

Томские ученые рассказали о новом районе выброса метана в Восточной Арктике

Depositphotos / mtellioglu

Научно-исследовательское судно вернулось из экспедиции по морям Восточной Арктики. Ученые, среди которых были и томичи, сообщили об обнаружении нового мощного района выброса парникового газа метана.

Экспедиция была организована Тихоокеанским океанологическим институтом имени Ильичева ДВО РАН, Институтом океанологии имени Ширшова РАН и Томским политехническим университетом. Экспедиция стартовала из Архангельска 21 сентября. Ее участниками стали 55 ученых из университетов и научно-исследовательских центров России.

Основная гипотеза ученых заключается в том, что деградация подводной и прибрежной мерзлоты, которая окружает Северный Ледовитый океан, приводит к массированным выбросам основных парниковых газов — метана и двуокиси углерода. Ученые предполагают, что при прогрессирующем разрушении подводной мерзлоты выбросы метана из морей Восточной Арктики могут оказать существенное влияние на климатическую систему всей планеты.

В течение 35 дней в морях Восточной Арктики специалисты выполняли целый комплекс биогеохимических, геофизических и геологических исследований, сообщает пресс-служба ТПУ. Исследования экспедиции были сфокусированы на шельфе морей Восточной Арктики (МВА), самом широком и мелководном шельфе Мирового океана. Здесь сосредоточены гигантские запасы углеводородов в форме нефти, угля и природного газа, в основном, метана.

«Из наиболее ярких предварительных результатов экспедиции можно выделить открытие нового мощного района массированной разгрузки метана из донных осадков в водную толщу-атмосферу, который был сформирован в последние годы. Этот район свидетельствует об аномально высоких темпах деградации подводной мерзлоты», — сообщают политехники — участники экспедиции.

Еще одной иллюстрацией быстро прогрессирующей деградации подводной мерзлоты являются результаты микрополигонной съемки на сиповом поле (сип — фонтан из всплывающих пузырьков метана) под названием «Подкова».

«Размеры сечения этого поля разгрузки метана выросли многократно за время, прошедшее после последней съемки, выполненной в 2014 году, — сообщают участники экспедиции. — Кроме того, расшифровка первых результатов записей донных сейсмостанций дает принципиально новую информацию об интенсивности и распределении множественных землетрясений — моретрясений. Их энергия теоретически способна дестабилизировать огромные запасы гидратов, предположительно залегающих под подводной мерзлотой, деградация которой усиливается во многих районах, исследованных в этой экспедиции».

Дарья Бердникова