ФСБ наградила томских ученых за создание приборов для поиска взрывчатки

Федеральная служба безопасности к 60-летию со дня образования Сибирского отделения РАН наградила томских ученых грамотами за разработку прибора для обнаружения взрывчатки. Разработка велась по заказу ФСБ РФ и уже прошла испытания на вокзале Томск-I.

Разработанный учеными ТГУ, Института оптики атмосферы, Института сильноточной электроники и Института проблем химико-энергетических технологий лидарный детектор способен распознавать вещества по молекулам их паров в воздухе. Сканировать опасные предметы на больших расстояниях и дистанционно распознавать взрывчатку прибор может и по отпечаткам пальцев террориста, при этом сканирование проводится без каких-либо ощущений, незаметно.

«Прибор состоит из телескопа с особо чувствительной оптикой, системы сканирования и лазерного источника. Разработка велась более пяти лет по заказу ФСБ. В технологии используется лазер с нестандартной длиной волны, который взаимодействует только с определенным видом молекул и способен выявлять в воздухе на расстоянии до 50 метров все известные взрывчатые вещества (гексоген, октаген, тринитротолуол, суррогатные самодельные вещества)», — сообщает Инновационный портал Томской области

Лазерный луч взаимодействует с частицами и сигналит, если сталкивается с микрочастицами взрывчатки. Луч обладает очень высокой чувствительностью. Технология является абсолютно новой и не имеет аналогов в мире. Прототип хорошо показал себя в испытаниях на вокзале Томск-I.

К 60-летию со дня образования Сибирского отделения РАН Центр специальной техники ФСБ России наградил томских ученых Александра Ворожцова и Сергея Бобровникова грамотами за разработку данного прибора. Хотя, как говорят сами разработчики, он еще требует некоторых доработок.

«Даже при сканировании пятидесятого отпечатка пальца, который до этого прикасался к взрывчатке, прибор обнаруживает угрозу. У нас сейчас есть уверенность, что идея работает, но нужно проводить дополнительные исследования, применить новые принципы генерации лазерного излучения, сделать прибор безопасным для глаз, уменьшить его габариты и массу. Технология позволяет обнаруживать не только взрывчатку, поэтому актуальна работа и по расширению применения», — подытожил разработчик Александр Ворожцов.

Максим Газизов