Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Первый в РФ эксперимент с самолетом и беспилотником прошел в Томске

Первый в РФ эксперимент с самолетом и беспилотником прошел в Томске
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Пробный полет пилотируемого и беспилотного воздушных средств состоялся на аэродроме Головино в рамках финала конкурса «Авиароботех». Цель — показать возможность безопасного полета средств в одном воздушном пространстве даже в отсутствии связи.

Конкурс разработчиков авиационных беспилотных систем «Авиароботех» стартовал на аэродроме Головино в Томском районе 28 мая. Томская область выбрана для поведения конкурса в том числе из-за подходящей инфраструктуры и климатических условий, а также благодаря действующему с 2018 года проекту «Тайга». Он предполагает создание опытного района доставки грузов и выполнение других задач с использованием беспилотных аппаратов.

«В рамках проекта «Тайга» мы проанализировали больше ста предприятий и выяснили, что единицы из них представляют, как можно применять беспилотники для решения своих задач. Затем мы создали сценарии применения беспилотников и поделились ими с компаниями. <...> Конкурс продолжит эту работу, его идея — сблизить заказчиков и тех, кто оказывает услуги с применением беспилотных аппаратов», — рассказал генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.

В конкурсе приняли участие 12 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Иркутска и Тамбова. Им предстояло выполнить задачи по пяти направлениям: перевозка груза, мониторинг трубопроводов, мониторинг ЛЭП, картографирование, поиск и спасение людей.

Одна из компаний представила на конкурсе квадрокоптер с силовой установкой на основе водородных топливных элементов. Такие беспилотники применяют в сфере телекоммуникаций, строительства, энергетики и других отраслях.

«Очевидно их преимущество — бесшумность и работа по времени в пять-шесть раз дольше тех, что работают на аккумуляторах. В мире таких беспилотников единицы. Принцип простой — водород поступает в топливный элемент и сразу вырабатывается электричество. Основное его назначение — наблюдение. И в отличии от самолетных вариантов он может подлететь очень близко, остановиться, посмотреть, сесть, при необходимости доставить что-то», — рассказал представитель компании-разработчика Александр Зубарев.

В четверг, 30 мая, прошел финал конкурса, в рамках которого впервые состоялся пробный полет пилотируемого и беспилотного воздушных судов в условиях отсутствия связи с диспетчером.

По словам Глеба Бабинцева, одна из задач полета — показать, что беспилотные и пилотируемые средства могут летать безопасно в одном воздушном пространстве даже в отсутствии связи.

«У нас две большие цели. Первая — дать возможность посмотреть компаниям на технологии, как реально летают беспилотники, как они собирают данные, как они их привозят, как они обрабатываются, какой результат получается на выходе и как его можно применить. Вторая — демонстрация технологии, благодаря которой можно летать безопасно беспилотникам друг с другом и пилотируемыми средствами, не зависимо от наличия или отсутствия связи и диспетчера», — рассказал корреспонденту vtomske.ru Глеб Бабинцев.

Он отметил, что благодаря применению специальной международной технологии управления воздушными средствами полет в любом воздушном пространстве на всей территории РФ будет безопасным.

«Она международная, сертифицированная, но мы, не меняя ее, ориентировали ее на нашу страну и можем ее применять. Есть стандарт, который лег в основу технических решений, были созданы устройства, которые помещаются на борт воздушных судов различного типа и находятся на наземных станциях и позволяют всем видеть друг друга и не являться друг для друга помехой. Мы создали необходимое оборудование и сегодня на воздушных средствах различных компаний мы протестировали и продемонстрировали работу системы. Конечная цель — ввести это в отраслевой стандарт применения, чтобы везде, где летают как беспилотники, так и пилотируемые средства, была обеспечена безопасность полетов и объектов, а также возможность идентифицировать воздушное судно и его владельца», — уточнил Глеб Бабинцев.

В рамках демонстрации работы системы первым взлетел беспилотник, после удаления которого на расстояние около десяти километров от точки старта взлетел Ан-2, после которого взлетел еще один беспилотник. В результате пробного полета каждое из воздушных средств могло видеть другие, находящиеся с ним в одном воздушном пространстве.

«Сегодня существует большая проблема — когда взлетает или уже находится в воздушном пространстве беспилотник, самолеты его не видят. И если ему в лоб влетает беспилотник, то это ЧП, а наша задача — этого избежать. Нужно, чтобы самолет видел беспилотник не когда он появится перед глазами, а на приборах, на расстоянии хотя бы в 50-100 километров. Такая технология — путь решения проблемы. Видимость каждого воздушного средства, в том числе беспилотников осуществляется при помощи радио-канала и установленных устройств. И сегодня такой эксперимент проводился в России в первый раз», — рассказал Бабинцев.

По словам директора ассоциации «Аэронет» Глеба Бабинцева, существует несколько проблем, которые сдерживают развитие законодательства и рынка беспилотников. В их числе безопасность полетов, безопасность объектов.

«Мы должны понять, кто летит, идентифицировать и, возможно, вмешаться в канал управления, чтобы его принудить к посадке или направить в другую сторону от объекта, например, при этом обеспечить защиту от перехватов и умышленных помех. Сегодня все это мы демонстрировали», — сказал Глеб Бабинцев.

Одновременно, по словам специалиста, при применяемой технологии можно наблюдать более 300 бортов.

«Сегодня много компаний, которые выпускают беспилотники, много тех, кто их оборудует. Многие беспилотники сегодня летают не только на гражданских, но и на военных объектах. Сегодня очень много направлений, но нет нормативно-законодательной базы. Впервые мы сегодня протестировали систему, при которой беспилотники и пилотируемые судна видят друг друга», — сказал губернатор региона Сергей Жвачкин.

Он напомнил, что в июле 2018 году был дан старт федеральному проекту, предполагающему создание опытного района применения беспилотных авиационных систем на территории Томской области. В августе 2018 года губернатор, представители коллегии ВПК РФ и Фонда перспективных исследований подписали дорожную карту проекта до 2023 года.

«У нас огромные территории, где нет дорог и связи. В рамках проекта «Тайга» — пилотного проекта по применению беспилотников — мы разделили Томскую область на несколько секторов, которые выбирали в зависимости от дальности беспилотников. И в каждом секторе мы будем тестировать все необходимые задачи — проверка нефте- и газопроводов, проверка провисания линий электропередач, поиск потерявшихся людей, перевозка лекарственных препаратов, денежных средств, кадастровые работы, картография», — сказал Жвачкин.

Анастасия Кирсанова
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×