29марта
Прочтений: 3224Томск, ТГУ, Лагерный сад, Ученые

Томские ученые: перенаселенность птиц приводит к «многоженству»

Томские ученые совместно с коллегами из Москвы и Германии провели исследование птицы мухоловки-пеструшки. Они выяснили, что перенаселенность птиц в лесах и городских парках приводит к появлению «многоженства» и внебрачных скрещиваний среди пернатых.

Исследования проводились на протяжении 18 лет в местах, где численность исследуемого вида в несколько раз превышает природную за счет развески искусственных гнездовий (синичников): на учебно-научной станции ТГУ «Полигон Коларово», в Лагерном саду, Университетской роще и на других площадках. Группа ученых обследовала более двух тысяч взрослых птиц, заселивших синичники, и их птенцов.

У каждой особи были взяты образцы крови на анализ ДНК для дальнейшего ДНК-профилирования. Оно позволяет определить настоящих (генетических) родителей тех птенцов, которых выращивает каждая конкретная пара птиц. Исследование биоматериала проводились в Германии.

«В условиях переуплотненности, когда вместо трех-четырех пар на десять гектаров смешанного леса птицы гнездятся в четыре раза плотнее в городе и в 30 раз плотнее в лесу, они меняют свое поведение. В отношениях между самцами и самками появляются самые разные вариации, от разовых «измен» до «многоженства», а также замены одного и даже последовательно обоих родителей за время выкармливания птенцов», — сообщает пресс-служба ТГУ.

В качестве одной из причин, по которым могут нарушиться моногамные отношения, исследователи называют отсутствие проблем с «жильем». Мухоловка-пеструшка не вьет открытых гнезд. Обычно самец выбирает один «домик» и песней привлекает туда самку. Но нередко он занимает вторую и даже третью территорию и может завести не одну, а несколько семей.

Ученые отмечают, что такие случаи полигамии известны для мухоловки-пеструшки по всему ареалу. Наряду с этим генетический анализ позволил установить, что не все птенцы, которых в своем гнезде выкармливает отец, являются его генетическими потомками. В определенных условиях, например, при утрате жилища, самка может отложить яйцо в чужое гнездо.

В подобных ситуациях случается, что самка одним яйцом не ограничивается. Поскольку у данного вида птиц обострен родительский инстинкт, она не бросает гнездо и выкармливает не только своих птенцов, но и подкидышей. Если плотность гнездования остается естественно низкой, то доля не только полигамных самцов, но и птиц, вступающих во внебрачные связи, будет минимизирована, поскольку им попросту не с кем будет «изменять» друг другу.

Как заметили зоологи, результаты исследований свидетельствуют о том, что новые признаки поведения у животных зачастую появляются внезапно, в ответ на необычные средовые условия, и не контролируются напрямую естественным отбором.

Максим Газизов