Прочтений: 2085Томск, СО РАН, Здравоохранение, Ученые, НИИ ПЗ, Наука

Томские ученые нашли способ диагностики шизофрении по анализу крови

Ученые томского НИИ психического здоровья выявили в сыворотке крови шизофреников белки, которые могут стать биологическими маркерами для своевременного определения болезни. Метод доступен большинству медлабороторий и позволит упростить диагностику.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале BMC Genomics. Как пишет издание «Наука в Сибири», шизофрению достаточно сложно выявить на ранней стадии. Специального анализа для этого нет, а симптомы болезни неспецифичны и аналогичны другим психическим заболеваниям, например, биполярному расстройству. Тем не менее, психиатр делает заключение на основании клинической картины и своего опыта.

Чтобы продвинуться в решении проблемы, ученые томского НИИ психического здоровья совместно с московскими коллегами проанализировали сыворотку крови пациентов, страдающих шизофренией, биполярным аффективным расстройством, и здоровых людей. С помощью сверхчувствительных масс-спектрометров ученые взяли по 30-50 анализов у 10 представителей каждой группы. В каждой группе были определены от 1,4 тысячи до 1,6 тысячи белков. Ученым удалось выявить 27 белков, связанных с шизофренией, и 18 — с БАР.

«Мы показали, что у больных шизофренией, по сравнению с остальными группами, повышен ANKD 12, а при наиболее тяжелом проявлении шизофрении, кроме того, снижен кадгерин 5. Измерение количества этих белков методом иммуноферментного анализа, который доступен в большинстве медицинских лабораторий, уже способен помочь врачам поставить диагноз «шизофрения» и понять степень тяжести заболевания. Возможно, в дальнейшем, когда будут найдены другие подобные белки, на их основе создадут диагностическую панель лабораторных маркеров шизофрении», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики и биохимии НИИ ПЗ Людмила Смирнова.

Она отметила, что полученные результаты также могут рассказать о причинах возникновения и развития болезни.

«Набор белков, измененных при шизофрении, оказался связанным в первую очередь с иммунным ответом, клеточной коммуникацией, ростом и сохранением клеток, белковым обменом и регуляцией метаболизма нуклеиновых кислот. Мы только начинаем разбираться в этих связях, и тут тоже предстоит проделать большую работу», — добавила Смирнова.

Никита Лобиков