Прочтений: 4458Томск, ТГУ, Ученые

Ученые из Томска рассказали, чем могут быть опасны летучие мыши для сибиряков

пресс-служба ТГУ

Ученые ТГУ, совместно с колегами из Чехии, выявили, чем рукокрылые могут заразить сибиряков. В эктопаразитах летучих мышей с нескольких территорий, в том числе из Западной Сибири, впервые были обнаружены возбудители болезней, передающихся от животных.

По словам ученых, летучие мыши являются носителями нескольких сотен вирусных, бактериальных, протозойных и грибковых патогенов, в том числе, опасных для человека. При этом до сих пор есть не очень много информации о том, какую роль в циркуляции этих микроорганизмов играют эктопаразиты летучих мышей.

Исследования проводились на базе Университета ветеринарных и фармацевтических наук Брно. Для анализа были использованы многочисленные сборы со многих территорий РФ и государств бывшего СССР.

«Присутствие ДНК возбудителей (бактерии Bartonella, Rikketsia, Anaplasma) определялось методом ПЦР (real-time). ДНК бартонеллы (возбудителя бартенеллеза) в эктопаразитах летучих мышей была впервые обнаружена на нескольких территориях, включая Западную Сибирь, в том числе это Ханты-Мансийский автономный округ. Там же была обнаружена и ДНК риккетсий (некоторые представители данного рода являются возбудителями лихорадок)», — цитирует пресс-служба ТГУ старшего научного сотрудника лаборатории мониторинга биоразнообразия БИ Марию Орлову.

Сейчас научная группа ждет подтверждения полученных результатов, а также уточнения видовой принадлежности выявленных патогенов. После этого можно будет делать вывод об опасности этих возбудителей для человека.

«Часть положительных проб происходит из колоний, локализованных в городах и других населенных пунктах. При этом необходимо помнить, что летучие мыши — охраняемая группа животных и важный компонент экосистемы, поэтому их уничтожение ни в коем случае не может являться мерой борьбы с распространением инфекций. Поэтому если в вашей квартире оказалась летучая мышь, ученые настоятельно не советуют прикасаться к ней голыми руками, действовать можно только в перчатках», — добавляет пресс-служба.

Максим Газизов