29марта
Прочтений: 2951Томск, ТГУ, Ученые

Остатки 25 рыб юрского периода нашла экспедиция ученых ТГУ под Иркутском

ТГУ

Палеонтологи Томского государственного университета с коллегой из Иркутска во время экспедиции на территории Иркутского угольного бассейна обнаружили остатки 25 экземпляров рыб юрского возраста. Находки позволяют прогнозировать обнаружение высших позвоночных, в том числе динозавров, говорят ученые.

Участвовали в экспедиции доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов вместе с иркутским коллегой палеоботаником, сотрудником Института земной коры СО РАН Андреем Фроловым и студентами ГГФ ТГУ.

В вузе добавили, что для студентов ГГФ ТГУ Артема Дудина и Егора Игнатова — учатся на третьем и четвертом курсе соответственно — экспедиция стала первым опытом организации полевых работ и поиска палеонтологических остатков.

По словам Степана Иванцова, Иркутский угольный бассейн — континентальная впадина, заполненная отложениями юрского возраста, что говорит о вероятности обнаружения там динозавровой фауны.

В ТГУ рассказали, что впервые на поиски юрских позвоночных в Иркутской области ученый отправился в 2014 году вместе с Андреем Фроловым. В 2017 году они разработали поисковую методику, благодаря которой в 2020 году, в последний день работ на новой точке им удалось обнаружить первые остатки двух рыб юрского возраста.

Лагерь исследователей юрского периода находился в лесной местности в долине реки Ангара, в 50 километрах к северу от Иркутска.

В этом году экспедиция направилась на конкретное место, зная, где располагается этот слой и за три недели работ вскрыла порядка пяти тысяч «квадратов».

«С этой площади нашли 25 экземпляров рыб разных видов — это достаточно много. По размерам они около 20-25 сантиметров в длину, но о видовой принадлежности пока говорить рано — нужно сначала препарировать образцы. Также мы можем сказать точно: они скопились там вследствие какого-то события, которое привело к их массовой гибели. Мы попутно отобрали образцы на различные геохимические и микропалеонтологические анализы — это поможет нам выяснить причину их гибели. И самое главное предположение, которое подтвердили наши находки: юрские позвоночные в Иркутском бассейне есть, и я буду продолжать их искать», — рассказал Степан Иванцов.

Отложения юрского возраста на территории Иркутского бассейна, по его словам, оказались сцементированными, плитчатыми — их приходилось раскалывать и смотреть по поверхностям напластования.

Это, по словам ученого, с одной стороны, это создавало трудности в работе, а с другой стороны — обеспечило уникальную сохранность находок.

«Рыбки сохранились практически в прижизненном состоянии — видны отпечатки мягких тканей и чешуек и даже все лучи плавников», — пояснил палеонтолог.

Он добавил, что наряду с этим его иркутский коллега нашел несколько видов юрских растений, в том числе новый вид печеночного мха и остатки спороносных органов растений.

Фотографии опубликованы пресс-службой ТГУ