Архив
28апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 13270Томск

Томский акрополь: архитекторы высоко оценили здание областного суда, построенное ТДСК

Томский акрополь: архитекторы высоко оценили здание областного суда, построенное ТДСК
архитектурное бюро «Стиль»

Реконструированный СУ ТДСК комплекс зданий областного суда в Томске высоко оценили в архитектурном сообществе.

23-й Межрегиональный фестиваль «Зодчество в Сибири», прошедший нынешним летом в Иркутске, был посвящен теме сибирского архитектурного кода — общего для огромного историко-географического пространства востока страны и одновременно с этим уникального в масштабах общероссийского опыта.

Реконструированный комплекс зданий Томского областного суда получил Золотой диплом в разделе «Постройки», а также Гран-при фестиваля лучших архитектурных произведений.

На реконструкцию площадки, находящейся в собственности суда, были выделены средства федеральной целевой программы по развитию судебной системы. Часть из них направлена на восстановление заметно обветшавшей подпорной стенки.

«Обследование конструкций подпорной стены показало, что она находилась в плачевном состоянии — так как на участке не было нормальной канализации, склон пропитался стоками, постепенно разрушавшими кладку. Поэтому было принято решение о полном восстановлении объекта в исторических габаритах на основе архивных материалов», — сказал председатель правления Томского регионального отделения Союза архитекторов России, директор архитектурного бюро «Стиль» Сергей Худяков.

Разрушение стены вполне могло привести к сползанию части участка (вместе с располагавшимися там строениями) в овраг или же на сам Кузнечный взвоз.

Критики проекта сетовали, что «к историческому памятнику пристроили новодел». По факту, новодел, к которому и примыкают новые строения, возник здесь еще в 2010 году — речь идет о пятиэтажной (вместе с цоколем) кирпичной пристройке к памятнику федерального значения. Поэтому и «испортить» его новизной можно лишь через полвека.

В новом архитектурном ансамбле, выстроенном по бровке Воскресенской горы, новодел конца нулевых переходит в кирпичное здание в классическом стиле, продолжающее приемы и общую стилистику исторического комплекса. Завершает композицию здание в стиле минимализм, обшитое деревом и «укрытое» колоннадой.

«Минимализм этого решения заключается еще и в том, что здесь нет особой архитектуры. Для верхнего плато определяющими являлись два объекта — Воскресенская церковь и знаменитый дом с мезонином. И придумывать здесь что-то сверхъестественное не имело смысла. Формально мыслящий архитектор сделал бы обычную вещь — посадил бы сюда угловое здание с башенкой. Мы посчитали, что новый объект не должен мешать этим двум памятникам, и спроектировали его с прицелом на создание нейтрального фона. Поэтому, проезжая по Кузнечному взвозу, в первую очередь вы увидите на этом месте игру солнца и теней, создаваемую колоннадой», — пояснил Сергей Худяков.

Генеральным подрядчиком в рамках проекта выступило АО «СУ ТДСК» (директор Александр Поморцев), хорошо известное в регионе и за его пределами опытом работы со сложными и нестандартными объектами — на реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта, строительстве бассейна «Звездный», радиологического корпуса онкодиспансера и других.

«На площадку строители зашли в 2019 году, ввод объекта состоялся в декабре 2022-го. Работать приходилось в стесненных условиях: с одной стороны нас ограничивал обрыв, с другой — достаточно плотная застройка. Приходилось учитывать и другую специфику площадки. К примеру, стенки вырытого котлована нужно было укрепить шпунтовым ограждением из труб, чтобы избежать рисков сползания стоящих рядом зданий. Кроме того, была применена безударная технология работы со сваями — в целях сбережения старинной застройки их погружали вдавливанием», — рассказал главный инженер СУ ТДСК Александр Фунтиков.

Одной из самых сложных задач стало управление множеством подрядчиков, необходимых для выполнения специализированных работ на столь разноплановом объекте. Отдельной головной болью стал поиск высококвалифицированных каменщиков, способных работать с кладкой в стиле выдающегося архитектора Константина Лыгина, по проекту которого в начале XX века было возведено основное здание областного суда.

«Архитекторы очень плотно работали со старинными чертежами, поэтому здесь вполне можно говорить о преемственности новых решений. Например, по лыгинским документам, поднятым из архива, определены цвета для нового кирпичного здания. Исходя из этих цветовых решений, определились применяемые отделочные материалы. В частности, декоративный камень для облицовки колонн был заказан в Иране — его нарезали прямо на руднике по индивидуальному заказу. Кирпич также прошел процедуру тщательного отбора, требовалось максимальное сходство с тем, что использовался в старину. Частично мы задействовали и старый кирпич из разобранных сооружений — его отмывали и в дальнейшем использовали в декоративных целях», — отметил Александр Фунтиков.

Строителям, несмотря на всю их прагматичность и скупость на эмоции, этот объект, что называется, запал в душу — как говорится, чем сложнее, тем памятнее. Да и вообще, работа с такими позабытыми вещами, как затейливые карнизы, пилястры, пилоны или арочные окна, настраивает на особый лад.

Вместе с тем за фасадами, спроектированными под старину и минимализм, скрывается достаточно сложная инженерная начинка — как ни крути, а суд — это режимный объект с особыми требованиями к безопасности и сохранности документов. Например, в подземных складских помещениях, отстроенных еще купцами и промышленниками Кухтериными за упомянутой уже подпорной стенкой, оборудовали современный автоматизированный архив с особым микроклиматом и огнестойкими шкафами. Новые здания оснастили передовыми системами жизнеобеспечения, видеонаблюдения и противопожарной безопасности.

«Когда заказчик — государство, многое удается реализовать без той вкусовщины, которая присуща некоторым частным проектам. Самым важным и интересным в этом проекте является исторический контекст — это по-настоящему знаковое место. На профессиональном языке это акрополь, то есть возвышенное, сакральное место», — подчеркнул Сергей Худяков.

Реклама. Рекламодатель: ОАО «ТДСК»
Идентификатор рекламы
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×