9мая
Прочтений: 3171Томск, Россия, Отдых, Планетарий

Планеты, кометы, звездопады и затмения: что можно увидеть на небе в 2024г

Ежегодные крупные метеорные потоки Геминиды и Персеиды, планеты как яркие звезды на небе и еще ряд астрономических явлений можно будет увидеть на небосводе в наступившем 2024 году. Затмения Луны и Солнца из Томской области не будут видны, однако их смогут наблюдать жители другой части планеты. Чего ждать на небе в этом году — в материале vtomske.ru.

Затмения

В Томске и Томской области солнечных и лунных затмений не будет видно в 2024 году, рассказал vtomske.ru астроном-наблюдатель томского планетария Евгений Парфенов.

Ожидается, что ближайшее солнечное затмение, которое можно будет увидеть с территории региона, состоится 1 июня 2030 года — оно будет кольцеобразным. Лунное затмение для Томска ожидается в сентябре 2025 года, оно будет полным.

В целом, по словам Евгения Парфенова, в 2024 году ожидается несколько лунных и солнечных затмений.

Так, полное солнечное затмение ожидается 8 апреля, видно его будет в США, Канаде. В России в это время будет ночь. Второе солнечное затмение ожидается 2 октября в южном полушарии, можно будет увидеть кольцеобразное солнечное затмение — явление, при котором вокруг закрывающей Солнце Луны образуется кольцевой световой ободок.

Лунные затмения состоятся в 2024 году 25 марта и 18 сентября. В России в это время будет дневное время суток. Затмения будут доступны для наблюдения везде, где Луна будет находиться над горизонтом, в том числе из Северной и Южной Америки, Антарктиды.

Кометы

Появления на небе ярких комет, которые могут быть видны невооруженным глазом, в 2024 году, по словам Евгения Парфенова, не ожидается, вместе с тем будет несколько комет, которых можно рассмотреть в телескоп.

«В первой половине года ожидаются две кометы, которые можно будет наблюдать в небольшую оптику. С начала года до середины апреля должна быть видна комета Понса — Брукса (открыта в 1812 году), максимальная яркость ожидается в апреле, однако она будет уже слишком близко к Солнцу, поэтому наблюдать лучше в начале года. Еще одну комету можно будет увидеть с марта по октябрь, максимальная яркость придется на июль. Но самые красивые и яркие кометы — те, которые появляются внезапно, только что открытые. Потому как изученные давно регулярно пролетают мимо Солнца и от них остается все меньше и меньше, они становятся не яркими», — отметил астроном.

Планеты

У Меркурия в 2024 году будет несколько периодов для хорошего наблюдения. Наблюдать планету можно во второй половине марта через два часа после захода солнца, небольшая видимость будет в первой половине июля, по утрам с августа по начало сентября и во второй половине декабря.

Венера в 2024 году будет видна с Земли не так хорошо, как в 2023-м. Наблюдать планету можно в январе, во второй половине года у нее, по словам Евгения Парфенова, начнется вечерняя видимость, наилучшая с сентября. Наблюдается она как самая яркая планета, если утром — она на востоке, вечером — на западной части неба

Наблюдать Марс на небе можно будет с 22 июня, с каждым последующим месяцем видимость будет, по словам астронома, становится лучше, наиболее ярким и крупным он будет в 2025 году, так как максимально приблизится к Земле. Таким образом в 2024 году планету будет лучше всего видна в декабре.

У Юпитера наиболее благоприятный период наблюдения будет в начале и конце 2024 года. В марте он будет виден уже только вечером, в апреле видимость будет уже плохой, а к концу года планету снова станет видно хорошо. Декабрь будет наилучшим месяцем для наблюдения. При ясном небе Юпитер в период благоприятной видимости виден в течение всей ночи как самый яркий объект неба — ярче всех звезд.

Сатурн можно будет наблюдать при ясном небе лучше всего в августе — сентябре. Ярче всего планета, по словам Евгения Парфенова, будет 8 сентября. «Сатурн продолжает разворачиваться, кольца будут уже достаточно тонкие», — отметил астроном.

Для разглядывания подробностей на планетах, конечно, необходима оптика, однако в качестве точечного объекта, похожего на звезду, на небе планеты должны быть видны невооруженным глазом.

Звездопады

В 2024 году на небосводе жители Томска и области, а также другие жители РФ при ясной погоде смогут наблюдать два ежегодных крупных метеорных потока — Геминиды и Персеиды.

Метеорный поток Персеиды — это ежегодное явление, один из двух самых активных потоков в течение года. Максимум потока придется на 10—12 августа. В пик потока на небе будет пролетать максимальное количество метеоров — около ста в час. Наблюдать это явление при ясной погоде можно будет в течение всей ночи.

Поток Геминиды также один из самых ярких метеоритных потоков. Он отмечается большим количеством болидов — это явление сгорания небесного тела в нижних слоях атмосферы. Поток интересен тем, что он не отождествляется ни с одной кометой и связан с астероидом Фаэтоном, который движется по той же орбите. В 2024 году пик потока придется традиционно примерно на 14 декабря.

Помимо основных потоков ожидается традиционно еще несколько менее крупных. Так, 5—6 мая состоится максимум потока Эта-Аквариды — 20-30 метеоров в час, на 8 октября придется пик Дракониды, 21 октября придется пик потока Ориониды — тоже порядка 20-30 метеоров.

Анастасия Кирсанова