Архив
28апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 5017Томск, СКР, Транспорт, Кедровый, «СиЛА»

СК прекратил дела пилотов, обвиняемых в жесткой посадке самолета в Томской области. Что тогда произошло?

СК прекратил дела пилотов, обвиняемых в жесткой посадке самолета в Томской области. Что тогда произошло?
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Следователи прекратили уголовные дела, возбужденные в отношении пилотов, посадивших самолет Ан-28 в 2021 году в Томской области с отказавшими двигателями. В СК сообщили, что сроки давности уголовного преследования истекли. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вместе с тем опубликовал полный отчет о расследовании авиационного происшествия, подробнее — в материале vtomske.ru.

Напомним, 16 июля 2021 года пассажирский Ан-28 авиакомпании «СиЛА» совершил аварийную посадку в болотистой местности, выполняя рейс из Кедрового в Томск. На десятой минуте полета оба двигателя судна остановились. Несколько человек пострадали, погибших не было. СК возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Обвинение в нарушении правил безопасности по части 1 статьи 263 УК РФ предъявили пилоту, который посадил самолет. Руководитель отдела криминалистики Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Сергей Синяков сообщал, что причиной аварийной посадки стало несвоевременное включение противообледенительной системы.

Расследование дела шло более двух лет. В августе 2023-го редакции в СК на транспорте сообщали, что производство предварительного следствия по делу еще идет, ход и результаты не разглашали.

Дела прекращены

Как сообщила vtomske.ru в ответе на последний запрос редакции в декабре старший помощник по взаимодействию со СМИ руководителя Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Наталья Харченко, расследование завершилось.

«В ходе расследования уголовного дела по факту аварийной посадки воздушного судна Ан-28 установлено, что непосредственной причиной, приведшей к аварийной посадке, являются действия экипажа», — сообщила Харченко.

Вместе с тем в СК на транспорте сообщили, что уголовные дела в отношении пилотов прекращены.

«Уголовное преследование в отношении командира воздушного судна и второго пилота прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 частью 1 статьи 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования», — сообщили в ведомстве.

Наталья Харченко уточнила, что вышеуказанные деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести. Преступлениями небольшой тяжести, согласно кодексу, признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

Согласно УК, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекли два года.

Отчет о расследовании МАК. Что случилось 16 июля 2021 года?

Как сообщается на сайте Межгосударственного авиационного комитета, расследование по факту аварийной посадки 16 июля 2021 года Ан-28 авиакомпании «СиЛА» завершилось 13 сентября 2023 года. После этого МАК опубликовал окончательный отчет.

В заключении сказано, что авария самолета Ан-28 RA-28728 произошла при выполнении вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку, необходимость которой была обусловлена отказом в полете двух двигателей. Выключение двигателей произошло при выполнении полета в условиях обледенения с выключенной ПОС из-за срыва льда с их входных устройств в проточную часть, отмечают в МАК.

«Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовали следующие факторы: невыполнение экипажем положений руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) по ручному включению ПОС при наличии метеоусловий, способствующих обледенению; нарушение режима труда и отдыха экипажа, что могло привести к накоплению оперативной усталости (утомлению) и способствовать пропуску операции по включению ПОС; непринятие экипажем решения отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей при накоплении оперативной усталости <...>; повышенная гипоксическая нагрузка при выполнении полетов на высоте более трех тысяч метров без дополнительного использования кислорода, что является нарушением <...> и могло усилить негативное проявление оперативной усталости; неисправность датчика сигнализации обледенения ДСЛ-40Т, исключившая выдачу сигнализации об обледенении и автоматическое включение ПОС», — сообщается в заключении специалистов авиационного комитета.


Носовая часть фюзеляжа разрушена. Самолет был в перевернутом положении
Фото: Международный авиационный комитет

Согласно документу, в тот день за менее чем 24 часа это был уже десятый полет, который выполнялся данным экипажем. В МАК отмечают, что экипаж жалоб на состояние здоровья не предъявлял, однако режим труда и отдыха был нарушен.

«Планирование полетов было выполнено неудовлетворительно. Наиболее вероятно, члены экипажа испытывали значительную оперативную усталость. <...> Нарушение режима труда и отдыха экипажа могло привести к накоплению оперативной усталости и способствовать пропуску операции по включению ПОС. Кроме того, большинство полетов проходили на высотах более трех тысяч метров, при этом члены экипажа кислородное оборудование не использовали. Данный факт мог приводить к гипоксии и способствовать дополнительному снижению работоспособности на фоне утомления», — отмечается в отчете.

Самолет перед вылетом в Кедровый осматривали, замечаний техника не было. На борту были 15 пассажиров, 118 килограммов багажа.

Действовавший прогноз погоды не препятствовал принятию решения на вылет. Вместе с тем прогнозом предусматривалось наличие кучево-дождевой облачности на высотах от 600 метров с верхней границей выше 3 000 метров. Прогноз кучево-дождевой облачности предусматривает также прогноз обледенения в ней.

Активное пилотирование осуществлял второй пилот, контроль и связь — командир воздушного судна.

Отмечается, что по показаниям командира, на высоте до 2,5 тысячи метров, продолжая набор высоты, он отметил образование льда на металлических элементах, расположенных на переднем стекле, и снижение приборной скорости. Тогда он дал команду второму пилоту на включение ПОС двигателей в ручное положение и уменьшение угла тангажа для сохранения скорости.

«На высоте в 3,1 тысячи метров по стандартному давлению и приборной скорости 210 километров в час на записи бортовой системой регистрации зафиксировано интенсивное падение оборотов правого двигателя, а через три секунду — и левого двигателя, вплоть до их выключения», — говорится в отчете.

С учетом результатов исследования двигателей комиссия считает, что к выключению правого двигателя привела следующая последовательность событий: интенсивное обледенение элементов конструкции ВУ двигателя при выключенной ПОС → накопления критической массы льда → срыв льда в проточную часть двигателя → одномоментное торможение ротора ТК льдом (его попадание между рабочими лопатками первой ступени ротора компрессора и ВНА) вкупе с резким уменьшением расчетного поступления воздуха, как следствие перекрытия площади ВНА → срабатывание контура взлетного флюгирования.

Выключение левого двигателя через три секунды после выключения правого двигателя является следствием сотрясения элементов конструкции самолета из-за выключения правого двигателя, что, в свою очередь, спровоцировало сход льда с поверхностей ВУ левого двигателя и далее по алгоритму, изложенному для правого двигателя, сообщили в МАК.

После выключения двигателей, согласно объяснительным экипажа, командир взял управление на себя и перевел самолет на снижение, при этом дал команду второму пилоту на отключение генераторов. Экипаж сигнал «Бедствие», как сообщается в отчете, не включал, о сложившейся ситуации службе движения не докладывал. После этого экипаж предпринял три попытки запуска левого и правого двигателей после их отказа.

«Описываемые экипажем действия по запуску двигателя в целом соответствовали процедуре, определенной РЛЭ. В то же время экипаж пренебрег предупреждением, что «при наличии обледенения запуск двигателя запрещается», — отмечают в комитете.

Далее экипаж произвел вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку — равнинную заболоченную местность. При приземлении произошел переворот самолета.

«После опускания передней стойки шасси произошло ее зарывание в мягкий заболоченный грунт, что привело к капотированию ВС. Согласно разделу 6.2.2. РЛЭ самолета Ан-28, при выполнении вынужденной посадки на сушу предусмотрен ряд процедур, которые экипаж не выполнил. Пропуск данных операций не повлиял на исход полета или тяжесть последствий аварийной посадки», — говорится в документе.

Во время полета, как установлено, экипаж, занимавший штатные рабочие места, и пассажиры были пристегнуты привязными ремнями.

В результате аварийной посадки командир получил перелом лодыжки левой берцовой кости. Остальные находившиеся на борту люди физически не пострадали. Один из пассажиров был доставлен в лечебное учреждение, где был установлен диагноз «психоэмоциональное состояние на фоне стрессовой ситуации».

В результате посадки, как сообщается, самолет был перевернут, носовая часть фюзеляжа разрушена, правый аварийный люк, фрагменты остекления кабины, сиденья пассажирского салона отделены от самолета и расположены в непосредственной близости. Разрушены обтекатели шасси, имел повреждения хвост, были прочие повреждения.


Приборная панель
Фото: Международный авиационный комитет

Что касается воздушного судна, в отчете указано, что Ан-28 1990 года выпуска, сертификат летной годности действовал на тот момент до конца января 2022 года, назначенный ресурс — 9 000 часов полета, наработка — 8 698 часов, то есть остаток срока службы — 302 часа, чуть более тысячи посадок. У одного двигателя остаток назначенного ресурса составлял 6 тысяч часов, второго — 1,5 тысячи.

Последнее периодическое техобслуживание самолета было выполнено 13 июля, за три дня до ЧП, оперативное — в день полета.

Новости и фоторепортажи о ЧП с самолетом:

Пассажиров совершившего жесткую посадку Ан-28 доставили в Томск. Фото

Жесткая посадка самолета Ан-28 в Томской области. Главное

СК опубликовал видео с места жесткой посадки Ан-28 в Томской области

«Дальше летать не боюсь»: пилот аварийно севшего Ан-28 рассказал подробности о ЧП

Мария Петрова
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×