Архив
2мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 3006Томск

Исторический момент: патологоанатом и анималист

Сегодня в нашей рубрике «Исторический момент» — ученый-патологоанатом и художник-анималист.

13 марта 1881 вышел первый номер первой в Томске частной либерально-областнической «Сибирской газеты». Издателями были Петр Иванович Макушин и Александр Васильевич Адрианов В 1888 году газета была закрыта за оппозиционный характер материалов.

***
13 марта 1847 года родился Константин Николаевич Виноградов, профессор кафедры патологической анатомии медицинского факультета Томского университета, активный участник Общества естествоиспытателей и врачей при университете. Автор 45 печатных трудов по различным вопросам патологической анатомии и общей патологии.

Константин Николаевич был врачом и ученым по призванию. Так, во время русско-турецкой войны 1877 года он работал в военном госпитале и там тяжело заболел тифом. Несмотря на слабость и тяжелую госпитальную обстановку, будущий профессор в том же госпитале провел исследование «гангрены, осложняющей сыпной тиф» и «патологических изменений при перемежающейся лихорадке». С такими познаниями врач Виноградов принимал участие в ликвидации тифа в действующей армии и за эту работу был награжден орденом Святой Анны III степени.

В 1890 год Виноградов был назначен ординарным профессором по кафедре патологической анатомии Томского университета, которую возглавлял до 1892 года. На долю Виноградова выпало трудное дело — первоначальное устройство и оборудование кафедры и института патологической анатомии. Его лекции отличались ясностью, простотой и содержательностью. Во время чтения профессор демонстрировал препараты и рисунки. Весь патолого-анатомический материал, более 1500 микроскопических препаратов, относящихся к различным патологическим процессам, и более 200 макроскопических препаратов, предназначенных для музея, ему пришлось привезти из Петербурга. До того времени в Томском университете не существовало ни музея, ни коллекции по патологической анатомии.

За томский период профессор Виноградов опубликовал пять работ. Наверное, самое понятное для неподготовленного читателя его исследование — обнаружение и изучение особой двуустки, которая была названа сибирской двуусткой. Современное название гельминта хорошо знакомо сибирякам: Opisthorchis felineus, он вызывает описторхоз.

***
13 марта 1887 в здании Томской городской думы по улице Магистратской, 2, — ныне это улица Розы Люксембург, — открылась выставка картин художника Александра Мако и его учеников Голубиных, Ливена, Удовиченко.

Русский живописец Александр Мако — автор пейзажей, этнографических композиций и охотничьих сцен. Будучи заядлым охотником, получил известность как художник-анималист: жанр, редкий для сибирского сообщества. Многие произведения мастера воспроизводились в периодической печати и на открытках. Представлен в музейных и частных собраниях Киева, Томска, Омска, Бийска и других городов.

Родился Александр Мако в Барнауле, в семье художника австрийского происхождения. Подробно биографию художника рассказывает издание областной библиотеки имени Пушкина «Старый Томск». Мать будущего живописца была томичкой. Из Барнаула семья переехала в Томск. Здесь Александр в 1869 году закончил томскую гимназию и уехал к своему деду в Германию, где поступил учеником в Мюнхенскую Академию художеств. Получив в итоге звание «неклассного» художника, вернулся в Томск и устроился преподавателем рисования в женскую Мариинскую гимназию.

В 80-е годы, не удовлетворяясь работой школьного учителя, Мако открыл свою студию,
существовавшую несколько лет. Под его руководством работало около десятка учеников, среди них встречаются известные имена. Трое братьев Оржешко, один из которых позднее закончил Академию художеств, стал архитектором-художником, плодотворно работавшим в Томске и других сибирских городах. Брат и сестра Голубины: впоследствии Сергей Иванович Голубин был одним из любимых учеников Репина в Академии художеств.

Раз в неделю в своей студии Мако устраивал вечерние занятия, на которых практиковалось рисование с натуры; позировал кто-нибудь из приглашенных знакомых или подыскивался натурщик за плату. В этой маленькой домашней школе рисования, первой в Томске, закладывались основы художественного образования, приобретались навыки живописи и рисунка, прививалась любовь к искусству.

Каждое лето, во время школьных каникул, Мако уезжал на Алтай, он завел там близ Черги заимку, на которой проводил всё свободное время, отдаваясь своему любимому делу: писал пейзажи, много делал зарисовок и этюдов этнографического характера. Но особенно Мако любил писать сцены из охотничьей жизни и животных.

В этот период Александр Эдуардович активно участвует в художественной, культурной жизни города. Большим вниманием томичей пользовалась персональная выставка Мако, устроенная им в бывшем актовом зале старого помещения духовной семинарии на Магистратской улице. На выставке были представлены пейзажи, бытовые и этнографические картины Алтайского края, десять больших рисунков угольным карандашом и 26 акварельных набросков с натуры, представляющих типы алтайского инородческого населения. Как отмечалось в прессе, «все работы Мако производят очень хорошее впечатление. Это не ученические упражнения или хромые опыты дилетанта, а труды действительного художника, умеющего передать то, что его интересует и за что он берется».

На пару лет Мако уезжал из Томска, после возвращения жил на улице Солдатской, № 72, здесь же была его знаменитая на всю округу псарня. Адрес удалось выяснить благодаря одному эпизоду: у Мако сбежал чистокровный щенок породы мопс, и он дал объявление в газету с просьбой вернуть щенка, у кого объявится, по вышеуказанному адресу.

С 1 ноября 1892 года Мако возобновил свою работу в Мариинской женской гимназии. Как преподаватель рисования Александр Эдуардович был талантливым педагогом, способным увлечь делом воспитанниц. Преподавание у него было поставлено почти так же, как у художника Лемоха в Петербургской женской гимназии, которая считалась одной из передовых русских гимназий. Рисование не было обязательным предметом в старших классах гимназии, но его посещали 90 % учениц.

Мако в Томске работал не только как живописец, известны также его скульптурные анималистические работы, и не только анималистические. В 1893 году он изготовил бюст Чайковского ко II Симфоническому вечеру, устроенному в городе Томским отделением
Императорского Русского Музыкального Общества, а к 100-летнему юбилею Пушкина в сделал бюст поэта.

Революционные события круто перечеркнули планы художника. Сразу после революции Мако стал заниматься педагогической деятельностью, возглавив в Бийске, куда он к тому времени переехал, Центральную детскую студию изобразительного искусства.

Последние годы жизни Александра Мако прошли в Томске, умер он 7 февраля 1925 года, о чем было коротенькое сообщение в газете «Красное Знамя».

Человечество так старо! Всегда приходится идти по чьим - то стопам, — говорят, заявил как-то Альфонс Додэ.
Редакция vtomske.ru
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×