Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 5004Томск

Исторический момент: томское восстание

Сегодня в нашей рубрике «Исторический момент» — дела почти четырехсотлетней давности: томичи восстали против назначенного царем воеводы.

***
22 апреля 1648 года в Томске началось восстание горожан против воеводы Осипа Ивановича Щербатова.

Впрочем, начнем по порядку. В 1647 году князь Осип Иванович Щербатов был назначен воеводой в Томск вместо своего брата. Дмитрий Иванович Щербатов стал томским воеводой в 1644 году, но в тот же год умер.

Отношения с местными жителями у Щербатова как-то не задались. По одним источникам, он не поладил с несколькими сосланными в Томск опальными московскими дворянами, и они подняли мятеж, перетянув на свою сторону «зама» воеводы, воеводского товарища Илью Бунакова.

По другим источникам — восстание вспыхнуло из-за злоупотреблений во время строительства крепости. В 1643 году в Томске был большой пожар, во время которого выгорела большая часть города. В городе, кстати, по результатам подворной переписи 1646 года, проживало 844 семьи.

В 1648 царь Алексей Михайлович повелел воеводе Щербатову приступить к строительству нового города и крепости. Щербатов подрядил для возведения кремля наемных плотников во главе с казаком Петром Тереньтевым. Крепость на южном мысе Воскресенской горы была построена, но замена натуральной отработочной формы городовой повинности денежной путем сбора денег с горожан на строительство вызвала активный протест широких слоев населения и стала одной из причин томского восстания.

Несмотря на это, крепость удалась: она была окружена стеной с семью крепостными башнями: три из них стояли на стене, обращенной к Ушайке, три находились на стене между городом и острогом и одна - на стене, обращенной к Томи. В северной крепостной стене – ворота, ведущие из крепости. В мирное время помещения стен и башен использовались под разнообразные хозяйственно-бытовые нужды. В таком виде томский острог просуществовал до 80-х годов XVIII века.

Историк Новосибирского университета Андрей Дмитриев в своих материалах указывает на общее «лихоимство» сибирских воевод. «Здешние воеводы обязывали местное население приносить им дары («поминки»), брали взятки или даже занимались откровенным грабежом, присваивали жалование, предназначенное служилым людям, активно разворачивали винокурение и торговлю. Особое распространение получило казнокрадство и подмена пушнины, когда воеводы вместо собранных в ясак дорогих соболей отправляли в «государеву казну» своих, гораздо худшего качества. Таким путем многие сколачивали в Сибири целые состояния.

Некоторые воеводы даже начинали, как тогда выражались, «государиться», то есть отстаивать свое право на безграничную власть. Томский воевода князь Осип Щербатов задавал вопрос: «Я де здесь не Москва ли?»

По примеру своих начальников в лихоимство пускались дьяки, подьячие, служилые люди — все, кто обладал хоть какой-нибудь властью.

В середине века последовал целый ряд однотипных выступлений. Крупнейшим из них стало восстание в Томске в 1648-1649 годах. Бывший первым воеводой в Томске князь Щербатов восстановил против себя буквально все население города и уезда. Он вознамерился увеличить в полтора-два раза площадь десятинной пашни, организовал собственный пушной промысел и вознамерился стать монополистом, введя для томичей полный запрет на промысловую деятельность и наживаясь на взятках за возможность обойти этот запрет, холопил остяков и татар, грабил казну и служилых людей, выдавая им только половину их окладов жалования, и так далее.

Пока его сторонники держали под контролем жителей города и гарнизон крепости, можно было ничего не опасаться, но в начале 1648 года среди томской верхушки произошел раскол: воевода оказался недостаточно гибким, чтобы поделиться выгодами от своих бандитских операций с более широким кругом управителей и служилых. Поэтому в апреле в городе вспыхнуло восстание, в результате чего князь Щербатов оказался под арестом, а второй воевода Илья Бунаков примкнул к участникам выступления. Признали власть восставших и большинство чиновников приказной избы, продолжая свою работу. Но всеми делами в городе фактически управляли «мирские советники», проводившие в жизнь решения, принимавшиеся на «воровских казачьих кругах». Они исправно выполняли задачи государственного управления: несли военную службу, организовывали сбор ясака и налогов.

Москва, со своей стороны, также не стремилась к репрессиям. В Томск продолжало поступать денежное и хлебное жалование для служилых, была исполнена просьба воеводы Бунакова о присылке в город дополнительного вооружения — ручных пищалей и пороха. Правда, в царской грамоте приказывалось немедленно освободить арестованного воеводу и вернуть ему власть, на что томичи пойти никак не могли, даже с учетом обещания вскоре сменить обоих воевод и назначить розыск. Поэтому, когда в августе 1649 года в город прибыл новый воевода Волынский, он быстро убедился в невозможности полностью лишить «мирских советников» их влияния.

Проведение следствия было поручено приехавшим из Тобольска письменному голове и подьячему, а приступить к нему они смогли лишь в 1651 году. Расследование тянулось еще два года, и в 1653 году был, наконец, вынесен приговор: 31 человек был наказан кнутом, из них 11 с семьями переведены с сохранением чинов на службу в Якутск, где многие затем сделали, кстати говоря, успешную карьеру. Таким образом, и здесь восставшие легко отделались, поскольку отстранение от власти воеводы рассматривалось, по тогдашним законам, как покушение на царскую власть, и наказания за это полагались суровые».




***
22 апреля 1952 года скончался Николай Прокопьевич Чижевский, выдающийся ученый-металлург, действительный член АН СССР, профессор кафедры металлургии железа горного факультета Томского технологического института, автор ряда революционных технологий в металлургии.

Биография была типичной для того времени. Отец, Прокопий Андреевич, занимал должность помощника секретаря Казанского окружного суда. Молодой человек окончил физико-математический факультет Петербургского университета, металлургический факультет Горной академии в австрийском Леобене и химический факультет Киевского политехнического института.
С Томском связан только один из периодов жизни Чижевского: в 1909 году ученый стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой железа Томского технологического института. В 1923 году профессор переехал в Москву.

В Томске Чижевский читал лекции студентам, вел лабораторные занятия, руководил подготовкой дипломных работ и проектов. Свои лекции он старался обогатить живым практическим материалом, ежегодно организовывал поездки студентов на промышленные предприятия, большое внимание уделял производственной практике.

***
22 апреля 1991 года создан градостроительный совет при главном архитекторе. С тех пор на градсовете обсуждают все значимые для города проекты.
Редакция vtomske.ru
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×