19 мая, воскресенье
+8°$ 90,99
Прочтений: 2К

Исторический момент: филолог и создание областного ДОСААФ

Исторический момент: филолог и создание областного ДОСААФ
Фото: tomsk.ru09.ru/ pasha7308, ru.wikipedia.org/ Leonid Dzhepko, dosaaf70region.ru

Сегодня в нашей постоянной рубрике всего три события: рождение замечательного филолога, создание областного комитета ДОСААФ, и – открытие кусочка троллейбусного маршрута.

***

2 ноября 1922 года родилась Вера Владимировна Палагина, профессора кафедры русского языка филологического факультета ТГУ, специалист в области диалектологии и лингвистического источниковедения.

Вера Владимировна родилась в Воронеже. Однако в 194 году она поступила в ТГУ на историко-филологический факультет, и с тех пор связала свою жизнь с Томском. Уже в 1954 году она возглавила кафедру русского языка и больше не меняла места работы, возглавляя кафедру почти 35 лет.

Вера Палагина – известный русист, историк языка, исследователь истории русских старожильческих говоров Среднего Приобья, лексикограф, один из создателей томской диалектологической школы. Докторская диссертация «Реконструкция исходного состояния вторичного говора XVII века», которую Вера Владимировна защитила в 1973 году в Новосибирске, внесла серьезный вклад в методологию исторической региональной диалектологии. Вера Владимировна – автор 85 научных и научно-методических работ, идейный вдохновитель и соавтор 11 словарей, редактор 25 научных изданий. В 1998 году ей присуждено звание Лауреата Государственной премии РФ – посмертно.

Кроме того, Палагина была талантливым педагогом: ее ученики защитили 22 кандидатских и три докторских диссертации.

***

2 ноября 1951 года начал работу областной комитет ДОСААФ.

Вот как описывается история общества на его сайте.

Томская Оборонная организация ОСОАВИАХИМ, входившая в состав Западно-Сибирского края, образовалась в октябре 1927 года. В сентябре 1928 года в составе организации начала функционировать школа связи, а в августе 1934 года открылся аэроклуб.

В годы Великой Отечественной войны Томский ОСОАВИАХИМ подчинил свою деятельность интересам фронта. Аэроклуб в полном составе вместе с техникой убыл в действующую армию. Все учебные организации занялись подготовкой призывников. Курсанты, прошедшие подготовку в ученых клубах и школах Томской оборонной организации и ставшие связистами, пулеметчиками и снайперами, отважно сражались на всех фронтах. Около 130 тысяч томичей ушли защищать Родину, и половина из них не вернулась. Большой отряд ОСОАВИАХИМовцев за мужество и героизм, проявленные на полях сражений, удостоен высоких государственных наград.

В сентябре 1944 года в связи с образованием Томской области начался процесс формирования областной организации. В период с 1947 по 1956 годы в организации были созданы три автомобильных, радиотехническая и морская школы, стрелковые и спортивно-технические клубы.

Каждый третий призывник-томич прошел школу ДОСААФ. Сотни юношей получили десантно-парашютную подготовку в аэроклубе.

В начале 90-х годов в 822 «первичках» насчитывалось около 165 тысяч членов ДОСААФ. Позже, в период перестройки, обществу пришлось отстаивать право на свое существование.

Однако ДОСААФ существует и поныне. Сегодня в него входят 14 местных отделений с общей численностью около пяти тысяч человек; четыре автошколы; объединенная техническая школа; семь спортивно-технических клубов; аэроклуб; Центр военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

***

2 ноября 1968 года в Томске сдан в эксплуатацию участок троллейбусного маршрута № 1, протяженностью 10,5 километров, от переулка 1905 года до Иркутского тракта.

Первая часть маршрута было открыта 5 ноября 1967 года: троллейбус № 1 ходил от Лагерного сада до площади Ленина.

Проектом второй очереди предусматривалось строительство по переулку 1905 года, Кузнечному взвозу, Соляной площади, улице Пушкина и Иркутскому тракту. — 10,5 км. Работы велись в 1968—1969 годах. Путепровод через железнодорожные пути, соединяющий улицу Пушкина и Иркутский тракт, был построен всего за четыре месяца. 2 ноября 1968 года маршрут № 1 был продлен до остановки «Черемушки». В следующем году маршрут № 1 был продлен до Приборного завода.

Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Ленина, 1969 год. Фото: Д. Смирнов, tomskmuseum.ru
Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Ленина, 1969 год. Фото: Д. Смирнов, tomskmuseum.ru

Смотрите также

Комментарии